О положении армян в Османской империи, их месте в современной Турции и об истоках событий 1915 года TRT на русском поговорил с директором Центра истории Кавказа Ризваном Гусейновым
На территории Турции проживает порядка 500 тыс. армян. Однако большинство из них (около 400 тыс.) исповедуют ислам, а не христианство. В основном они проживают в Стамбуле. Центр армянской общины — квартал Кумкапы в историческом районе Фатих.
Армянские СМИ регулярно пишут о дискриминации, с которой якобы сталкиваются их соотечественники в Турции: дескать, жители лишний раз не упоминают о своем происхождении, боятся говорить на родном языке и даже учат детей обращаться к ним в общественных местах не по-армянски, а по-турецки. Например, вместо «маирик» (мама) говорить «аннэ». Однако сами же армяне говорят о том, что все это не соответствует действительности.
Александр по национальности этнический армянин. Из Еревана в 2015 году он переехал сначала Москву, но, прожив там несколько лет, решил перебраться в Стамбул. «Я занимаюсь продажей оборудования для промышленности, соответственно, работа предполагает общение с людьми. До сих пор я не сталкивался с каким-либо негативом из-за моей национальности, хотя я никак ее не скрываю», — говорит собеседник TRT на русском.
По его словам, граждане Турции относятся к армянам абсолютно так же, как и к другим национальностям — спокойно и дружелюбно. «Находясь в общественном месте, я звоню по телефону на родину родителям и громко говорю с ними по-армянски. И я очень сомневаюсь, что до этого хоть кому-то есть дело».
В прошлом году дочь Александра пошла в первый класс. Девочку решили отправить в государственную школу, хотя в Стамбуле есть и армянские учебные заведение. «Никаких проблем с оформлением не было. Просто собрали все документы, заплатили пошлину и привели ребенка в школу. Дочь адаптировалась, языкового барьера нет. Кроме того, в ее классе есть и русскоязычные дети».
В Стамбуле действует 17 армянских общеобразовательных школ. Одна из них была построена около 10 лет назад. Учебное заведение имеет 16 классов, спортзал, конференц-зал на 300 человек, лаборатории и столовую.
Армяне приезжают в Турцию не только для работы или на учебу. Средиземноморские пляжи также достаточно популярны. По сообщениям армянских СМИ, страна считается лидером среди туристических направлений в Армении. А в деревне Вакыфлы в Хатае работает музей армянской культуры «Муса Даг».
Сегодня армяне участвуют в культурной и политической жизни Турции. На выборах в прошлом году в парламент Турции прошел член Партии справедливости и развития Севан Сываджоглу. А председатель армянской общины Петрос Шириноглу регулярно встречается с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Таким образом, десятки тысяч граждан Армении едут в Турцию, где открывают собственный бизнес и создают в стране семьи. То есть никаких проблем для жизни армян здесь не существует.
Восточный вопрос
|
Представители армянских террористических организаций |
Трагические события 1915 года зачастую преподносятся без указания того, что им предшествовало. Директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов рассказал TRT на русском о положении армян в Османской империи
«Веками армяне, как и представители других христианских народов, не просто жили или существовали, а процветали в Османской империи. Длительное время армяне имели статус «верный народ», их, соответственно, воспринимали как хранящих верность Османской империи и лично султану. Фактически армяне контролировали основную часть международного бизнеса и представляли интересы империи в экономике и торговле во многих странах от Европы до Африки и Индии».
К XVIII-XIX векам появилась армянская элита, которая влияла на внешнюю политику Османской империи. То есть многие дипломаты того периода были этническими армянами, что также говорит о том, что для представителей этой национальности были созданы лучшие условия.
Положение стало меняться под влиянием большого европейского проекта «Восточный вопрос». «Проект возглавили ряд европейских монархий, а после к нему подключилась и царская Россия. Его целью было раскачивание Османской империи посредством влияния на восточно-христианские народы, населявшие империю», — поясняет Гусейнов.
С этой целью под видом проповедования христианства были созданы особые миссии, которые «обрабатывали» восточно-христианские народы. Впоследствии это привело к появлению различных организаций террористического толка, финансируемых и поддерживаемых за пределами Турции. Такими партиями стали «Гнчак», а затем «Дашнакцутюн».
«Их убедили в том, что лишь силой можно восстановить Армению. В стране начались теракты. Первый захват банка был осуществлен «дашнаками» в конце XIX века в Османском банке Стамбула. Они также убивали и армян, которые были не согласны быть частью этого террора», — говорит эксперт.
Дата 24 апреля 1915 года не имеет никакого отношения к трагическим событиям того времени, подчеркивает собеседник TRT на русском. В этот день были арестованы участники этих террористических группировок.
«Сегодня мало говорят о том, что «Дашнакцутюн» осуществляла массовый террор, убийства и гонения мусульманского тюркского населения на территории Анатолии. Очень много было убито курдов, которые вооружились и предприняли попытки сопротивления армянским террористическим группировкам. Третьей стороной выступили власти Османской империи, которые должны были наладить порядок», — рассказал Гусейнов.
Убийства мусульманского населения и тяготы армян, которые они понесли из-за своего политического руководства, сегодня пытаются представить в виде «геноцида», отмечает эксперт. Примечательно, что этим занимаются страны, которые это спонсировали, — США и государства Европы.
«Эти обвинения совершенно некорректны, и даже сам термин «геноцид» появился в 1943 году, — поясняет Гусейнов. — События 1915 года ни по каким своим параметрам не могут быть названы геноцидом».