13 января 2022 г.

https://theasiatoday.org/

Ülviye FİLİYEVA ERKEÇ




Директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов: «Я думаю, что Турция и Армения установят дипломатические отношения к концу 2022 года».

Rizvan Huseynov

Director of the Center for the History of the Caucasus


Вторая карабахская война создала новую геополитическую ситуацию и возможности для сотрудничества на Южном Кавказе. После войны лидеры Азербайджана, Армении и России неоднократно встречались и обсуждали ход выполнения подписанных соглашений.

В этом контексте Анкарский центр исследований кризисных ситуаций и политики The International Asia Today представляет вашему вниманию мнение историка Ризвана Гусейнова — директора Центра истории Кавказа, о развитии событий на линиях Турция-Армения и Азербайджан-Армения.


- Господин Гусейнов, как вы знаете, встречи между лидерами Азербайджана, России и Армении проводятся регулярно. Какого прогресса, по вашему мнению, следует ожидать в ближайшем будущем? Как вы оцениваете результаты трехсторонних встреч?

- Вторая карабахская война создала новую геополитическую реальность на Южном Кавказе. Регулярные встречи лидеров Азербайджана, России и Армении также определяют новообразованный формат. Подписанное 9 ноября 2020 года перемирие, договоренность, достигнутая в Москве 11 января 2021 года, и переговоры, состоявшиеся в Сочи 26 ноября 2021 года, показывают, что существует техническое решение вопроса демаркации границ и открытия Зангезурского коридора. Тот факт, что на этих встречах также обсуждались разные темы, свидетельствует об успешном функционировании трехстороннего формата. В качестве посредника Россия играет важную роль в связи между Азербайджаном и Арменией.

- Как вы думаете, какие шаги предпримет Армения для того, чтобы Южный Кавказ стал безопасной зоной? Почему администрация Еревана берет на себя большие потери в этом вопросе?

- На первом этапе правительство Армении считало, что статус-кво может измениться. Однако в 2021 году все усилия в этом направлении оказались тщетными. Ни на границах, ни в Зангезурском коридоре Армения не нашла той поддержки, которую ждала от России и Ирана. Кроме того, она не получила и той поддержки, на которую рассчитывала, со стороны Индии, Франции и Соединенных Штатов Америки (США). В итоге ереванская администрация поняла, что ни одна из статей соглашений не может быть изменена.

В ходе однодневного конфликта, произошедшего на армяно-азербайджанской границе 16 ноября 2021 года, Азербайджан получил контроль над тремя стратегическими дорогами в направлении Армении, в направлении городов Сисиан-Горус-Гафан и на въезде до Лачинского коридора. Таким образом, у него появилась возможность установить здесь блокпост в будущем. После этого конфликта правительство Армении признало себя проигравшей стороной как в политическом, так и в военном отношении. По этой причине можно сказать, что в 2022 году Армения откажется от своих ревизионистских усилий и что таким образом будут установлены дипломатические отношения. В противном случае Ереван будет дестабилизирующим игроком. Более того, это не рационально и для Армении.

- В последнее время Армения посылает сигналы о нормализации отношений с Турцией. Как Вы оцениваете возможности сотрудничества между Турцией, Арменией и Азербайджаном?

- Следует отметить, что Анкара также дает положительные сигналы в этом направлении. Турция и Армения взаимно назначили представителей, ответственных за нормализацию. Это правильно. Переговоры о сотрудничестве на линии Анкара-Ереван должны начаться как можно скорее.

Анкара заявляет, что при любом сотрудничестве с Ереваном она будет консультироваться с Баку и что ни один план не будет осуществляться без одобрения Азербайджана. Следует четко подчеркнуть, что между Турцией и Азербайджаном нет проблемы доверия по какому-либо вопросу. Сотрудничество двух государств внесет большой вклад в развитие региона.

Несомненно, одним из величайших достижений Турции является экономическая модель. Модели экономики, транспорта и транзитных перевозок, реализованные в отношениях с другими странами, являются областью, в которой Турция создает успешные проекты. Примеры тому – сотрудничество Турция-Азербайджан-Грузия, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и другие транзитные проекты, крупные инвестиции в экономику Грузии. Как известно, в проектах развития экономики Грузии важна роль Турции и Азербайджана. То же самое может произойти и с Арменией. Это может способствовать благополучию армянского народа в частности и народа региона в целом.

- Возможно ли совместное проживание азербайджанского и армянского народов после военного решения карабахского конфликта? Какое будущее вы себе представляете?

- Одним из самых сложных вопросов по теме является вопрос сосуществования народов. Можно констатировать, что этот процесс может начаться через 5-10 лет. Азербайджанские тюрки и армяне могут жить в деревнях или провинциях, близких друг к другу. Но я не думаю, что они могут делить общее пространство, по крайней мере, сейчас. Если будет применен формат кооперации, будет возможна совместная работа на созданных совместных промышленных, фабричных или сельскохозяйственных объектах. Время покажет и это. Кооперация и торговля – наиболее рациональный способ решения таких проблем. К этому вопросу нужно подходить очень чутко. Потому что в ходе Первой и Второй карабахских войн и Азербайджан, и Армения понесли большие потери и получили серьезные ранения. Однако в принципе первым шагом должно быть не совместное проживание, а ведение отношений на основе добрососедства и сотрудничества.

- Как известно, политическая дипломатия не может добиться прочного успеха без примирения народов. Как в этом смысле Вы оцениваете роль народной дипломатии в обеспечении мира между народами Азербайджана и Армении? Считаете ли вы, что этот метод может предотвратить новый конфликт и послужить региональному миру?

- В мирной модели очень важна народная дипломатия. В этом контексте следует организовать встречи с активистами, историками, социологами и лидерами общественного мнения, принадлежащими к этническим группам. После этого они смогут осуществлять совместные проекты. На следующем этапе можно обсудить встречи молодежи. В результате постепенно все слои общества смогут объединиться и установить отношения. Здесь важна роль объективных экспертов и журналистов с обеих сторон. Эти встречи также должны быть представлены в средствах массовой информации для создания положительного имиджа. Как вы указали в вопросе, политическая дипломатия не может быть успешной без публичной дипломатии. Потому что главная цель – освоить мирную жизнь двух народов. Я надеюсь, что этот процесс начнется в 2022 году.


RU-version

https://theasiatoday.org/interviews-ru/%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2/?lang=ru&

TR-version 

https://www.ankasam.org/kafkas-tarih-huseynov-2022-yili-turkiye-ermenistan-iliskilerinin-normallestigi-bir-yil-olacaktir/

ENG-version

https://theasiatoday.org/interviews/head-of-center-for-caucasian-history-rizvan-huseynov-i-believe-until-the-end-of-2022-turkey-and-armenia-would-establish-diplomatic-relations/


Репортаж, публикуемый на нашем веб-сайте, выражает личное мнение эксперта и может не совпадать с редакционной точкой зрения The International Asia Today.


Комментарии: