23 декабря 2021 г.


https://vesti.az/

Уходящий год стал прорывным для создания стабильной конфигурации в регионе Южного Кавказа благодаря усилиям Азербайджана, Турции и России.

Об этом Vesti.az заявил старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов, комментируя итоги уходящего года для Азербайджана и региона в целом.

«Уходящий год запомнился титаническими усилиями Азербайджана, России и Турции в направлении обеспечения устойчивости региона в постконфликтный период, когда уже можно уже говорить о каких-то проектах и создании новой системы стабильности на Южном Кавказе», – заявил Р.Гусейнов.

По его мнению, год был непростым для армяно-азербайджанских отношений, основные проблемы были связаны с ситуацией на границе двух стран.

«Мы знаем, что с мая месяца началась напряженность, которая вылилась в ряд вооруженных стычек и противостояния. Самым знаковыми стали бои 16 ноября, после которых в первую очередь армянская сторона и те страны, которые поддерживал ее, поняли, что альтернативы предложениям Азербайджана, Турции и России нет в регионе. Сегодня нет внешних игроков, которые могли бы методом провокаций или иными методами, поменять или создать новую конфигурацию в регионе», – подчеркнул эксперт.

Он указал, что пограничное противостояние закончилось 16 ноября благодаря тому, что Азербайджан взял важные стратегические высоты и направления на армянской территории – Герус, Кафан, Сисиан и непосредственно направление въезда в Лачинский коридор.  

«Это победа Азербайджана и его партнеров. Именно после этого прошли трехсторонние встречи в Сочи, а потом в Брюсселе. Фактически, сдвинулась с мертвой точки работа трехсторонней комиссии Азербайджан-Армения-Россия на уровне вице-премьеров по разблокировке транспортных коридоров», – отметил политолог.

По его словам, после восстановления работы комиссии приобрел некую значимость предлагаемый первично Турцией формат «3+3», который включает в себя Азербайджан, Армению и Грузию, а также страны, примыкающие к региону – Россию, Турцию и Иран. 

«К сожалению, пока что Грузия не подключается к этому формату, но в любом случае надежда все еще не потеряна. Данный формат позволит решать значительную часть региональных вопросов, избегая вмешательства внешних игроков. Именно поэтому, против него выступает ряд европейских стран, а также США, которые препятствуют Грузии участвовать в «3+3». Это связано с тем, что в этом формате есть Россия, а значит, Грузия не может принимать участие на тех площадках, где есть Россия», – указал Р.Гусейнов.

Он напомнил, что Москва и Тбилиси взаимодействуют на ряде международных площадок, в том числе и в ООН. Эксперт добавил, что Россия сегодня является одним из важных торговых партнеров Грузии. 

«Если Грузия жестко общается с Россией на каких-то площадках, то возникает вопрос – почему существует такое широкое экономически-торговое взаимодействие между двумя странами? Ведь формат «3+3» как раз позволяет обсуждать торгово-экономические и транзитные вопросы. Это не политический формат, он более удобен для всех стран, которые сегодня вовлечены в него», – пояснил эксперт.

По его словам, Азербайджан всегда имел хорошие взаимовыгодные отношения со всеми странами региона, кроме Армении, но для этого были причины. 

«Грузино-азербайджанские отношения – экономические, политические – находятся на высоком уровне. Азербайджан является одним из важных инвесторов в экономику Грузии. Мы вместе осуществляем масштабные проекты, в том числе и транзитные, в рамках которых мы взаимодействуем с Турцией, с европейскими партнёрами», – сказал Р.Гусейнов.

Говоря о российско-азербайджанских отношениях, эксперт подчеркнул, что они идут по нарастающей, между странами растет товарооборот.  

«Около тысячи российских компаний принимают участие, инвестируют в экономику Азербайджана, или намерены это сделать», – указал политолог.

Говоря об Иране, он отметил, что Баку и Тегеран связывают давние отношения. 

«Азербайджан в плане транзитных мощностей представляет большой интерес для Ирана и России в рамках проекта «Север-Юг», который соединит Персидский и Финский заливы. Прорывным моментом также стало то, что страны нашли общий язык по спорным месторождениям в Каспийском море, точно также как Азербайджан с Туркменистаном. Более того, как мы знаем, в иранском секторе есть большие запасы нефти и газа, достигнуто рамочное соглашение об участии азербайджанских компаний в их разработке», – напомнил он. 

По его мнению, турецко-азербайджанские отношения отличаются наивысшим уровнем. 

«Такого формата дружбы и взаимоотношений нет в мире, потому что на таком уровне искренне страны так друг другу не помогали – начиная от военно-политического до дипломатического, торгового, экономического, транзитного, культурного секторов. Нет таких сфер, где бы Азербайджан и Турция не имели высокого взаимодействия и взаимопонимания», – пояснил старший научный сотрудник.

Вместе с тем он указал, что пока рано говорить о позитивных армяно-азербайджанских отношениях. 

«В любом случае, то, что Армения и Азербайджана пытаются двигаться к миру, дает нам надежду, что через несколько лет транзитные и экономические проекты, в том числе Зангезурский коридор, позволят снять напряжение в регионе. Любое экономическое взаимодействие играет на стабильность и связывает страны», – подчеркнул Р.Гусейнов.

Он выразил надежду, что в следующем году будут, наконец, достигнуты договоренности об открытии железнодорожного полотна и автомагистралей, которые соединят Азербайджан с Нахчыванью, с Турцией, с Европой. 

«Есть надежда, что следующий год будет посвящен не решению других постконфликтных задач, а реализации намеченных – экономических, транзитных – планов, о которых говорилось в течение уходящего года. Это заслуга трио стран – России, Азербайджан и Турции – в создании и реализации новой конфигурации безопасности для полномасштабного сотрудничества в нашем регионе», – резюмировал Р.Гусейнов.

Комментарии: