Какую загадку скрывает мистический камень в Нагорном парке Баку? Бакинские тайны
Тамилла Мамедова
Caliber.Az
В каждой стране, городе и даже маленьком поселке есть свои почитаемые места. Они не так хорошо знакомы туристам, да и не все горожане о них знают. Только знатоки родных мест, старожилы, передающие информацию из поколения в поколение, знают о них. Сегодня мы хотим поделиться с читателями историей одной бакинской достопримечательности, о которой мало кто еще знает.
Речь идет об огромном валуне со сквозным отверстием, расположенном в Нагорном парке на склоне горы под бывшим памятником Кирову. Данный камень издавна известен в народе как «Пирвензере». Кстати, это название начертано ныне и на самом валуне. Что это за камень? Когда и как он там появился?
Итак, поднимаемся по лестнице и подходим к валуну. Громадный кусок скальной породы, возвышающийся недалеко от самой вершины горы, сейчас смотрится не так противоестественно в окружении гранитных плит современного парка.
Сначала мы решили обратиться к старожилам этих мест. Однако информация, полученная от старых бакинцев, была достаточно однотипной. Многие помнят его с детства, у остальных он ассоциируется с молодостью, прогулками в парке, свиданиями. Мне даже рассказали, что камень вызывал благоговение на фоне горы из наносных пород. Некоторые, правда, говорили, что камень этот - чуть ли не волшебный, что еще их бабушки и дедушки упоминали о каких-то его чудодейственных свойствах, и что в стародавние времена это был пир.
Но все утверждали одно - то, что валун уже несколько тысяч лет назад был значимым ритуальным объектом.
«К «Пирвензере» ходили представители всех конфессий, ведь он располагался в центре межконфессионального Нагорного кладбища. Еще одной особенностью священного камня было то, что он считался «женским». К нему ходили исключительно женщины, которым он, по легенде, помогал от различных женских проблем, но самое главное – лечил бесплодие. Вообще-то с такими просьбами принято было ходить в мечеть на Биби-Эйбате, к гробнице Укеймы ханум, а к волшебному валуну «Пирвензере» заходили, так сказать, по дороге. Поговаривают даже, что он до сих пор помогает лучше, чем современные методы лечения. А если учесть и тот факт, что на этом холме издревле находились кладбища - еще с доисламской эпохи, то тем более становится понятно, почему это место считалось священным: духи предков всегда помогали людям», - рассказывает пенсионерка Наджиба хала, которая проживает неподалеку.
Получается, это священное место? Но вот откуда взялось название, и что означает, никто объяснить не мог.
Давайте заглянем в него. Внутри «Пирвензере», с левой стороны, можно заметить углубление прямоугольной формы, которое, по мнению ученых, является местом чьего-то захоронения. Видимо, там был похоронен какой-то важный человек, причем явно в доисламский период, ведь у мусульман не принято хоронить никаким иными способом, кроме как в земле. Как правило, для таких захоронений выбирались места на возвышенностях, с видом на море. В исламский период рядом со старыми захоронениями стали появляться новые, но отношение к предкам было одинаковым - уважительным. Такая же ситуация сложилась и на месте нынешнего Нагорного парка, который представлял собой несколько кладбищ рядом: мусульманское и христианское.
Кстати, Гусейнгулу Сарабский в своей книге «Старый Баку» также упоминает этот камень, но он его называет немного иначе – Пирвянзяри: «На северо-западной окраине города находился огромный обтесанный остроконечный камень, называемый в народе Пирвянзяри. Когда-то в теплые весенние дни женщины в качестве паломничества к святому месту по воскресным дням приходили к этому камню, потому и было принято жарить здесь шашлык из печени овцы».
Выходит, что история про священный валун - не выдумка и не легенда: он действительно почитался в народе. И, судя по шашлыкам у его подножия, приходили к нему не просто по дороге к пиру в Биби-Эйбате, а целенаправленно.
По словам директора Центра истории Кавказа, старшего научного сотрудника Института права и прав человека Ризвана Гусейнова, на данный момент можно констатировать тот факт, что когда-то здесь было храмовое сооружение, и его остатки видны на этой скальной породе.
«Данная скальная порода может тянуться на сотни метров. Издревле, еще с периода неолита, древние люди всегда свои храмы и святые места устанавливали на тех местах, где есть скальные породы. В этом есть глубокий символизм – большинство храмовых сооружений Баку находится на скальных породах – Девичья Башня, Ичеришехер, мечеть Биби-Эйбат. В советское время в рамках борьбы с религией часто не трогали языческие верования, и у этого феномена был свой смысл: борясь с традиционными религиями, старались сохранить языческие культы, которые использовали для ведения пропаганды, чтобы говорить: вот, смотрите, как отстали люди, которые используют язычество, но при этом эти языческие культы приписывали исламу и христианству. Одной из причин сохранения до наших дней этого памятника является данный идеологический фактор. Было бы очень уместно, если бы соответствующие государственные структуры, отвечающие за сохранность и пропаганду культурных и исторических памятников, установили здесь табличку с короткой информацией о значимости данного памятника. Он бы стал объектом посещения туристов, что дало бы возможность для дальнейшего исследования происхождения данного памятника, и о том, как он упоминается в древних средневековых источниках», - говорит Р.Гусейнов.
По словам же исследователя Фаига Насибова, слово «пир» в названии свидетельствует о том, что место считалось священным.
«И действительно, по утверждению старожилов, на рубеже XIX-XX веков среди мусульманского населения существовало поверье, что валун обладает чудодейственной силой. Считалось, что пришедшие сюда на поклонение бездетные женщины обретали возможность родить. Отсюда проходил путь на Биби-Эйбат и люди часто посещали камень по дороге», - рассказывает Ф.Насибов.
По его словам, неизвестно, кто был похоронен внутри камня, но можно сделать некоторые предположения.
«Обычно мусульманская традиция требует захоронения в земле, а не в камне. Ориентация захоронения также позволяет предположить, что оно возникло в домусульманский период. Такие каменные могилы традиционны для Абшерона и уходят корнями к бронзовому веку (2-3 тысячелетие до н.э.). Есть они в Нардаране, Шагане, Сураханы, Бузовна, и даже у подножия Девичьей башни», - отмечает наш собеседник.
По словам Насибова, обычно могилы располагались на отдельных камнях и скалах, на хорошо просматриваемых возвышенностях с видом на море. Встречающиеся рядом на скалах чашечные углубления и знаки позволяют предположить, что такие места носили ритуальный характер. С приходом ислама в регион эти ритуальные места поклонения не были преданы забвению. Нередко рядом возникали новые захоронения, которые продолжали почитаться как «пиры».
«Традиция последующих захоронений вокруг почитаемых мест не обошла и «Пирвензере» - вокруг на холме с конца XIX века возникло кладбище. В последующем здесь были похоронены жертвы геноцида азербайджанцев 1918 года, известные люди, в частности, бакинский миллионер Муса Нагиев», - рассказывает он.
Затем с оккупацией Азербайджана и установлением советской власти пришло время воинствующего атеизма. Разрушались храмы, преследовались верующие. На месте Нагорного кладбища решено было устроить увеселительный парк. Часть могил перенесли, а оставшиеся сровняли с землей. Разрушили и расположенные рядом культовые сооружения. Вся территория была расчищена и разбита на террасы.
На самой высокой точке холма, к которой вела широкая лестница, установили памятник большевистскому лидеру Кирову. Но самое удивительное, что у самого подножия памятника остался стоять священный валун.
«Если посмотреть на старые фотографии, то по всей архитектурной логике он должен был быть разрушен, чтобы не возвышаться на холме и не портить вид, тем более что других камней в округе нет. Кроме того, лестница к памятнику Кирову проходила в нескольких метрах от «Пирвензере» и прямо перед валуном была образована небольшая площадка», - отмечает исследователь.
А что думает по этому поводу эзотерик, историк, исследователь Тарлан Манафов?
«Пирвензере» – это Камень Солнца. Данный камень относится к очень древнему культу. Самой первой религией на планете было поклонение солнцу, которое считалось богом у древних людей. Само название Баку переводится как «Город Бога». Баку - один из сакральных центров на планете. Именно Камень Солнца в дальнейшем трансформировался в Девичью Башню, которая называется «Günzər», посмотрите, отсюда и исходит название камня «Пирвензере». То есть здесь корень «zər» (кванты, частицы солнца) играет ключевую роль (Göydən zər, işıq, nur yağır). От этого корня и происходит название «Azərbaycan». От первой части слова «вянзяр» происходит слово вянг – сооружения, в которых находятся отверстия. Таких сооружений очень много в Габале, Шеки, Гедабее», - рассказывает наш собеседник.
И тут мы приближаемся к самой главной тайне!
«Все эти древние цивилизации, включая египетские пирамиды, шумерские зиккураты, пирамиды солнца майя, ацтеков, стоунхендж у друидов, храмы в Тибете, являются инструментами для контакта с солнцем, а иными словами, для сбора солнечной энергии. И во всех этих древних сооружениях существуют отверстия, через которые лучи солнца, словно через линзы, концентрируются и попадают внутрь. В египетской пирамиде фараоны были помещены в каменный гроб, и в самой пирамиде были оставлены отверстия, через которые солнечные лучи в определенный день года поступали в это сооружение и попадали на мумию фараона. В Азербайджане первые свидетельства данного культа находятся в Гобустане. Иными словами, весь Гобустан – это храм солнца», - говорит Манафов.
По его словам, в тюркской традиции сохранилась практика захоронения правителей, вождей в курганах, и в них тоже оставляли отверстия, через которые проникает луч солнца.
«Если посмотреть в отверстие валуна «Пирвензере», можно увидеть поселок Гюнешли и Каспийское море. Само зеркало - море собирало солнечные лучи и затем через это отверстие они передавались внутрь этого камня. Лучи попадали на шишковидную железу человека, на его энергетическое тело света, и происходили разные метафизические процессы. Мы до сих пор практикуем данный вид йоги – контакт с солнечной энергией, в 80-90-е годы у нас была группа исследователей, мы по утрам и вечерам ложились на выемку камня «Пирвензере», и солнце от Гюнешли попадало прямо в отверстие камня. Данные факты зашифрованы в самых древних топонимах Азербайджана.
Девичья Башня, Гюнешли, валун «Пирвензере» и само название Азербайджана тесно связаны между собой – это так называемый «код Бога», все это закодированные названия, которые дошли до наших дней», - говорит исследователь.
Версия у исследователя-эзотерика Вагифа Алекперова связана с предсказанием будущего.
«Основной вопрос - происхождение сквозного отверстия в огромном камне. Судя по всему, оно проделано не руками человека, поскольку имеет непропорциональную форму, хотя и близкую к прямоугольнику. И поскольку камень многие века был знаменит своей чудотворной силой - лечил бесплодие у женщин, можно предположить, что должен быть некий скрытый смысл, изначально заложенный в «Пирвензере» и рассчитанный на расшифровку в далеком будущем.
Мой опыт изучения мистического явления, Сальского небесного кода, представлявшего собой квадраты в небе из облаков с числом внутри над городом Сальском, привел к выводу о возможности его расшифровки с помощью извлечения квадратного корня из числа, расположенного внутри.
Если допустить, что отверстие в камне служит указанием на квадрат (в просторечии это отверстие часто называют квадратным), то единственное число, из которого логично в данном случае извлечь квадратный корень - 9, то есть число месяцев беременности. Результат извлечения корня - 3. Это может служить предсказанием главной современной архитектурной особенности Баку, его символа - трех Башен Огня, из-за своей необычной формы кажущихся тремя монолитами и расположенных в непосредственной близости от древнего загадочного монолита - камня «Пирвензере».
Мало того, что он являет собой отдельно стоящий огромный валун, так в нем еще есть сквозное отверстие. Судя по тому, что отверстие это явно природного происхождения, это не могло не привлекать внимания местных жителей», - рассказывает Алекперов.
По словам сотрудника Института археологии и этнографии НАНА, археолога Идриса Алиева, «Пирвензере» — это женский камень. Обычно женщины из Ичеришехер приходили к этому камню, приносили с собой овечью печенку, жарили ее и ели. Слово «зян», «зянан» означает женщина. То есть, иными словами, это женский пир, где решались важные дела, делались жертвоприношения. Вообще, в Азербайджане с древних времен был широко распространен культ камня. Возможно, там даже когда-то хоронили людей...
Интересно, почему этот валун остался в Нагорном парке до сих пор?
Может его посчитали неким природным украшением и решили не трогать? Или все дело в чудесных его свойствах, которые его хранили от злых людей? Ведь в советские времена снесены были не только могилы и культовые сооружения ради будущего парка, но и многие исторические здания и храмы в других местах города. А валун не тронули!
А может быть, воинствующие большевики-атеисты что-то такое слышали про этот мистический камень и решили не рисковать? Может, какой-нибудь мудрый аксакал предупредил, что древние святыни наказывают тех, кто нарушает их покой? Ответа нам не узнать никогда.
Но факт остается фактом. Закончилась эпоха большевиков, был демонтирован памятник палачу Кирову, а «Пирвензере» как стоял себе тысячи лет, так и стоит. Поэтому подобные мистические места надо изучать и охранять как достопримечательности нашего города.
Комментарии: