http://www.caucasianhistory.info/
Центр истории Кавказа,Аббас Исламов
Часть 1; Часть 2; Часть 3; Часть 4; Часть 5; Часть
6; Часть 7; Часть 8; Часть 9; Часть 10; Часть 11; Часть 12; Часть 13; Часть 14; Часть 15; Часть 16; Часть 17
Часть 18
На фоне армянского террора, охватившего США на заре ХХ века, происходили весьма знаменательные события, отчетливо указывавшие на то, что экстремизм армянских националистов вышел на еще более высокий уровень военно-политической организации. Шла интенсивная подготовка людских, финансовых и военных ресурсов для того, чтобы гибридная война, развязанная армянскими сепаратистами в Турции, начиная со второй половины XVIII в. и тянувшаяся уже несколько десятилетий, разгорелась с новой силой. Напомним еще раз, что наблюдаемая интенсификация армянского террора в Турции происходила задолго до 1914 года, до начала Первой мировой войны.
Одним из таких событий, широко освещавшихся в американской прессе, стало прибытие в США одного из лидеров партии «Гнчак», известного армянского террориста, повинного в гибели сотен мирных жителей Турции, Амбарцума Бояджяна. Используя возможности разветвленной сети террористических организаций, созданных в Америке партией «Гнчак» и высокопарно представившись на американской земле как «генерал», Бояджян приступил к вербовке американских граждан армянского происхождения в национальную армянскую армию для ведения боевых действий против турецкого государства на территории Османской империи. Таким образом США оказались косвенно втянутыми в подготовку масштабного террора против турецкого государства. Вот, например, как об этом сообщалось в газете «The Pansacola Jopurnal», изданной 8 января 1908 года:
«ГЛАВА ГНЧАКИСТОВ ПРИБЫЛ, ЧТОБЫ ПОГОВОРИТЬ О ВОЙНЕ. Нью-Йорк, 8 января. – Генерал Амбарцум Бояджян, глава гнчакистов или армянской революционной организации, прибыл вчера в Нью-Йорк. Он прибыл, чтобы попытаться организовать своих соотечественников в Америке в вооруженные банды, которые, он надеется, будут призваны спасти их страну от Турции. В Нью-Йорке находятся около 6000 армян, и они готовятся к массовому собранию, на котором к ним обратится генерал Бояджян, который известен каждому армянину как величайший патриот своей земли».
Если безжалостное выбивание денег террористами «Гнчак» у состоятельных граждан США для раскручивания гибридной войны и террора в Турции расценивалось как уголовное преступление и каралось американским законодательством, то о подобной деятельности главарей той же самой террористической организации сообщалось всего лишь как о некоей ординарной новости, наряду с прогнозом погоды. В этом и заключалась особенность американского подхода к вопросам армянского терроризма в целом, и к террору армянских националистов в Турции в частности – подхода, который, к сожалению, не претерпел существенных изменений за прошедшее столетие.
Но как бы то ни было, подобные факты, запротоколированные в американской периодике, неопровержимо свидетельствуют о том, что задолго до начала Первой мировой войны 1914 года, так называемое «революционное» лидерство «ни в чем не повинного», «беззащитного», «угнетенного» и «миролюбивого» народа уже создавало армии вооруженных до зубов бандитов, задача которых заключалась в том, чтобы разрушать турецкое государство методом беспощадного террора и кровопролития. Многочисленные банды, созданные партиями войны «Дашнакцутюн» и «Гнчак», объединяли в своих рядах уже не сотни, а десятки тысяч вооруженных до зубов боевиков, которые не только терроризировали мирное население, но вели подлинную войну против турецкого государства на территории Османской империи.
Всего через шесть лет, с началом Первой мировой войны, этим бандам предстояло объединиться в крупные, многотысячные вооруженные формирования. Составленные исключительно из этнических армян, эти вооруженные до зубов формирования с момента вторжения в 1914 году в Восточную Анатолию огромной Кавказской армии царской России, практически незамедлительно приступили к массовой резне мирного мусульманского населения, совершая первые акты геноцида ХХ столетия.
А в самой Турции в это же самое время ни на минуту не прекращалась террористическая деятельность армянских националистов. В феврале в Восточной Анатолии, в городе Ван, ставшем своего рода столицей армянского террора и сепаратизма, происходит одно из наиболее кровавых событий 1908 года, сведения о котором сразу же заполняют страницы американской прессы. Вот как об этом сообщалось в газете «The Evening Journal», вышедшей 12 февраля 1908 года:
«ЦЕРКОВЬ И БОЙЦОВ РАЗНЕСЛО ВЗРЫВОМ. Разрушены здания и погибло много человек во время конфликта между армянами и турками». ВЕНА, 12 февраля. – Много человек было убито и большая часть армянского квартала Вана, в Малой Азии, разрушена взрывом склада боеприпасов, в котором армянская банда оказывала сопротивление осаде турецких солдат, когда произошел взрыв.
Согласно сообщениям, армяне, которые очевидно готовились к восстанию против турков, скрывали огромное количество динамита, патронов и винтовок в церкви. Турецкие солдаты обнаружили этот тайник и выносили из него оружие и боеприпасы, когда армяне решили воспрепятствовать этому и атаковали их, вслед за чем последовало яростное сражение.
Неясно, произошел ли взрыв случайно во время сражения или склад боеприпасов был взорван армянами, чтобы он не попал в руки туркам. Церковь взлетела высоко в воздух, сражающихся разметало в разные стороны, много зданий было разрушено и большое количество людей, как сообщается, было либо погребено под руинами, либо убито разлетавшимися обломками.
Ван, население которого составляет около 30 000 человек, является важным местом расположения армянских миссий, но насколько известно, ни одна из них не пострадала».
Это свидетельство американской прессы 1908 года в который раз высветило для западного читателя типичную картину цинизма и коварства лидеров армянского терроризма, развернувших практически непрерывную войну с целью разрушения турецкого государства. Спекулируя образами христианских храмов Восточной Анатолии, чтобы вызвать в европейских странах, России и Америке сострадание к «древнему христианскому народу» – организаторы армянского террора в Турции повсеместно превращали свои церкви в тайные хранилища оружия и боеприпасов. В этих публикациях американских издательств со всей очевидностью раскрывается тот факт, что армянская церковь в Ване (разумеется, с ведома и при участии священников и духовного руководства Ванской епархии) была превращена в военный арсенал местных банд армянских террористов. Когда тайник был обнаружен властями и солдаты турецкой армии пытались вынести из церкви оружие и боеприпасы бандитов, они были атакованы террористами. В ходе завязавшегося сражения произошел мощный взрыв динамита, спрятанного в церкви. Так коварные замыслы террористов привели к уничтожению и христианского храма, превращенного армянами в тайный склад боеприпасов, и части армянского квартала в городе.
Но нельзя не отметить и характерную особенностью публикаций в американской прессе – на фоне подобных разоблачений, раскрывающих подлинную сущность армянского терроризма в Турции, замаскированного под демагогией о «страданиях» христианского народа, в них отсутствовали комментарии, осуждавшие варварство, творимое армянскими бандами.
Подобное отношение к террору армянских националистов сохранилось практически неизменным по настоящее время – и сегодня западные СМИ стремятся укрыть под покрывалом молчания бесчисленные факты невиданного варварства армянских захватчиков, за время оккупации территории Азербайджана стерших с лица земли сотни азербайджанских населенных пунктов, включая такие крупные города как Агдам, Физули, Джабраил и Зангилан. Сегодня, как и столетие назад, западные СМИ, покрывая преступления армянского агрессора, упорно замалчивают факты преднамеренных ракетных ударов по жилым кварталам азербайджанских городов Гянджа, Барда и Тертер, повлекшие за собой значительные разрушения и многочисленные жертвы среди мирного населения.
В архивах американской прессы сохранили неопровержимые факты, свидетельствующие о том, что город Ван, центр одноименной провинции на востоке турецкого государства, в 1908 году уже был превращен армянскими партиями войны и сепаратизма «Дашнакцутюн» и «Гнчак» в бастион вооруженного террора. Огромные арсеналы оружия и боеприпасов, поставляемых в основном из царской России через территорию Ирана, были созданы в различных кварталах армянской части города. Несмотря на то, что описанный выше мощный взрыв, разрушивший церковь, превращенную армянскими террористами в военный арсенал, нанес ощутимый удар по запасам вооружения – всего через год в американских газетах была опубликована информация, свидетельствующая о том, что запасы армянских банд в Ване были практически неиссякаемыми. Налаженный механизм тайных поставок вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ позволял непрерывно наращивать арсеналы, доводя их до масштабов, позволяющих вооружить и экипировать целые армии. Так, например, в газете «The Pacific Commercial Advertiser», всего через год после этих событий, 27 мая 1909 года было опубликовано письмо американского миссионера, находившегося в Ване, в котором раскрывались новые факты, касающиеся огромных запасов оружия и боеприпасов армянских банд:
«КАК НАЧАЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ В ВАНЕ. Госпожа Ярроу получила новости от брата о мятеже в Турции. Многие события, связанные с мятежом в Турции, в результате которого был смещен предыдущий султан, графически описаны в письме, полученном на прошлой неделе госпожой Флоренс Ярроу от её брата Эрнеста Ярроу, миссионера в Ване, работающего под эгидой Американского Совета Миссий. Его первое письмо было связано с многими предыдущими стычками между революционерами и турецкими войсками на улицах Вана в Малой Азии, который находится около 800 миль от Константинополя. Ван был центром мятежей в последнее время и говорят, что текущая революция берет свое начало оттуда. Письмо господина Ярроу сообщает:
Ван, Турция (Малая Азия) – Я должен дать краткое резюме по событиям, поскольку они произошли этой зимой, чтобы ты могла составить о них ясное представление (если это письмо вообще дойдет до тебя, т.к. мы в эти дни не уверены в наличии почтовой связи). В феврале Тавет, один из армянских революционеров, после ссоры с одним из своих главарей, выдал государству большое количество вооружений и амуниции и государство быстро изъяло более трёх сотен винтовок и от 20000 до 50000 фунтов амуниции, наряду с большим количеством револьверов и значительным количеством динамита».
Очевидно, что некий армянин Тавет выдал государству местонахождение лишь небольшой части арсеналов организаций «Дашнакцутюн» и «Гнчак» в Ване – и эта небольшая часть позволяет судить о том, что запасы оружия, боеприпасов и амуниции были поистине огромными и рассчитаны на вооружение и экипировку многотысячных отрядов армянских националистов. На это указывает сообщение о том, что помимо более 300 винтовок, большого числа револьверов и значительного количества динамита государство изъяло до 50 000 фунтов амуниции. Фунт составляет около 450 гр., и читатели сами могут произвести простые расчеты и убедиться, что речь идёт о 22,5 тоннах (!) изъятых боеприпасов. Напомним, что в англо-американском значении слова «амуниция» подразумеваются именно боеприпасы – и здесь речь идет о патронах к винтовкам и револьверам, гранатах, взрывных устройствах и т.п.
Эти свидетельства не оставляют никаких сомнений в том, что за долгие годы до Первой мировой войны город Ван уже был превращён армянскими партиями войны в бастион террора против турецкого государства. Вовсе не случайно, что именно здесь, в 1915 году, едва только территория была захвачена российской царской армией, многотысячными бандами вооруженных до зубов армянских террористов был совершен чудовищный геноцид мирного мусульманского населения Восточной Анатолии – первый геноцид ХХ века.
Мы уже отмечали, что в публикациях западной прессы находило отражение всё многообразие проявлений армянского террора, совершавшего кровавые преступления в глобальном масштабе. Почти одновременно с описанным выше событием в Ване, в том же месяце феврале 1908 года, в американских газетах появляются сведения о новом акте террора, совершенном бандитами армянской террористической организации «Гнчак», теперь уже в столице Египта Каире. Вот, как об этом сообщалось, например, в газете «The Bemidji Daily Pioneer», изданной 18 февраля 1908 года:
«ЭХО НЬЮ-ЙОРКСКИХ УБИЙСТВ. Армянский редактор убит в Каире, Египет. Нью-Йорк, 18 февраля. – В Нью-Йорке было получено сообщение об убийстве в Египте армянского редактора по имени Арпиарян и это преступление прослеживается непосредственно до преступлений гнчакистов в Нью-Йорке, результатом которых было убийство нескольких человек, в особенности богатого торговца коврами по имени Тавшанджян, который был застрелен на площади Union sqare прошлым летом и за соучастиве в которых отца Мартугесяна (священника армянской церкви в Америке – А.И.), известного армянина, скоро будут судить.
Армяне здесь говорят, что после убийства Тавшанджяна, Арпиарян опубликовал несколько передовиц в своей газете в Каире с требованием наказать виновных в преступлении. Они убеждены, что его убийство является результатом этих публикаций и считают, что преступление было совершено несколькими армянами, которые отправились в Египет из Нью-Йорка с целью запугать нью-йоркских армян и предотвратить их свидетельские показания против здешних гнчакистов».
В этом же месяце, феврале 1908 года, американские издательства публикуют сообщение о том, что армянские террористы готовят новое покушение на главу турецкого правительства. В течении одного месяца армянский терроризм напомнил о себе американскому читателю через многочисленные сообщения о преступлениях, совершенных армянскими бандитами то в США, то в Восточной Анатолии, то в Египте, то вновь в Турции и Америке. Несомненно, размах армянского террора производил соответствующее впечатление на думающих читателей, и в отдельных случаях подвергался критике со стороны общественных и политических деятелей Америки – но, не смотря на изобилие этих достаточно открытых и объективных сообщений о деятельности армянских террористических организаций, история, к сожалению, свидетельствует, что власти США в то же самое время не принимали никаких действенных мер по искоренению преступной деятельности террористов хотя бы на американской земле.
В качестве примера обратимся к публикации, вышедшей в газете «The Evening Journal» 26 февраля 1908 года:
«ДЕРЗКИЙ ЗАГОВОР С ЦЕЛЬЮ УБИТЬ СУЛТАНА. Турецкая полиция пытается найти предполагаемых убийц. ВЕНА, 26 февраля. – Согласно сообщениям из Турции константинопольская полиция охвачена тревогой из-за неспособности найти более пятой части армян, которые, как говорят, прибыли из США чтобы убить султана. Сообщается, что власти потерпели неудачу после того, как оказали всевозможное давление, чтобы выжать какие-либо сведения, касающееся их сообщников, из десяти подозреваемых, арестованных вчера. Пока охота продолжается, есть опасения, что заговорщики все еще на свободе и могут действовать.
Были приняты такие предосторожности для обеспечения безопасности, что трудно сказать, что именно делается, но известно, что гвардия султана была значительно усилена и предприняты все шаги для того, чтобы защитить его от покушения. Предполагается, что полицейская информация достигла Константинополя через армян в Америке, настроенных враждебно против группировки, замышляющей смерть султана».
Но как было отмечено выше, американская периодика «радовала» своих читателей частыми сообщениями о так называемой «анархистской» и «революционной» деятельности армянских террористических организаций на территории самой Америки. Здесь необходимо отметить, что понятие «революционер» в понимании американцев начала ХХ века существенно отличалось от того, как этот термин трактовался в русскоязычной литературе большевистско-советского периода. Понятие «революционер» (revolutionist) в американском обществе вековой давности было равнозначно понятиям «террорист», «преступник», «заговорщик» и несло негативную нагрузку – в отличии от той светлой ауры романтизма и героизма, которой окружали это понятие на пространстве бывшего СССР и его союзников в период коммунистической пропаганды.
Собрания армянских «революционеров» (в основном представленных теми же гнчакистами и дашнаками) на территории Америки вызывали беспокойство местных властей, поскольку их террористическая деятельность была уже хорошо известна и изучена. Полиции было поручено отслеживать подобные сходки и задерживать их участников, поскольку они рассматривались как потенциально опасные. При этом термин «революционеры», использовавшийся в полицейских отчетах звучал, как равнозначный понятию «преступники», а действия полиции, судя по описаниям американской прессы того времени, свидетельствуют о том, что армянские националисты воспринимались силами правопорядка США именно как преступники. Одним из примеров подобных публикаций служит сообщение в газете «Tonopah Daily Bonanza», изданной 15 июля 1908 года:
«ПОЛИЦИЯ ПРЕСЕКЛА АРМЯНСКИЙ БУНТ. ЧИКАГО, 14 июля. – Сегодня днем отряд полиции с обнаженными револьверами атаковал бунтующее армянское собрание в Чикагской общине с намерением провести массовый арест банды армян, считающихся анархистами и революционерами. В маленьком холле шла отчаянная битва, когда туда вошла полиция. При виде револьверов мужчины бросились в дикое бегство. Они повалились друг на друга в попытке достичь лестницы и уйти от полиции. Подсчет арестованных показал только двух, и они были позже отпущены.
Армяне решительно отрицали, что они были анархистами и революционерами. Они говорили, что они безопасные, безобидные члены армянского библиотечного клуба и что бунт не был вызван вспышкой злобы против турков или коронованной особы, но это была попытка с их стороны поправить свое финансовое положение. Эта дискуссия, о чем бы они ни была, стала такой горячей, что некоторые из толпы вышли из себя и начали швырять вещи, как раз в то время, когда вошла полиция».
Как мы уже отмечали, вспышка насилия внутри самой армянской террористической организации «Гнчак», когда представители различных фракций принялись уничтожать друг друга, была вызвана именно взаимными обвинениями в присвоении больших денежных сумм, накопленных гнчакистами путём шантажа, угроз и убийств. Собрание «безобидных» членов армянского библиотечного клуба, как они представили себя полиции, на самом деле было очередной сходкой террористов «Гнчак», созванной для выяснения судьбы награбленных денег, о чем проговорились задержанные. Выяснение отношений могло закончится очередными убийствами, если бы не вмешательство американской полиции, которая «с обнаженными револьверами» разогнала агрессивное сборище.
Нам трудно судить сегодня о том, какие мысли возникали в сознании американцев в 1908 году, когда они узнавали из газет о практически непрерывной активности армянских террористов не только в Турции и других странах, но и на территории самих Соединенных Штатов. Однако, учитывая частоту и разнообразие сообщений, появляющихся в американской печати, можно предположить, что эти сведения производили тревожное впечатления на читательскую аудиторию, создавая определенное напряжение в американском сообществе, которое, возможно, начинало проникаться пониманием подлинной преступной сущности армянского национализма.
Продолжение следует.