Миф о казни апостола Варфоломея в Баку
Центр истории Кавказа,
Аббас Исламов
Уважаемые читатели! Эту публикацию хотелось бы начать вопросом – как вы думаете, можно ли в Париже открыть мемориальный комплекс на том самом месте, где произошла… атомная бомбардировка Хиросимы? Да, именно так – в память о том, что атомная бомбардировка Хиросимы… произошла в Париже.
Абсурд очевиден – но представьте на мгновение, что каждый год 6 августа тысячи паломников стремятся к Елисейским полям, как к месту, где по их фанатичному убеждению произошёл взрыв бомбы над Хиросимой – и именно здесь, в центре Парижа проводят религиозные службы в память об этом невозможном событии. Как бы вы назвали такое явление? И как бы вы назвали людей, пропагандирующих подобное верование и тех, кто слепо следует за этой пропагандой?
Дело в том, что вот уже два столетия аналогичный феномен имеет место быть в городе Баку возле знаменитого монумента азербайджанской истории – Девичьей Башни. Его особенностью является то, что несмотря ни на какие аргументы, ни на какие доказательства, ни на какие анализы исторических документов и церковных преданий, Русская православная церковь продолжает вводить в заблуждение своих прихожан вымыслом о том, что в 70-е годы I века новой эры апостол Варфоломей был казнён именно здесь, у стены Девичьей Башни, в городе Баку.
На протяжении двух столетий Азербайджан был вынужден следовать идеологическому диктату северного соседа, в великом множестве проявлений которого существенное место занимали политические и религиозные мифологемы. Их процветанию способствовало то, что в период вынужденного непротивления идейно-политическому давлению желающих вступать в полемику с мифами правящих режимов (даже при том, что они разрушали историю Азербайджана) практически не было – поскольку подобное поведение мгновенно расценивалось как проявление враждебной деятельности, сурово клеймилось и могло стоить инакомыслящим жизни.
В качестве примера политической мифологемы, навязанной в интересах идеологической диктатуры, можно привести еще не забытую в Азербайджане легенду советского периода о 26 бакинских комиссарах, развенчанную в 90-е годы прошлого столетия. Помимо того, что так называемых «комиссаров» было не 26, оказалось, что многие из них не были большевиками, не были за советскую власть, не входили в состав так называемой «бакинской коммуны» и были далеки от идей интернационализма, поскольку были представителями воинствующего армянского национализма. Но расстрел этой смешанной группы был превращен идеологами советского режима в своего рода духовную святыню, на примере которой должно было проводиться «коммунистическое воспитание» молодежи. Духовная святыня – это понятие, имеющее отношение не только к религиозному мировоззрению. Даже государственный строй, отрицающий Бога, имел свои «духовные святыни», которые заменили религию и стали инструментом идеологической пропаганды.
В отличии от политических мифологем, которые либо корректируются со временем, либо вовсе исчезают (например, с изменением государственного строя) – религиозные мифы обладают гораздо большей живучестью, переживая периоды социальных потрясений и даже репрессии атеистических режимов. ПРИМЕР ТАКОЙ ЖИВУЧЕСТИ ЯВЛЯЕТ ВЫМЫСЕЛ О РАСПЯТИИ АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ В Г. БАКУ. Он был изобретен в самом начале XVIII века, с целью создать в России массовое народное поверье о наличии православной духовной святыни в чужой стране на юге, которую российская империя планировала захватить, и где российскому народу предстояло принимать участие в жестоких войнах и кровопролитии.
Этот миф дожил до наших дней, несмотря на его откровенную нацеленность на уничтожение истории Азербайджана, поскольку вымысел о казни апостола в г. Баку, в силу своей фундаментальной антиисторичности, выступает в роли разрушительной мифологемы, перечеркивающей историю Азербайджана и Кавказкой Албании.
В основе этого вымысла лежит церковное предание о жизни, деятельности и мученической смерти одного из двенадцати учеников Иисуса Христа – апостола Варфоломея. ПОДЧЁРКИВАЕМ, проблема не в самом предании – а в том вымысле, который был выдвинут на его основе в православной среде в начале XVIII века. Поэтому далее этот вымысел будет называться словом «поверье» – чтобы отделить его от оригинального церковного предания.
Предание же, о котором идет речь, называется «Житие и страдания святого апостола Варфоломея». Оно было составлено автором большого труда «Четьи-Миней» (Книга житий святых), священнослужителем РПЦ, святителем Димитрием Ростовским в конце XVII века (1690 г.). Именно на это произведение ссылаются в православной среде, распространяя поверье о том, что апостол Варфоломей был казнён в г. Баку у основания Девичьей Башни. Очевидно, что в этой связи необходимо, прежде всего, обратиться непосредственно к содержанию самого предания, которое в действительности не дает абсолютно никаких оснований для того, чтобы рассматривать Баку, как место мученической смерти апостола Варфоломея.
В контексте настоящего обзора нет необходимости разбирать предание во всех подробностях, но следует выделить основные моменты, имеющие отношение к географическому положению упомянутых в нём стран, городов, территорий, а также перемещениям апостола Варфоломея – учитывая, что речь идет о I веке н.э. При этом важно отметить, что значение топонимов, упоминавшихся в античных и средневековых источниках, и во множестве встречающихся в церковной литературе, отличаются от их современных значений – как, например, понятие «Индия». В далёком прошлом под этим названием подразумевался вовсе не полуостров Индостан, а территории, лежавшие к востоку и югу от Малой Азии и Междуречья (Месопотамии). Точно так же термин «Армения» не имел никакого отношения к Кавказскому региону и в частности к Южному Кавказу – этим названием, к которому иногда добавлялось слово «великая», обозначалась обширная горная область на востоке Малой Азии.
Итак, в церковном предании «Житие и страдания святого апостола Варфоломея», составленном святителем Димитрием Ростовским, сообщается, что:
- «святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию»;
- «святой Филипп…обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии», «святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу»;
- «В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь, они проповедовали там Христа»;
- апостол Филипп был казнен в Иераполе Фригийском и после его погребения «святой апостол Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время»;
- «Из Индии святой Варфоломей отправился в Великую Армению»;
- здесь, в Армении, апостол Варфоломей исцелил дочь «царя той страны» Полимия. В благодарность за исцеление дочери царь Полимий «принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелившейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение»;
- видя уничтожение языческой веры и обращение царского семейства в христианство, брат Полимия по имени Астиаг «улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане распял его на кресте головой вниз».
Таким образом, в соответствии с ориентирами, приведенными в предании, можно отразить на карте региона маршрут, пройденный апостолом Варфоломеем и те географические области, и страны, которые он посетил.
При этом известно, что название Альбан (Албан) – это лишь одна из версий наименования города в Восточной Анатолии. В различных средневековых источниках его называют также Агбак, Арбак, Карбак, Урбанопол. Сегодня этот город, находящийся на юге современной Турции, на удалении в 620 км (по прямой линии) от г. Баку, носит название Башкале. Там же находится монастырь, построенный в раннем средневековье на месте казни святого апостола Варфоломея.
ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя не отметить, что удивительной особенностью предания является полное отсутствие в нём сведений о существовавших в это время великих государствах, в пределах которых находились упоминаемые территории. Так, например, Мизия, Лидия, Иераполь Фригийский, Сирия (включавшая Иудею, откуда вышли апостолы) – всё это Римская империя, вступившая в I веке в период своего расцвета под властью одного из наиболее известных римских правителей, императора Веспасиана. А так называемая «Индия» и «Армения» в 70-е годы I века н. э. были частью великого государства Парфия, находившегося в это время на пике своего могущества.
То, что великие империи оказались начисто вычеркнутыми из предания (причем, не только в православной, но и в католической версии), как не существующие – характерная особенность, присущая церковным мифологемам. Очевидно, этой традицией объясняется и тот факт, что помимо ликвидации Римской империи и Парфии, авторы вымысла о распятии апостола Варфоломея в г. Баку с легкостью вычеркнули из истории человечества и Кавказскую Албанию, словно она никогда не существовала – а вместе с ней и древнюю историю Азербайджана.
Подводя первый итог, отметим, что в православном предании от святителя Димитрия Ростовского нет ни единого слова:
- ни о Каспийском море (известном также в литературных источниках под названиями Гирканское и Хвалынское море);
- ни о городе на берегу Каспийского моря;
- ни о храме богини Аштарот.
ПРИМЕЧАНИЕ: в поверье (но не в самом предании) о распятии апостола в Баку, распространено мнение, что он был казнён возле храма языческой богини Аштарот. Таким образом, в этом поверье провозглашается еще один подлог – Девичья Башня в Баку объявляется храмом языческой богини, культа которой на территории Кавказской Албании никогда не было, но которой в античные времена поклонялись в далёкой Месопотамии.
Очевидно, что названия городов и географических областей, представленные в предании, не оставляют никаких сомнений в том, что апостол Варфоломей даже не приближался к пределам Кавказской Албании, период расцвета которой приходится как раз на I век н.э. Причем, Кавказская Албания, самостоятельное государство, строившее в I веке н.э. независимые отношения с сильнейшими империями – Римом и Парфией – никогда не была ни «Арменией», ни «Индией».
Таким образом, внимательное ознакомление с текстом церковного предания, а также с содержанием поверья позволяет выявить очевидный парадокс: РПЦ, проводя службы возле Девичьей Башни в г. Баку в память о казни апостола Варфоломея, якобы, основывается на труде святителя Димитрия Ростовского – но в то же самое время, отвергает его, проводя эти службы.
В данном вопросе можно обратиться так же и к латинским источникам, например, к знаменитому труду доминиканского богослова Иакова Ворагинского, который в середине XIII века создал книгу «Золотая легенда», собрав в ней сказания о христианских мучениках, подвижниках веры и великих христианских праздниках. Глава CXXIII (123) второго тома этого произведения посвящена описанию жития апостола Варфоломея (Jacobi a Voragine. LEGENDA AUREA. Tomus II. CXXIII. De Sancto Bartolomeo apostolo). Отличие данного предания от православной версии заключается в том, что в нём нет «Армении» – все события происходят в Индии (как её воспринимали в средние века). Хотя относительно места упокоения мощей святого апостола сообщается, что оно находится в Альбане, городе в Армении. Именно в описании Иакова Ворагинского, возникает имя богини Аштарот (Астарот), до храма которой дошёл апостол Варфоломей и где он оставался некоторое время под видом паломника. Очевидно, изобретатели поверья позаимствовали название языческой богини из латинского источника, поскольку в православной версии оно отсутствует. Соответственно, упомянутый выше царь Полимий выступает уже не армянским, а индийским царём, которого апостол обращает в христианскую веру. Но схожесть обоих версий в том, что в них нет ни единого намека на г. Баку, Каспийское море и Кавказскую Албанию.
Однако проблема заключается не только в том, что РПЦ отклоняется от текста предания, составленного святителем Димитрием Ростовским и вступает с ним в противоречие. Дело в том, что проблема выходит далеко за рамки внутри-церковных разночтений и неувязок. Это абсолютно антиисторичное измышление выступает в роли разрушительной мифологемы, нацеленной на уничтожение историографии Азербайджана, поскольку в нём объявляется, что Кавказская Албания не существовала, а вся её территория, включая г. Баку вместе с Апшеронским полуостровом, носила название «Армения».
В конечном итоге этот вымысел породил ситуацию, которая выглядит следующим образом: каждый год, 24 июня, последователи ложного поверья собираются под руководством РПЦ в Ичери-шехер (Старом Городе), веруя в то, что они находятся в Армении, в армянском городе Баку, возле армянского храма Аштарот (называя так Девичью Башню) – перечеркивая и ликвидируя всю историю Азербайджана вместе с историей Кавказской Албании.
Историческая же истина заключается в том, что ни Баку, ни Апшеронский полуостров, ни Кавказская Албания – никогда не назывались «Арменией» и никогда не относились к географическому региону, носившему название «Армения» – ни в I веке, ни до него, ни после него. Но слепое поверье, несмотря ни на что, продолжает настойчиво навязывать и пропагандировать представления, которые в сегодняшних реалиях выглядят уже проявлением враждебной идеологии.
Предположим, что в Академии Наук и администрации заповедника «Ичеришехер» вместе с её научным персоналом просто не задумывались о подлинном содержании регулярно проводящегося ритуала, пропагандирующего измышление, нацеленное на уничтожение истории Азербайджана. Допустим также, что безразличие наших научных кадров к религиозным службам, в основе которых лежит вымысел, настаивающий на ликвидации нашей истории, диктуется природной толерантностью нашего народа, желанием жить в мире со всеми народами и конфессиями и уважительным отношением к чужим обычаям. Но на фоне любых оправданий, очевидно одно – существующая практика должна быть прекращена по следующим принципиальным причинам:
1. Поверье о казни апостола Варфоломея в городе Баку возле стены Девичьей Башни, поселившееся в традициях Русской православной церкви является вымыслом, не имеющим под собой абсолютно никаких оснований, поскольку ни в «Книге жития святых» Димитрия Ростовского (основного источника, на который ссылаются в РПЦ), ни в других церковных преданиях ни единым словом:
a. не упоминается Каспийское (Хвалынское, Гирканское) море,
b. не упоминается Кавказская Албания,
c. не говорится о том, что город Альбан находился в Кавказской Албании на берегу Каспийского моря,
d. не говорится о том, что город Альбан – это современный город Баку.
2. Вымысел о казни апостола Варфоломея в городе Баку искажает и фальсифицирует содержание «Книги жития святых» святителя Димитрия Ростовского, нанося ущерб репутации РПЦ и вводя в заблуждение миллионы прихожан по всему миру.
ЛИЧНОСТЬ ФАЛЬСИФИКАТОРА, ВПЕРВЫЕ ПРИТЯНУВШЕГО ПРЕДАНИЕ О РАСПЯТИИ АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ К ГОРОДУ БАКУ И КАСПИЙСКОМУ МОРЮ – НЕИЗВЕСТНА.
3. Вымышленное поверье вычеркивает из национальной историографии Азербайджана фундаментальные исторические факты, утверждая регулярно проводимым в г. Баку обрядом, что:
a. в I веке новой эры не было никакой Кавказской Албании;
b. в I веке новой эры вместо Кавказской Албании была Армения, доходившая до западного побережья Каспийского моря, включая весь Апшеронский полуостров;
c. в I веке новой эры город Баку находился в Армении;
d. в I веке новой эры в Армении, в г. Баку, правителем был армянский царь по имени Полимий.
В итоге оказывается, что РПЦ вместе с научными и административными кругами Азербайджана, возможно невольно поддерживающими традицию, установленную на основе вымышленного поверья, поступают в соответствии с азербайджанской поговоркой – «düşmən dəyirmanına su tökürlər» (льют воду на вражескую мельницу).
Нельзя оставить без внимания вторую половину предания, записанного святителем Димитрием Ростовским, которая называется «Перенесение честных мощей святого апостола Варфоломея». Её примечательной особенностью является то, что она полностью опровергает ложное поверье – однако, в РПЦ предпочитают не обращать внимания на этот факт.
«Перенесение честных мощей святого апостола Варфоломея» повествует от том, что после его казни верующие «приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге». Слова «в том же городе» выделены потому, что речь идет о городе Альбан в Армении (на юге современной Турции), где была совершена казнь. Но то, что написано далее, фактически уничтожало вымысел о распятии апостола Варфоломея в г. Баку и не оставляло никаких шансов поверью на дальнейшее существование.
Димитрий Ростовский сообщает, что местные языческие жрецы, видя, что у места погребения мощей апостола Варфоломея совершаются чудеса исцеления, из-за которых «многие из неверных обращались ко Христу», принимают решение избавиться от них. Цитируя автора, «дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской. Кроме того, сии нечестивцы бросили в море и ещё четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия». Здесь внезапно выясняется, что это событие произошло спустя сотни лет после смерти апостола Варфоломея, поскольку упомянутые святые мученики, согласно церковным преданиям, были казнены в III–IV веках, причём в пределах римской империи.
Далее по тексту сообщается, что «Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде (пролив Босфор – А.И.), затем проплыли через Геллеспонтский пролив (пролив Дарданеллы – А.И.), переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу».
В предании ничего не говорится о том, что ковчег с мощами апостола Варфоломея перевозился из города в город и потому в конечном итоге оказался где-то вместе с четырьмя другими ковчегами святых мучеников – и потому в конечном итоге оказалось, что в море (без названия) было брошено пять ковчегов. Мнения, высказанные по поводу перевозки мощей святых из города в город до того, как их бросили в море, являются поздними домыслами и дополнениями. Но в существующем поверье принято исходить из представления о том, что всё происходило «в том же городе», как написано у святителя Димитрия Ростовского. И потому 24 июня последователи вымысла, собираясь в г. Баку, не сдерживают скорбных воздыханий, глядя со стороны Девичьей Башни на Каспийское море – вот, мол, оно, то самое море, в которое нечестивые язычники бросили ковчег с мощами святого апостола Варфоломея. Но поверье потому и является формой слепого фанатизма (как и прочие поверья), что его последователи даже не задумываются над тем – как же ковчег, брошенный в Бакинскую бухту мог проплыть через Черное море, проливы Босфор и Дарданеллы, пересечь Эгейское и Ионическое моря, пройти мимо Сицилии и дойти до острова Липари в Тирренском море!
Подводя следующий итог, отметим, что содержание самого предания, включающего рассказ про «Перенесение честных мощей святого апостола Варфоломея», не оставляет шансов для существования вымышленного поверья о его казни возле Девичьей Башни, в г. Баку, на берегу Каспийского моря, в Кавказской Албании. Бесспорно, что поверье существует вопреки преданию, нанося ущерб как репутации РПЦ, так и выступая в роли огульной антинаучной мифологемы, занимающей враждебную позицию по отношению к историографии Азербайджана.
Но кто же был тот мошенник, кто решил подменить мнение Димитрия Ростовского своим собственным? Кто впервые решил, что можно подтасовать его работу и переместить Индию с Арменией на Апшеронский полуостров, ликвидировав при этом Кавказскую Албанию? Кто был тот первый фальсификатор, который впервые стали заносить в тексты Димитрия Ростовского ссылки и примечания в скобках о том, что Альбан в Армении – это «город на западном берегу Каспийского моря, нынешний Баку»? Вряд ли имя этого махинатора будет когда-либо раскрыто. Но факт остается фактом – РПЦ, не осознавая масштабов причиняемого вреда, приняла этот подлог и воплотила его после захвата Баку российскими войсками в учреждении ритуала, притянутого за уши к стенам Девичьей Башни в г. Баку.
В результате, проблема заблуждения, царящего внутри уважаемой и многочисленной конфессии, в силу своей вопиющей антиисторичности вызвала резонансные колебания, разрушающие национальную историографию Азербайджана и по этим причинам вышла далеко за пределы церковной традиции. Наряду с этим оказалось, научные круги и административные структуры Азербайджана, признавая поверье о распятии апостола Варфоломея у стены Девичьей Башни в г. Баку, согласились с тем, что:
- Апшеронский п-ов вместе с г. Баку входили в состав «Армении»;
- Баку был неким армянским городом «Альбаном» (или Албанополем);
- Кавказская Албания в I веке н.э. не существовала (в период расцвета Кавказской Албании!) – и всю её территорию занимала «Армения»;
- В I веке новой эры на Апшеронском полуострове, входившем в состав «Армении» (т.к. Кавказская Албания была вычеркнута из истории) процветал культ месопотамской богини Аштарот;
- Девичья Башня была храмом Аштарот в «Армении»;
- Правителем в г. Баку, находившемся в «Армении» (т.к. не было никакой Кавказской Албании), в 70-е годы I века были армянский царь с греческим именем Полимий.
Понимают ли в названных структурах, что терпимое или безразличное отношение к мифам, перечеркивающим историю нашей страны – недопустимо? Понимают ли, что их статус дискредитируется безвольным созерцанием того, как абсурдное поверье регулярно демонстрирует возле стен Девичьей Башни своё пренебрежение к историческому прошлому Азербайджана? Существующая ситуация перманентного покушения на историю Азербайджана требует решительной защиты национальной историографии.
С другой стороны, уважительное отношение РПЦ к историографии Азербайджана должно, наконец, найти выражение в понимании факта заблуждения, происшедшего более двухсот лет назад, в признании несостоятельности вымысла о казни святого апостола Варфоломея в г. Баку и прекращении регулярных мероприятий, построенных не на церковном предании, а на ложном поверье.
Комментарии: