Армянский терроризм в газетных архивах США – Часть 15
Центр истории Кавказа,
Аббас Исламов
Часть 1; Часть 2; Часть 3; Часть 4; Часть 5; Часть 6; Часть 7; Часть 8; Часть 9; Часть 10; Часть 11; Часть 12; Часть 13; Часть 14
ЧАСТЬ 15
Упомянутое расследование в отношении армянских террористов Вартаняна и Афаряна, совершивших убийство богатого турецкого армянина в Стамбуле и пытавшихся избежать суда, прикрываясь американским гражданством, освещалось в западной прессе весьма широко и во многих подробностях. Это позволило раскрыть перед многомиллионной аудиторией читателей более полную картину закулисной деятельности убийц из тайных армянских организаций, искавших убежища под американским флагом. Картины криминала, разворачивающиеся на американской земле, привлекали внимание журналистов и читателей в не меньшей степени, чем события, происходившие на другой стороне океана в Османской империи. Поэтому некоторые расследования репортеров принимали форму больших пространных статей, как, например, статья известного американского журналиста Уильяма Кёртиса, опубликованная в газете «The Evening Star» 26 мая 1906 года и которую, несмотря на её объём, хотелось бы представить вниманию читателей полностью:
«Полемика с Турцией относительно двух армянских убийц. БЫЛИ СУДИМЫ И ОСУЖДЕНЫ. Утверждается, что они натурализованные американцы. Автор Уильям Кёртис. – Наше государство только что вступило в полемику с султаном Турции относительно двух предполагаемых граждан Америки, армян из Чикаго, которыми недавно был хладнокровно убит Апик Эфенди Унджиян, богатейший и наиболее влиятельный армянин в Константинополе, человек высочайшей репутации. Вероятно, никто из армян не обладал бòльшим влиянием на турецкое правительство, чем он, и он постоянно использовал его в интересах своего народа. Но он отказался сотрудничать и выплачивать пожертвования революционным организациям, носившим название «Гнчакисты», и поэтому был преднамеренно убит в назидание другим богатым армянам, которые занимали такую же позицию.
Убийцы хорошо известны в своих кругах в Чикаго и считается, что они были посланы в Турцию с конкретной целью убить Апика или, в случае провала, какую-нибудь другую, столь же известную жертву. Руководителем был Чарли Вартанян, известный в Чикаго как Холоци Чарли, по имени его родной деревни возле Харпута. Он получил документы о натурализации как несовершеннолетний в Чикаго в 1895 году, и есть много сомнений относительно того, имел ли он на них право. Государственный департамент не располагает доказательствами, что натурализация была мошеннической, но я был бы очень рад, если бы это было доказано. Утверждалось, что сопоставление даты его рождения, времени прибытия в Чикаго и допуска к гражданству доказывает его мошенничество, но получить эти факты невозможно.
Другой убийца – Ованес (Джон) Афарян, известный в Чикаго как «Маленький Джон». Он работал несколько лет в магазине велосипедов Джеффри и относительно его гражданства нет никаких сомнений. Почти определенно, что с его документами все в порядке. Он был относительно безвредным, но являлся учеником Вартаняна и полностью находился под его влиянием.
Не предоставлены договорные права.
В отчете господина Лейшмана говорится, что никаких сомнений относительно их виновности и справедливости наказания нет. Они были практически задержаны с поличным, арестованы и судились в турецких судах. Вартанян был приговорен к смерти, а Афарян к пятнадцати годам тюремного заключения с каторжными работами. Они обратились с апелляцией в представительство США и посол Лейшман, очень неохотно, выдвинул протест против судебного разбирательства и заявил о правах американских граждан. Он знает, что они виновны, и не пытается выгораживать их, но он вынужден отстаивать принцип, за который всегда боролись США, и принуждать Османскую империю соблюдать свои договорные положения. Каждый иностранец, обвиненный в преступлении в Турции, имеет право предстать перед своим консулом в соответствии с законами своей страны. Поэтому Вартанян и Афарян после их ареста должны были предстать не перед местными судами, а перед генеральным консулом Диккинсоном. Турецкое государство уклонялось от этого принципа, когда это возможно, и, подобно России и некоторым другим странам, всегда придерживалась принципа, что коренной житель никогда не должен освобождать себя от преданности султану. Блестящая Порта никогда не признает никаких документов о натурализации ни от какой страны. Поэтому посол США должен бороться каждый раз, когда происходит арест американца.
Государственный Департамент был бы рад, если было бы доказано, что документы Вартаняна являются поддельными. Гостеприимство нашей страны было оскорблено самым постыдным образом армянами, которые приехали сюда и приобрели документы для того, чтобы получить защиту наших дипломатических миссий, когда они попадают в беду в своих собственных странах. Такова практика американской дипломатической миссии – принимать свидетельство о натурализации от суда, если только не будет представлено убедительных доказательств того, что оно было получено обманным путем. Наше государство не возражает против казни Вартаняна или против тюремного заключения Афаряна, но оно вынуждено настаивать, что один должен быть повешен, а другой заключен в тюрьму в соответствии с требованиями права. Кажется, нет ни малейшего сомнения в том, что оба человека являются преднамеренными и наёмными убийцами, представляющими террористов радикального крыла нового общества Гнчакистов.
Армяне в Америке.
В США около 75 000 армян, и от 30 0000 до 40 000 избирателей. Большинство трудолюбивые, законопослушные, полезные граждане, которые прибыли сюда, чтобы улучшить свою жизнь. Примерно 5 процентов являются революционерами и вовлечены в непрерывные заговоры, интриги и покушения, и осуждаются подавляющим большинством своих соотечественников. Армянский национальный союз Нью-Йорка имеет 3000 членов, все уважаемые бизнесмены, которые имеют свои благотворительные общества и другие организации. В основном они заняты торговлей. Импортируют ковры, шерсть, кожу, сигареты и другую продукцию из Турции и экспортируют американское механическое оборудование и товары в Армению. Говорят, в Нью-Йорке есть четыре армянских миллионера. Еще больше армян в Новой Англии, в целом различных классов, работающих на фабриках. Самые большие колонии находятся в Бостоне и Ворчестере. Их очень много в Калифорнии, где они заняты выращиванием инжира, апельсинов, изюма и других фруктов. Прошлым летом я написал репортаж про армянскую колонию возле Фресно, которая была особенно успешной.
Для таких авантюристов армяне представляют лёгкую наживу. Существуют три революционных общества. Гнчакисты, новые Гнчакисты или террористическая ветвь, и Дашнакцакан, влиятельная организация, которая не верит в шантаж и убийства и стремится улучшить условия в Армении другими способами. Каждая из этих организаций имеет свою газету и центральный комитет со штаб-квартирами в Бостоне или Ворчестере; каждая собирает фонды и посылает агентов в Турцию выполнять справедливые или несправедливые поручения. Иногда они покупают оружие и боеприпасы и контрабандными путями переправляют их в Армению для использования в мятежах.
Гнчакисты.
Общество Гнчакистов было организовано в Лондоне в 1886 году делегатами из армянских колоний со всех частей света; и устав предусматривает, что каждые три года должно проводиться собрание, место и время проведения которого определяется председателем. Французский армянин по имени Назарбек был избран председателем, получил контроль над организацией и управлял денежными средствами, которые вносили его соотечественники со всех частей мира. Опасаясь, что его могут свергнуть, он не созывал съезд в течение девяти лет. К этому времени его враги и соперники издали манифест и созвали собрание в 1895 году, на котором выдвинули формальное требование предоставить финансовый отчет. Он отказался составить его и был отстранен от должности и изгнан из общества. Большинство руководителей и членов организации поддержали его и вновь избрали его на прежнюю должность, в то время как его враги сформировали отдельную организацию под название «новые Гнчакисты» и привлекли к ней радикальных революционеров со всех стран.
Американские армяне в целом занимают нейтральную позицию, хотя бòльшая часть членов нового общества была сформирована в этой стране. Однако они почти исключительно принадлежат к беднейшему классу, и их казна обычно пуста. Им оказалось трудно даже оплатить расходы на агитаторов, и они были вынуждены прибегать к шантажу и другим неблаговидным и даже преступным практикам, чтобы получить деньги. Они были виновны в нескольких убийствах. Они ничего не стесняются.
Богатые армяне предупреждены.
В 1903 году руководители новой организации встретились в Чикаго, 223 Wells street, и после бурных обсуждений издали циркуляр, уведомляющий богатых армян в различных частях света, что они либо должны внести свой вклад в дело, либо умереть. Это предупреждение подписали Манук Дзронян и Манук Гурегян и ожидалось, что оно должно было вызвать ужас среди их соотечественников, что и произошло в значительной степени. Для того, чтобы доказать серьезность своих намерений они выбрали Сабах-Гюляна из Бостона, лидера первоначальной организации Гнчакистов в этой стране, в качестве первой жертвы. Выстрел не убил его, но он все еще носит в себе пулю. Покушавшийся на него был арестован, осужден и в настоящее время отбывает четырнадцатилетнее заключение в Массачусетской государственной тюрьме. Это был молодой армянин, активный член новой организации Гнчакистов и был известен своим рвением и активностью в этом деле.
Затем последовало покушение в Лондоне на Сагатела Сагуни, богатого армянина, который отказался делать пожертвования, и на другого человека, столь же известного и богатого. Эти два убийства совершил Дикран Теракян, работник обувной фабрики в Мидлборо, Массачусетс. Теракян родился в Харпуте в 1874 году, прибыл в нашу страну в 1895 году, вызвал сочувствие Христианской ассоциации молодых женщин Нью-Йорка и пользовался их поддержкой пока проводил пропаганду в пользу независимости Армении. После того как их терпение иссякло, он был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Очевидно, что Теракян был выбран исполнительным комитетом на конференции в Чикакго, чтобы совершить покушение на Сагуни. Он получил пропуск в Англию через Массачусетский Государственный совет благотворительных организаций как живущий на пособие по бедности, и следующее сообщение про него было о том, что он был арестован за убийство двух армян в Лондоне и совершил самоубийство, чтобы избежать наказания.
Трагедия в Константинополе.
Также кажется ясным, что Апик Эфенди из Константинополя был выбран комитетом в Чикаго для следующего примера в соответствии с их циркуляром предупреждения, поскольку Вартанян и Афарян покинули город всего за несколько недель до его убийства и сразу же после этого сотни богатых армян в Нью-Йорке, Бостоне и других местах получили письма с предупреждением, что их ожидает такая же судьба, если они незамедлительно не пожертвуют большие суммы денег руководителям организации новых Гнчакистов. Несколько ведущих армянских торговцев Нью-Йорка были предупреждены, что они должны заплатить $300 000 (для сравнения, сегодня это более 3 миллионов долларов – А.И.), чтобы спасти себя от покушения. Они были предупреждены, что каждый богатый армянин, который откажется выплатить деньги, разделит судьбу Апика Эфенди.
До сих пор, после покушения на господина Гюляна в Бостоне, убийств в стране не было. Но полиция продолжает держать руководителей этой организации под наблюдением».
Вряд ли эта статья нуждается в дополнительных комментариях. Но все же следует выделить несколько существенных моментов. Прежде всего известный американский журналист вновь отметил тот факт, что армяне в Турции занимали видное положение, как в государственных, так и деловых кругах, обладая при этом «высочайшей репутацией и влиянием на турецкое правительство». Вряд ли в подобных обстоятельствах можно говорить о «притеснении» или «угнетении» армян. Во-вторых, в статье в очередной раз подтверждалось, что не только в Турции, но и за её пределами, несмотря на угрозы, шантаж и покушения, армяне не изъявляли желания сотрудничать с партиями террора и насилия. В то же время, подобные публикации в американской печати свидетельствует о том, что в США существовало достаточно ясное представление о криминальной деятельности армянских террористических организаций. Их кровавые преступления, совершаемые как на территории других стран, так и в Соединенных Штатах однозначно осуждались с трибуны массовых информационных ресурсов того времени.
Но, к сожалению, эти же материалы свидетельствуют и о том, что ни американское правительство, ни правительства европейских стран не предпринимали абсолютно никаких мер по подавлению или хотя бы предупреждению этого террора – по той просто причине, что острие армянского экстремизма было в целом направлено на разрушение Османской империи. Маховик же американского законодательства начинал раскручиваться только в индивидуальных случаях, когда в террор вовлекались, или становились его жертвами, люди, обладавшие американским гражданством – как в случае с «натурализованными» армянскими террористами Вартаняном и Афаряном.
Американская периодика раскрывала в основном лишь один из путей формирования капиталов армянских террористических организаций и национал-политических партий. И раскрывала его преимущественно потому, что этот жестокий метод заполнения казны террористов вызывал содрогание у американских обывателей, внутренний мир которых заполняло обостренно-неприязненное отношение к гангстеризму, шантажу и насильственному выбиванию денег у деловых людей. К сожалению, в массовой печати не освещались подробности использования накопленных фондов так называемыми «армянскими революционными комитетами» – вероятно, потому, что подобные публикации разоблачили бы факты приобретения террористами большого количества американского стрелкового оружия марок «Винчестер», «Кольт», «Смит и Венсон» и боеприпасов к ним.
Закупки больших партий оружия и боеприпасов и их тайные переправки в Турцию для вооружения боевиков террористических организаций «Гнчак» и «Дашнакцутюн» совершались не «иногда» (как выразился Кёртис) – а регулярно. Этим объясняется неопровержимый факт поголовного и высококачественного вооружения многотысячных армянских банд самыми современными, мощными, многозарядными и скорострельными образцами армейского стрелкового оружия (часто ещё не поступившими на вооружение в регулярные армии Европы, России и Америки), для совершения террористических атак и кровавых рейдов в Турции, сопровождавшихся массовыми убийствами мирных жителей.
Но приобретаемое вооружение, боеприпасы и взрывчатые вещества выполняли свою смертоносную работу не только в Турции. Как уже неоднократно отмечалось, в этот же период времени кровавая деятельность армянских террористов была широко развернута и на юге России, где убийства, бомбовые атаки и разбойные нападения приняли практически непрерывный характер. Сведения о происходивших событиях регулярно появлялись на страницах американских газет. Так, например, газета «Every Evening. Wilmington Daily Commercial» от 12 января 1906 года, сообщала:
«ОКОЛО 350 ЧЕЛОВЕК УБИТО ИЛИ РАНЕНО. Результат нападения казаков на армянскую семинарию в Тифлисе. АТАКА БЫЛА СПРОВОЦИРОВАНА. Две бомбы были брошены из института в проходивший патруль. БЫЛА ВЫЗВАНА АРТИЛЛЕРИЯ. Семинарий был окружен и обстрелян. Тридцать три погибло в пламени. Тифлис, Кавказ, 12 января – около 350 человек было убито или ранено, как следствие атаки, совершенной вчера казаками на армянскую семинарию, после того, как две бомбы были брошены из этого института в проходивший патруль. Взрывом этих бомб четыре казака были ранены и был убит мальчик. Была немедленно вызвана артиллерия, семинария была окружена и обстреляна. Вскоре здание загорелось и хранившиеся в нём бомбы и патроны взорвались. Тридцать три человека сгорело в пожаре и 300 пострадали от огня или были ранены снарядами. Войска впоследствии обстреляли другой армянский дом, где были спрятаны бомбы и оружие и убили восемь революционеров».
В этом сообщение уже в который раз был засвидетельствован тот факт, что армянские церкви, монастыри и семинарии являлись активными ячейками в террористической сети, созданной национал-политическими партиями армянского национализма. Как свидетельствуют исторические факты, часто именно они выступали в роли конечных пунктов назначения на маршрутах тайных транспортировок вооружения, превращаясь в своего рода депо, где накапливались смертоносные грузы, предназначенные для использования бандами террористов. Именно поэтому армянская семинария в Тифлисе, духовный институт, призванный обучать основам богословия, христианской гуманности и милосердия – оказалась хранилищем бомб и боеприпасов.
Разумеется, подобные сообщения не были единичными. Редакции американских газет достаточно четко отслеживали сообщения о проявлениях армянского терроризма, в частности, на территории российской империи. При этом вновь и вновь высвечивалась роль армянских церквей и церковного руководства, которое предоставляло бандам террористов помещения религиозных сооружений для складирования оружия. В качестве еще одного примера можно привести публикацию в газете «The Jersey City News» от 13 октября 1906 года:
«Бомбы в армянской церкви. Тифлис, 13 октября. – Множество заряженных бомб, винтовок, патронов и кинжалов было обнаружено в двух армянских церквях в городе Шуша. Несколько священников было арестовано».
Как не вспомнить в этой связи относительно недавнюю историю, когда подвалы армянских церквей на территории ныне оккупированного Нагорного Карабаха, также оказались забиты оружием и боеприпасами, которое банды армянских сепаратистов использовали для актов кровавого террора и массового убийства мирного азербайджанского населения. Бесчисленное множество подлинных репортажей, сообщений и статей, сохранившихся в архивах американской печати XIX и XX веков, неопровержимо доказывают, что вот уже 200 лет армянский терроризм активно практикует использование своих национальных религиозных строений в качестве тайных складов оружия и военного снаряжения. Это факт, раскрывающий подлинное лицо армянского национализма.
А оптимистической строке в статье Уильяма Кёртиса о том, что «после покушения на господина Гюляна в Бостоне, убийств в стране не было», очень скоро предстояло разлететься в пух и прах, поскольку армянские террористические организации, о которых журналист справедливо сказал – «они ничего не стесняются» – не признавали никаких законов и продолжали развивать собственные кровавые замыслы не только в Старом Свете, но и на территории США. Американской Фемиде и общественности ещё предстояло испытать потрясения от проявлений беспредельной наглости и жестокости радикального армянского национализма в стране неограниченных возможностей.
Продолжение следует.
Комментарии: