Канал "Стамбул" и конвенция Монтрё: кому мешает инициатива Эрдогана
Азербайджанский и российский эксперты объяснили, почему строительство нового канала "Стамбул" никак не скажется на конвенции Монтрё.
БАКУ, 13 мар — Sputnik, Александра Зуева. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на днях объявил о скором проведении тендера на проект строительства канала "Стамбул" между Черным и Мраморным морями в обход пролива Босфор.
При этом, ранее турецкий лидер заявлял, что на проектируемый канал не будет распространяться конвенция Монтрё.
Посол России в Турции Алексей Ерхов уверен, что наличие дополнительной водной артерии между Черным и Мраморным морями не изменит международно-правовой режим конвенции Монтрё.
Впервые о возможности создания канала "Стамбул", который соединит Черное и Мраморное моря, Эрдоган заявил в 2011 году, будучи еще премьер-министром Турции. Проект его строительства в обход Босфора, в случае реализации станет крупнейшей инфраструктурной инициативой в истории Турции и позволит резко уменьшить транспортную нагрузку на пролив. Доходы же от эксплуатации канала ожидаются в размере одного миллиарда долларов в год. Реалии XXI века необходимо учитывать
О том, окажет ли все-таки канал "Стамбул" влияние на конвенцию Монтрё, Sputnik Азербайджан поинтересовался у востоковедов.
Директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов заметил, что в последнее время тема строительства канала "Стамбул", который фактически соединит Черное и Мраморное моря дополнительной артерией, становится все более актуальной.
Новый виток интереса к этой теме возник после того, как в конце декабря прошлого года Эрдоган заявил, что режим конвенции Монтрё не будет распространяться на новый канал, потому как он предназначен для внутреннего пользования, пояснил эксперт.
"Турецкий лидер заверяет, что это будет не международный канал, а отдельная артерия для того, чтобы разгрузить основной пролив. И использоваться он будет турецкими судами для прохода из Средиземного моря в Черное", - рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.
При этом турецкая сторона отмечает, что это ни в коем случае не отменяет силу конвенции Монтрё: она продолжает распространяться на проливы Босфор и Дарданеллы, подчеркнул Гусейнов.
Правда, тогда же на слова турецкого президента отреагировал и посол России в Турции, в чьем заявлении слышалась обеспокоенность статусом конвенции Монтрё. Но опять же, по всей видимости, ситуация прояснится только после реализации проекта, считает эксперт.
Сейчас XXI век, и есть реалии, которые необходимо учитывать. К необходимости строительства нового канала привел технический прогресс: проливы не могут принять такое огромное количество кораблей, что усложняет развитие бизнеса для турецкой стороны, пояснил он.
Турецкие корабли, которые движутся по внутренним маршрутам, также зависят от этой ситуации и пропускной способности проливов. В связи с этим турецкая сторона хочет разрешить эту ситуацию и дать возможность своим торговым судам иметь альтернативный проход, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.
Эксперт Российского совета по международным делам (РСДМ) Кирилл Семенов, в свою очередь, отметил, что не понимает, к чему весь этот ажиотаж вокруг строительства канала "Стамбул".
Связи между новым каналом и конвенцией Монтрё, по его мнению, никакой нет. Так как абсолютно не важно, сколько будет проливов в Черном море, через которые будут проходить суда, пояснил эксперт.
"Непонятно, почему сейчас поднимается шум вокруг этого. Появление нового, пусть даже искусственного пролива, никак не аннулирует и не меняет саму суть договоренностей", - подчеркнул он, напомнив, что нахождение судов нечерноморских государств в Черном море определяется не тем, как они туда попали, а определенным количеством времени, проведенным в этой акватории.
Для Турции новый канал очень важен: он может позволить увеличить пропускную способность, и дать возможность проходить в Черное море супертанкерам. Да и России, которая экспортирует нефть через Новороссийск, его наличие также выгодно. Ей теперь не придется ждать, отметил собеседник Sputnik Азербайджан.
Вполне может быть, что на самом деле причины ажиотажа вокруг этой темы кроются во внутренней политике Турции. Противники Эрдогана обычно выступают против любых его инициатив. А потом уже эти споры со страниц турецких оппозиционных газет перетекают в российскую прессу и СМИ других стран, заключил Семенов.
Что такое конвенция Монтрё
Конвенция Монтрё 1936 года – документ, восстановивший суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море. При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права.
Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время, но при этом устанавливает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств.
При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса.
Черноморскими странами считаются сама Турция, а также Румыния, Болгария, Россия, Украина и Грузия.
Комментарии: