5 декабря 2019 г.





В середине ноября 2019 года в Краснодарском крае депутат Городской думы Армавира Алексей Виноградов закрасил черной краской мемориальную табличку Гарегину Нжде (настоящее имя Гарегин Тер-Арутюняна), коллаборационисту, пособнику немецко-фашистских войск: Нжде сражался против СССР и был одним из создателей так называемого Армянского легиона СС. По утверждению депутата Виноградова, представители Союза армян России не выполнили демонтаж мемориальной таблички в установленные сроки, и ему пришлось сделать это самостоятельно. Ранее местные жители неоднократно просили убрать монумент.

Посольство Армении выразило возмущение, а глава МИД Армении Зограб Мнацаканян назвал демонтаж памятной доски «странной историей». Представители Армянской общины в Армавире сообщают, что мемориальная доска была временно демонтирована из-за акта вандализма, совершенного на территории Армянской апостольской церкви, и сейчас табличка находится на восстановлении.

Для армянского народа Нжде является деятелем национально-освободительного движения: он желал объединить нацию на территории исторической родины и защитить от турецких захватчиков. Три года назад на главной площади Еревана ему был установлен памятник.

В распоряжении редакции оказались архивные документы суда над Нжде и повестка к заседанию Особого совещания при министре государственной безопасности СССР. Оказывается, еще в 1920-1921 годах Тер-Арутюнян был главнокомандующим воинских сил в Зангезуре, где вел борьбу против Красной армии, затем бежал за границу и вел антисоветскую пропаганду. В период второй мировой войны установил связь с немецкими разведывательными органами с целью ведения подрывной работы против частей Советской Армии, занимался вербовкой и подготовкой людей для выполнения заданий германских разведывательных и контрразведывательных органов, входит в состав «Армянского Национального Совета», созданного в Берлине в 1942 г.

Свидетели показали, что Тер-Арутюнян являлся членом контрреволюционного правительства в Нагорной Армении и как командующий вооруженными силами этого правительства руководил борьбой против Красной армии. В эмиграции Нжде руководил армянской молодежной фашистской организацией, а во время Второй Мировой Войны установил связь с германской разведкой. Также к делу была приобщена антисоветская литература националистического содержания за авторством Тер-Атутюняна, изданная заграницей.

Материалы допросов, подтверждающие выводы суда, содержатся также в сборнике «Гарегин Нжде и КГБ: воспоминания разведчика» за авторском Ваче Овсепяна. Нжде признал себя виновным практически по всем пунктам обвинения и был приговорен к 25 годам тюремного заключения.

Возвращаясь в Армавир, стоит отметить, что демонтаж мемориальной доски документально подтвержден. Протоиерий Тер Макар Тертерян сообщил об этом в письме зам главы МО г. Армавир Сергею Фролову, об этом же свидетельствуют и фотографии.

+++++

Протокол № 15 Заседания Особого Совещания при Министерстве Государственной Безопасности Союза ССР от 24 апреля 1948 года под грифом «Совершенно Секретно». На днях российская сторона сняла гриф «Совершенно Секретно» с этого документа, и он оказался в свободном доступе.


На этом совещании 24 апреля 1948 года принимали участие два замминистра Государственной Безопасности СССР, генеральный прокурор СССР, военные прокуроры войск МВД СССР, прокуроры отдела по Спецделам Прокуратуры СССР и другие высокопоставленные чины.

В том числе было рассмотрено дело 11278 МГБ Армянской ССР по обвинению Тер-Арутюнян Карекин Егишевича по кличке «Нждей» за враждебную против СССР деятельность и шпионаж. В повестке заседания Особого Совещания при Министерстве Государственной Безопасности Союза ССР, в частности о Нжде написано: «основатель армянской фашистской молодежной организации «Цегакрон»». Этим самым он признан пособником фашистов и созданная им организация «Цегакрон» объявлена фашистской. (Кстати эта партия и сегодня действует в Армении и ее возглавляет политик Шант Арутюнян, сын которого Шаген Арутюнян 2 декабря в Ереване облил краской памятник российскому дипломату и поэту А.Грибоедову, в знак протеста демонтажу памятной доски о Нжде в российском городе Армавире).

Далее в повестке заседания Особого Совещания при Министерстве Государственной Безопасности Союза ССР отмечается, что Нжде признался во всех преступлениях, в введении подрывной деятельности против Красной Армии, вербовке агентов и др. Он пытался отказаться от обвинения в расстрелах и издевательствах в 1920-21 гг. в Зангезуре над красноармейцами, коммунистами и лицами сочувствовавшими советской власти - в основном русскими. Однако показания осужденных Саркисяна, Бабаяна и других (всего 12 человек) доказали его участие и руководящую роль в этих и иных преступлениях. Также свидетели Хайлунц, Джанунц и Паронян показали, что были очевидцами, возглавляемых Нжде расстрелов и издевательств в Зангезуре в 1920-21 гг. над красноармейцами, коммунистами и лицами сочувствовавшими советской власти.






Комментарии: