10 июня 2019 г.



Если Ереван и Тбилиси рассматриваются ведущими государствами в качестве инструментов (средства) внешнеполитического влияния, то Азербайджан является целью их внешней политики в регионе. Поэтому для сверхдержав тут актуален древнеримский лозунг «Il fine giustifica i mezzi» - «цель оправдывает средства».


https://ru.oxu.az/

В Нахчыванской Автономной Республике c 7 по 11 июня проходит последний этап азербайджано-турецких совместных тактических учений «Нерушимое братство - 2019» с участием пяти тысяч военнослужащих, более 200 танков и другой бронетехники, около 180 ракетно-артиллерийских установок различного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, 21 самолета и вертолета, беспилотных летательных аппаратов.

«Целью учений является разработка совместных планов боевых операций штабов, повышение уровня профессионализма личного состава и достижение координации взаимодействия военных подразделений Азербайджана и Турции путем развития их навыков выполнения совместных задач», - сообщила пресс-служба Министерства обороны Азербайджана.

Месяц назад военнослужащие двух братских государств участвовали в совместных тактических учениях «Мустафа Кемаль Ататюрк - 2019» в рамках Соглашения о двустороннем военном сотрудничестве. В 2018 году турецкие военнослужащие участвовали в грандиозных военных парадах в Баку.

В какой степени военное сотрудничество обеспечивает безопасность Баку и Анкары и отвечает интересам двух стран? 

Этот и другие вопросы комментирует для Oxu.Az директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана, автор монографии «Азербайджан и армянский вопрос на Кавказе» Ризван Гусейнов:

- Военное сотрудничество между Азербайджаном и Турцией длится уже не первый десяток лет. Фактически с первых дней независимости Азербайджана. Турция активно помогает Баку, участвует в процессах, связанных с защитой суверенитета Азербайджана. И эта ситуация не новая. Мы знаем, что в 1918 году, когда нависла угроза над Азербайджаном и хрупкая на тот момент независимость нашей страны висела на волоске, именно Османская Турция оказала активную военно-политическую поддержку в защите и спасении гражданского населения от резни, которая была учинена дашнакско-большевистскими отрядами весной 1918 года.

- За прошедшие 100 лет мало что изменилось. На геополитической карте региона те же политические акторы. У Азербайджана те же соперники, враги и друзья, что и век назад. То есть интересы ведущих держав такие же, и одним из основных элементов борьбы вокруг Азербайджана были и остаются его нефтегазовые запасы, энерготранзитные возможности. И если столетие назад большевистская Россия смогла включить в состав Советов южно-кавказские республики, то сейчас ситуация иная, и расклад немного другой. Мы помним, что в 1917-18 годах сперва большевики посредством бакинских комиссаров во главе со Степаном Шаумяном методом террора захватили власть в Баку. Затем была английская интервенция. К тому же и Османская Турция стремилась взять под свой контроль регион. Мы оказались на острие столкновения геополитических интересов России, Запада и Турции.

В этой сложной геополитической ситуации Азербайджан ведет очень выверенную внешнюю политику. Баку избегает каких-либо военно-политических блоков или союзов, отдавая преимущество развитию взаимовыгодных двусторонних отношений со странами, а не с союзами и блоками. То есть диверсификация у нас идет не только в экономике, в добыче, транзите углеводородов, но и фактически диверсификация наблюдается все эти годы в нашей геополитике, во внешнеполитическом курсе. В отличие, допустим, от Армении и Грузии, которые и 100 лет назад, и сегодня имеют конкретных стран-покровителей и симпатии как со стороны Запада, так и России, у Баку такой поддержки нет. Если Ереван и Тбилиси рассматриваются ведущими государствами в качестве инструментов (средства) внешнеполитического влияния, то Азербайджан является целью их внешней политики в регионе. Поэтому для сверхдержав тут актуален древнеримский лозунг «Il fine giustifica i mezzi» - «цель оправдывает средства».

Принято считать, что Азербайджан и Турция плотно сотрудничают друг с другом в военно-политической сфере по причине армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Я считаю, что, конечно, это один из элементов обоснования углубления военно-политического сотрудничества, но есть и другие причины, по которым должны расширяться двусторонние связи.

В первую очередь Азербайджан находится в очень сложном регионе, где необходимо учитывать интересы и роль Ирана с юга, России - с севера, а также вездесущее влияние западных держав. Вокруг Турции сложился пояс недружественных государств, а также стран, территории которых охвачены конфликтами. И чем сильнее будет Азербайджан в регионе, тем это больше соответствует национальным интересам Анкары. По соседству с Турцией идут конфликты в Сирии, Ираке, сложная ситуация с курдскими повстанцами и в приграничных с Ираном регионах. С Арменией, мы знаем, насколько проблемные отношения. Даже с Грузией не все гладко. Более того, с партнерами по НАТО, к примеру, с Грецией, напряженность день ото дня растет, грозя вылиться в военные стычки в Средиземном море.

И на этом фоне островком благополучия в отношениях для Турции является Азербайджан. Анкара и Баку имеют общий стратегический взгляд на большую часть геополитических вопросов. Поэтому военно-политическое сотрудничество Турции и Азербайджана не имеет целью, как, кстати, пытается представить армянская сторона и некоторые политики в России, усилить турецкое влияние на разрешение карабахского конфликта. Такой риторикой армянская сторона пытается отвлечь внимание или же обосновать то, что напрямую Ереван все эти годы поддерживается со стороны Москвы. На территории Армении расположена российская военная база. Кремль и вооружением, и логистикой поддерживает Ереван, и ни для кого не секрет, какова роль нашего северного соседа в том, что не разрешается конфликт.

При этом, конечно, надо отметить, что такая же серьезная роль в этом принадлежит и Западу. Ведь сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются три страны - США, Франция и Россия, в которых проживают самые большие, богатые и влиятельные армянские диаспоры. Естественно, такой фактор армянской диаспоры влияет на позицию стран-сопредседателей и мешает разрешению конфликта в рамках международного права. Эти страны прямо или опосредованно защищают интересы Армении и ослабляют позицию Азербайджана.

На этом фоне архиважно усиление роли Турции в международных отношениях, в вопросах решения конфликта и военно-политическом сотрудничестве.

- Азербайджан активно участвует в международных выставках продукции военного назначения. После появления в республике Министерства оборонной промышленности активно развиваются соответствующие промышленные предприятия, растет ассортимент азербайджанской военной продукции, пользующейся заметным спросом за рубежом. Баку продолжает закупать оружие у различных стран-производителей. А на недавней выставке в Стамбуле была продемонстрирована осколочно-фугасная авиабомба QFAB-250 LG азербайджанского производства. Кстати, турецкая компания ASELSAN поставляет систему лазерного наведения по стандартам НАТО для этих авиабомб.

- Относительно векторов военно-политического сотрудничества напрямую можно ответить так. Часть вооружений мы закупаем у России. В основном это бронетехника, некоторые виды авиации, артиллерии, ракетных установок. А что касается высокоточного и наиболее современного оружия, БПЛА, то в этих вопросах мы сотрудничаем с израильской стороной, у которой покупаем очень качественное и дорогое высокоточное оружие. Это и боевые БПЛА, дроны, высокоточные системы наведения и наблюдения, противотанковые установки, лазерные прицелы и др. Все, что нужно, чтобы при минимуме своих потерь нанести максимальный урон врагу.

Но именно Турция помогает нам в вопросе технологий. Ведь для военной промышленности нужно получение технологий, патентов, разрешений, что довольно сложный процесс. И мало кто заинтересован в том, чтобы своему потенциальному торговому партнеру продавать патенты и тем самым потерять рынок. Поэтому в основном все производители оружия не заинтересованы в продаже технологий, особенно новых, ультрасовременных.

Но Турция в этом плане - близкий стратегический союзник Азербайджана. Она нам помогает и в этом направлении. Поэтому различные виды вооружений, авиабомбы, тяжелая техника, беспилотники, производимые Азербайджаном, вызывают интерес на крупнейших в мире военных выставках в Пакистане, Турции, ряде стран Персидского залива и Африке.

Военное производство дает нам возможность иметь свой замкнутый цикл и минимально зависеть от внешних поставщиков.

Почему наш военпром в основном производит, как вы отметили, именно то оружие, которое максимально приближено к натовским стандартам? Потому что это позволяет нам выдержать баланс. Все, кто продают нам оружие, заинтересованы в осуществлении контроля над развитием возможных боевых действий, военно-политической ситуации в регионе, и, естественно, если мы будем делать уклон, допустим, на покупку только российских вооружений, это приведет к слишком высокому контролю и вмешательству в ненужный для нас момент со стороны страны-производителя оружия. Мы знаем, что любая страна-производитель всегда закладывает в свою технику возможность дистанционно контролировать и даже отключать проданную технику и вооружение.

В этом плане, естественно, мы больше доверяем Турции по той причине, что у нас интересы геополитические, геостратегические и военно-политические совпадают максимально. Поэтому мы не только вместе производим вооружение при поддержке Анкары, но и в результате совместных учений, как сейчас в Нахчыване, проводим обкатку новой техники и подразделений. И, что интересно, идет кооперирование различных военных школ. У нас прежде была советская, ее еще называли прусская военная школа. Сегодня же мы перенимаем навыки и стандарты, которые есть у НАТО, поэтому и становимся на две головы выше нашего потенциального врага, в частности Армении. Ведь всегда надо брать не количеством, а качеством.

А качеством мы сможем брать только в том случае, если будем расширять ассортимент видов вооружения, в том числе по стандартам НАТО.

- Недавно прошла информация, что Турция может временно разместить приобретаемые у России зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400 «Триумф» на территории Азербайджана. По сообщению турецкого издания «A Haber», Анкара завершила отбор 100 военнослужащих, которые пройдут курсы обучения в Азербайджане на ЗРК С-300 «Фаворит», после чего группа военных направится в Россию для прохождения курса на ЗРК С-400 «Триумф».

- На данном этапе, когда российско-турецкие отношения максимально улучшились, тема покупки Турцией ЗРК С-400 приняла конкретные очертания. Мы ведь помним, что было несколько лет назад. 2016 год - критический, и фактор Запада, в первую очередь, США в том, чтобы ухудшить отношения между Москвой и Анкарой. Сегодня Турция и Россия, преодолев проблемы в отношениях, максимально стараются использовать потенциал, выгоду развития двусторонних отношений. Здесь принципиально важно военное сотрудничество, которое раздражает многих на Западе.

Российско-турецкое военное сотрудничество способно влиять на геополитику не только нашего региона, но и фактически большей части Евразии. Это пугает НАТО, потому что турецкая сухопутная армия является одной из самых сильных, а, может, и сильнейшей в Североатлантическом альянсе. И, грубо говоря, львиная доля наземных операций осуществляется силой, кровью и жизнями турецких солдат и офицеров, плюс натовские авиабазы на территории Турции имеют стратегическое значение для всей концепции безопасности НАТО и защиты их интересов на Ближнем Востоке.

Однако, если страны альянса, в первую очередь США, прекрасно это понимают, то они должны, как я считаю, идти на уступки Анкаре. Потому что это уже не та Турция, которая была 10, 15, а тем более 20 лет назад. С этим надо смириться, это надо понять и проявлять гибкость в отношениях с Анкарой.

Сейчас гибкость проявляет Кремль. И это несмотря на то, что в России традиционно недоверчиво относятся к Турции, считая ее постоянным историческим соперником. Но сегодня в Кремле есть понимание того, что история - это, конечно, хорошо, но она иногда и меняется. И на данном этапе вопрос продажи Турции ЗРК С-400 играет роль лакмусовой бумажки в отношениях между Турцией, НАТО и Россией.

Также следует отметить, что новые системы ЗРК С-400 до конца не обкатаны. То есть на деле их видел узкий круг специалистов. О них очень много рассказывают, есть компьютерная графика и экспертные мнения. И на данном этапе еще не понятно, что и как поставят Турции. Если говорить об обучении персонала, то проходила информация, что несколько сотен курсантов, военных специалистов проходят обучение в соответствующих российских высших военных заведениях, где готовят персонал для управления зенитно-ракетными комплексами.

И в этом немалая роль оказываемой Азербайджаном поддержки. Потому что напрямую турецкие, а фактически натовские военные не могут учиться в школах потенциального соперника - России. И Москва тоже не может передавать некоторые сведения, информацию и навыки потенциальному своему сопернику, натовской стране - Турции. И вот здесь стоит отметить очень интересную роль Баку.

Кстати, создателем систем ЗРК, всех этих ракетных комплексов является азербайджанец, коренной бакинец Игорь Ашурбейли. То есть ракетная мощь и безопасность России на данном этапе обеспечивается благодаря изобретателю из Азербайджана. Роль азербайджанцев в этих вопросах очень велика, и доверие со стороны Анкары, ну и, наверное, Москвы, к нам высокое. Видимо, роль Азербайджана в вопросах обеспечения персонала для обслуживания этих ЗРК будет продолжать расти. И такая роль Баку, наверняка, удовлетворяет все стороны.

Р. Б.


Комментарии: