|
Франц Рубо "Сдача крепости Эривани 1 октября 1827 года" |
В декабре 2011 года в
Баку отмечали 500-летие Эриванской крепости, от которой берет начало
современная столица Армении город Ереван. Отметим, что ныне этот исторический
центр Еревана полностью уничтожен, как и весь уникальный средневековый архитектурный
слой азербайджанского зодчества в Армении.
В средние века на территории нынешней Армении располагался Чухурсаад -
одно из четырех бейлярбекств азербайджанского государства Сефевидов. В 1504-ом году Сефевидский Шах Исмаил поручил
своему полководцу Ревангулу-хану построить на этой территории крепость.
Крепость была возведена
за 7 лет на скалистом берегу в юго-восточной стороне реки Занги, (которую
спустя века, обосновавшиеся здесь армяне, переименовали в Раздан). Крепость
назвали Реван в честь ее основателя Ревангулу-хана, а позже Иреван - поскольку в тюркских языках
перед твердой согласной буквой «р» часто произносится гласная «и». Иреван
прославился как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и там
жили только азербайджанские тюрки. В XVIII веке здесь было образовано Эриванское ханство, которое играло стратегическую роль в регионе и в составе азербайджанского Государства Каджаров.
Эриванская крепость - цитадель эриванских ханов, была
захвачена русскими войсками после 23-летних неудачных попыток в 1827 году и
сохранялась в прежнем виде до середины XIX века. Частичное разрушение
Эриванской крепости произошло после землетрясения в 1864 году. Однако она
продолжала напоминать о своем былом величии вплоть до 1930-ых гг. когда советское
руководство Армении решило снести эту средневековую крепость. Стены, похожие на стены
Бакинской крепости Ичери Шехер, были разобраны, Сардарский дворец, мечети,
павильон, другие постройки, кладбища были уничтожены, названия кварталов
изменены, а жители (азербайджанцы) выселены. На месте крепости в центре Еревана ныне красуется
коньячный завод, отели, административные и иные здания советской эпохи.
Весьма показательна
цепная реакция в армянских властях, СМИ и общественности, имевшая место после
того, как официальный Баку привлек внимание мировой общественности к факту
уничтожения Эриванской крепости.
В память об этом уникальном архитектурном памятнике, 23 декабря 2011 года в Баку отмечали 500-летие ныне разрушенной Эриванской крепости – исторического центра Еревана. Принявшие участие в
мероприятии местные и зарубежные ученые, общественные и политические деятели
выразили свою солидарность с высказанной в Баку озабоченностью относительно
вандалистского разрушения армянскими властями Эриванской крепости. Выступивший
на мероприятии завсектором Администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов, напомнил,
что если Помпея - это лучше всего сохранившийся древний город, то Ереван -
единственный город, исторический центр которого был намеренно стерт с лица
земли. «После того как Помпея была откопана из-под вулканического пепла, в
городе не было изменено ни одного камня, а от старого Эривана не осталось и
камня на камне», - сказал он, подчеркнув, что разрушение Эривана связано с тем,
что город был чужд поселившимся там армянам.
Завсектором
президентской администрации напомнил, что впервые вопрос Эриванской крепости
поднял еще в 2006 году лично президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Свои акты вандализма
армянские националисты искусно прикрывают Россией. Всему возведенному на руинах
азербайджанских памятников они дают российские наименования, что
продемонстрировали и на церемонии открытия в октябре 2008 года площади «Россия»
в Ереване. Тогда, в присутствии президента России Дмитрия Медведева глава Армении Серж
Саргсян признал, что площадь "Россия" построена на месте Эриванской
крепости. При этом он пытался представить азербайджанскую крепость как памятник
армяно-российским отношениям!? Рассказывая тогда президенту России о здании, в котором
была поставлена пьеса «Горе от ума», С.Саргсян скрыл, что речь идет о Сардарском дворце Эриванского ханства. О роскошном ханском дворце с зеркальным залом, в
котором гостил Грибоедов и с восторгом писал о нем! Ныне этот дворец стерт с
лица земли, хотя именно там ссыльные декабристы организовали первую и
единственную прижизненную постановку пьесы «Горе от ума». И это весьма
примечательное событие, чтобы запечатлеть его на мемориальной доске, а уж тем
более сохранить этот архитектурный шедевр.
Особый цинизм заявлений
руководства Армении в том, что называя Эриванскую крепость «памятником
армяно-российским отношениям», С.Саргсян фактически признается, что они стерли
его с лица земли. Как указывал неоднократно в своих выступлениях Ф.Ахундов, цивилизованные
государства сохраняют культурное наследие других народов, что подтверждает и
глава армянского государства, разрушившего огромное количество памятников
материального и культурного наследия не только Азербайджана, но и других
народов.
В ответ мероприятию в
память Эриванской крепости, проведенному в Баку в декабре 2011 года, с армянской стороны начались
всяческие попытки обосновать, «куда делась» средневековая Эриванская крепость.
Поняв, что факт поэтапного вандалистского уничтожения Эриванской крепости,
вызывает неоднозначную реакцию в мировой прессе и общественности, власти
Еревана предприняли отчаянную попытку спасти ситуацию. В феврале 2012 года,
мэрия Еревана объявляет о начале проекта под названием "Старый Ереван",
по восстановлению исторического центра города. Но что любопытно, вместо
настоящего средневекового центра Еревана, намечено создать некое подобие
архитектуры конца XIX - начала XX. Но ведь Ереван претендует на статус
древнейшего города мира, который старше Рима, так, где же его древние
архитектурные памятники и зачем восстанавливать здания именно конца XIX -
начала XX? Кого, таким образом, хотят обмануть армянские власти?
Азербайджанская сторона
незамедлительно подняла тему этого армянского подлога, в том числе и в
российских СМИ. В частности Фуад Ахундов, в интервью ИА REGNUM (Фуад Ахундов: "Мы можем предоставить Армении старые чертежи для восстановления центра Еревана") констатировал,
что власти Еревана, вместо того, чтобы попытаться восстановить прежний облик
исторического центра города, предпринимают очередную попытку обмануть мировую
общественность и скрыть следы своего вандализма. По его мнению, в Ереване
стартует масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика
старого города. А все дело в том, что истинный облик средневекового Иревана
(Эривани - ныне Еревана) принадлежал к мусульманскому, азербайджанскому
зодчеству и воссоздание прежнего настоящего облика исторического центра видимо
претит постулатам армянской идеологии, утверждающей, что армяне чуть ли не 8000
лет жили и составляли единственный этнос в регионе. Ф.Ахундов, сказал, что
Азербайджан готов предоставить Армении старые чертежи для восстановления
истинного облика центра Еревана, если конечно у армянской стороны возникнет
такое желание.
Однако, как показало
дальнейшее развитие событий, армянская сторона имела только одно желание –
всячески доказать, что Эриванская крепость не имела никакого отношения к
азербайджанскому, тюркскому культурно-историческому и архитектурному наследию.
11 февраля 2012 года, в
мэрии Еревана назвали нелепым заявление представителя Азербайджана о «помощи в
воссоздании исторического центра» столицы Армении. Комментируя в армянских СМИ,
предложение азербайджанской стороны, руководитель Управления информации и по
связям с общественностью мэрии Еревана Артур Геворкян отметил: «Мы располагаем
всеми необходимыми проектами, чертежами, документами и фотографиями». Артур
Геворкян, посчитал, что более нет нужды в «помощи тех, кто позиционирует себя
как знаток армянской столицы и воображает, что может располагать какими-то
материалами, которых нет у армянской стороны».
Затем, армянский
архитектор Мариетта Гаспарян своеобразно отреагировала на предложение
азербайджанской стороны помочь армянским властям в восстановлении старого
Еревана. М.Гаспарян пустилась в пространные рассуждения на исторические темы, в
которых, не разбирается. Дело в том, что М.Гаспарян - специалист по архитектуре
жилых домов Еревана XIX - начала XX вв. в связи с чем, видимо и сосредоточила
свое внимание именно на этом кратком периоде многовековой истории Еревана, и
тем самым создалось впечатление, что армянская столица состояла из зданий
царскорусского и советского периода. Фактически Ереван, который, по словам
армян старше Древнего Рима, в материале М.Гаспарян превратился в город, который
имеет 100-150-летнюю историю.
Не выдерживают критики
попытки М.Гаспарян и других армянских деятелей, утверждать, что Эриванская
крепость была персидской и не имеет никакого отношения к азербайджанской
культуре и архитектуре. Сразу же возникает резонный вопрос - допустим, что это
персидское историческое наследие или какое-то иное: тогда зачем армяне его уничтожили?
Однако, многочисленные
источники, в том числе российские, показывают, что правителями и населением
Эриванской крепости были татары (азербайджанцы), а не персы. Об азербайджанском
(аддербейджанские татары или просто татары) населении Эривани, говорится в
доносе двух персидских армян-перебежчиков, русскому генералу Цицианову. В
доносе говорится о том, как взять крепость Эривань, отмечается, что жители
крепости Татары: «Эриванские же жители
Татары, живущие в крепости и вне оной... Поныне все Татары Эриванские бунтуют…».
(Письмо мелик Абрама и юзбаши Гаврила к кн. Цицианову, "Акты, собранные
Кавказской археографической комиссией. Том II". док. 1205, стр. 604).
О том, что правителями
и оборонявшимися в Эриванской крепости были татары, можно узнать сводок,
описывающих штурм крепости осенью 1827 года: «Генерал-лейтенант Красовский, с чиновником знавшим татарский язык, лично подъехал к воротам и потребовал
отворить их. Гассан-хан стоявший за воротами поразил чиновника пулею…» (Военный
энциклопедический лексикон. СПб, 1852-1858. Том 14, 1858, стр. 442). Есть еще
большое количество свидетельств, подтверждающих, что Эриванская крепость
изначально была населена татарами (азербайджанцами).
К тому же, никто и не
отрицает, что Эриванскую крепость и иные произведения культуры, можно назвать
персидскими, по той простой причине, что в этот период азербайджанские земли, в
том числе и Эриванское ханство входили в состав Персидского государства. С
таким же успехом назывались азербайджанские земли российскими в период царской
России и затем советскими в период СССР. К примеру, армянские ученые, творившие
в период СССР, называются советскими, но от этого же они не теряют своей
армянской этничности и самосознания? С таким же успехом азербайджанские ученые,
зодчие и деятели средневековья называются персидскими, а в 20 веке -
советскими. По данной логике выходит, что все армянские деятели советского
периода, не является этническими армянами, а только лишь советскими гражданами.
Вспомним книгу русского
чиновника Сергея Глинки "Описание
переселения Армян аддербиджанских в предѣлы России", вышедшую в 1831 году,
и посвященную процессу переселения армян на Кавказ. В ней Глинка называет армян
"аддербиджанскими", однако исходя из этого, никто же сегодня в
Азербайджане, не утверждает, что эти армяне этнически являются азербайджанскими
и все, что они делали в своей жизни тоже "азербайджанское"!
Что касается
архитектуры - Эриванская крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери
шехер, ханский дворец в Шеки и ныне почти уничтоженный армянами на
оккупированной азербайджанской земле ханский дворец в Шуше. Подобный
архитектурный стиль прослеживается в Тбилиси, Дербенте и других городах Южного
Кавказа. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том числе и
Эриванская крепость, ясно показывают ареал распространения азербайджанской
средневековой культуры, что, видимо, не дает покоя армянской стороне. Иначе бы
не был уничтожен исторический центр столицы нынешней Армении. Ведь у многих
древних городов есть свой исторический центр, который является гордостью и
жемчужиной, охраняемой со стороны властей и народа. Исторический центр есть у
Москвы, Тбилиси, Баку, множества других старых городов мира.
Эриванская крепость,
являвшаяся историческим центром Еревана, сохранялась в нормальном состоянии
вплоть до 1930-ых гг., когда власти советской Армении стали неуклонно разрушать
древние постройки. Но тотальному уничтожению крепость и весь исторический центр Еревана подвергся в
1950-60 гг., когда согласно новому генеральному плану развития армянской
столицы, не было предусмотрено сохранение исторического центра! Это просто нонсенс!
Во всем мире, в любом городе, первую очередь сохраняют именно исторический
центр, который всегда считается предметом гордости и объектом
архитектурно-исторической важности №1.. во всем мире, но только не в Армении,
где одним махом был уничтожен исторический центр столицы Еревана.
Еще раз повторяю не
религиозные храмы, которые в советское время действительно уничтожались, а
именно комплекс построек и зданий, не имеющий никакого отношения к религии.
Поэтому беспочвенны нынешние утверждения армянских пропагандистов, что
Эриванская крепость уничтожена советскими властями в рамках борьбы с религией.
Наоборот – советские власти восстанавливали и сохраняли исторические памятники
и центры старых городов: ведь никому же в голову не пришло снести московский
Кремль, бакинский Ичери Шехер (Старый город), тбилисскую Нари-кала и т.д.
Именно армянское руководство своими собственными руками снесло исторический
центр Еревана, потому, что он напоминал об азербайджанском мусульманском
историческом прошлом нынешней армянской столицы. Это прошлое было настоящим
бельмом на глазу армянских националистических властей, которые решили,
уничтожив Эриванскую крепость скрыть от будущих поколений настоящую историю
Еревана и Армении. Это мнение подтверждают слова российского архитектора Андрея
Иванова, посвятившего в армянских СМИ серию статей старому Еревану, где он
отмечал, что еще: «генплан Еревана, утвержденный в 1924 году, не предусматривал сохранить
старину». Это уже не просто нонсенс, а осмысленное преступление
армянских властей, которые «не предусматривали сохранить старину», под которой,
как потом стало ясно, имелось в виду, все азербайджанское мусульманское
средневековое наследие Еревана.
Именно, после
уничтожения Эриванской крепости, была придумана версия об урартской крепости
Эребуни, от которой якобы берет свое начало Ереван. Все началось с того, что в
1950-х годах советские археологи в Тейшебаини на некотором расстоянии от
Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с
клинописью, где были прочитаны буквы «РБН». Это «РБН» незамедлительно были
преподнесены армянской стороной как слово «Эребуни» - Ереван. Так найденная
клинопись с «РБН» и была притянута за уши к истории Еревана, что вызвало
жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в том числе
участвовавших в раскопках Тейшебаини. Об этом не раз говорил академик Академии
наук СССР И.И.Минц — величина номер один в советской исторической науке с
мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок урартской крепости, а
также всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик
Б.Б.Пиотровский, проводивший здесь раскопки.
Прибывшие на
празднования Эребуни, советские ученые были удивлены тем, что наспех
построенный «урартийский городок», выдавался армянскими властями за настоящий
древний город. На вопросы советских ученых, армянские коллеги отвечали, что это
музейный комплекс с целью ознакомить молодежь и гостей с тем, как выглядели древние
урартийские постройки. Однако в наши дни, эта бутафорская крепость в Ереване
выдается за древний архитектурный памятник, который демонстрируют жителям и
гостям Еревана, и на основе которого, снимают целые фильмы «о Ереване, как
городе старше Древнего Рима».
Российский журналист и
исследователь Максим Пахаренко, побывав в Ереване,
оставил весьма интересные заметки и фотографии об урартийской крепости Эребуни
в материале «Ереван.
Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту». Приведем
некоторые цитаты и фото из его материала: «Ну,
а теперь про саму урартийскую крепость Эребуни и находящийся там же небольшой
музей. При входе в музей стоит
скульптурная группа, изображающая императора Китая эпохи Хань или Цинь на
боевой колеснице. Правда, по версии самих создателей скульптуры, это должен
быть какой-то урартский царь:)
Правда, чувствуется,
что особую внушительность стенам Эребуни добавили советские реконструкторы. Дело в том, что все стены урартских
крепостей возводились по одной схеме, в основании стены лежало несколько рядов
очень крупных каменных блоков, а дальше, вверх, их наращивали уже за счет
сырцовых кирпичей.
Так
вот, каменные основания стен в Эребуни, по моему мнению, чрезмерно высокие,
кое-где стены доходят до 10 метров высоты, т.е. они и так уже достаточно
массивны и неприступны, чтобы их надстраивать еще глиняными кирпичами. Скорее всего советские реставраторы, для
большей внушительности, сделали каменные основания стен специально выше. Тем
более, я больше нигде ничего подобного не видел, например, в соседней с Эребуни
урартской крепости Тейшебаини, которая также находится на окраине Еревана, на
холме Кармир-Блур, видны только нижние три ряда камней основания стен, а выше
идет стена из необожженного кирпича, которая сильно деформировалась со временем.
(рассказ о Тейшебаини будет дальше).
Это
здание, так называемого, сторожевого поста. Он находится за линией главных
укреплений, рядом с входом в крепость. Возможно здесь встречали посланцев
других государств. Все это конечно
советская реконструкция, которая доживает свои последние года. Кстати, в
крепости все крыши действительно были деревянными и покрывались тростником.
А это все что осталось
от ападаны, колонного зала, возведенного персидско-урартско-советскими
строителями. Реконструкция портика практически перестала существовать, видимо в
современной Армении никому нет никакого
дела до этого советского наследия.
Это
урартская гробница, обнаруженная в Ереване на территории завода
"Автоагрегат" в 1984 году. Судя
по всему, снаружи этот мавзолей - чистый новодел.
То есть не только азербайджанская
сторона обращала внимание на сплошь сфальсифицированную и бутафорскую
архитектуру якобы древнего Еревана. И по всей видимости, придуманный армянскими
властями проект «Старый Ереван» может стать новой вехой в цепи фальсификаций
истории и архитектуры Еревана. Следует отметить, что на данном этапе, так и не
реализовав утопичный проект «Старый Ереван», власти Армении пошли по давно
проторенной дорожке: сняли два пропагандистских фильма «Столица
древнее Рима»
и «Фальсификация Истории:
Азербайджан», с целью доказать, что Ереван - древнее
Рима, что этот город не имеет никакого отношения к азербайджанской культуре и
истории, что вообще Азербайджана на Кавказе не существовало до 1918 года. Спонсорами
фильмов стали Министерство культуры Армении и Мэрия города Ереван, прежде
грозившие восстановить исторический центр в рамках проекта «Старый Ереван». Однозначно
это также стало армянским ответом на фильмы, снятые по инициативе политолога
Ф.Ахундова Институтом общественно-политических исследований «Azer-Globe». В
частности, армянская сторона даже подражает стилю азербайджанского фильма «Страна которой не было…
Армения на Кавказе?» и «Запретная история Армении и Азербайджана», разоблачившие многочисленные
фальсификации и подлоги в армянской истории.
В 2018 году была издана книга-фотоальбом «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕРЕВАНА (ИРЕВАНА). Согласно архивным материалам и старинным фото», в которой представлены уникальные фотографии XIX века средневековых построек Эриванской крепости и фото артефактов, мебели, утвари и других вещей эриванских ханов, хранящихся ныне в Национальном музее Грузии. Редчайшие снимки Эриванской крепости, были сделаны пионером русской фотографии, ориенталистом Ермаковым (1845-1916). Согласно архивным документам того периода российский император Николай II, пораженный обликом Эриванской крепости дал распоряжение о ее восстановлении. Однако императорское распоряжение так и не было выполнено.
В июне 2018 года в Баку прошла широкая презентация этой книги-фотоальбома «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕРЕВАНА (ИРЕВАНА). Согласно архивным материалам и старинным фото». На мероприятиях приняли участие зарубежные гости, в том числе армянские, которые высказали свое сожаление факту тотального уничтожения исторического центре Еревана. Этой теме посвящены фильмы и статьи ряда армянских исследователей.
И наконец, 27 мая 2019 года в Центре Гейдара Алиева начала работу выставка "Шедевры истории", состоящая из коллекции Национального Музея Грузии, где хранится большое количество артефактов из Эриванской крепости и Сардарского дворца. В экспозицию вошло около 300 экспонатов. В трех экспозиционных разделах представлены образцы азербайджанского искусства эпохи Каджаров, коллекция вещей, утвари и картин из комплекса Сардарского дворца Иреванского (Эриванского) хана и редки фотодокументы из архива пионера русской фотографии Дмитрия Ермакова (1846–1916 гг.) о Эриванском ханстве. Также на трех языках: азербайджанском, английском и русском издана книга "Иреванское ханство", автором которой является главный куратор Национального музея Грузии, профессор Эльдар Надирадзе.
Ризван Гусейнов
Статьи по теме:
|
Политическая карта Кавказа в период его присоединения к России в 19 веке |
|
Этнографическая карта Эриванской губернии с показанием границ уездов, полицейских участков и сельских обществ. 1886 год. Составитель Е.Кондратенко. |