14 января 2019 г.



Экозьянц: Среди армян много таких, как я – Эксклюзив


Есть один армянин по национальности, который уже в продолжении долгого времени борется с фальсификацией истории самих же армян. За этот период он получал множество угроз, даже были попытки его убить, однако он не сдался и по сей день продолжает свою деятельность.
Этот человек - украинский исследователь, историк, известный блогер армянского происхождения Филипп Экозьянц. Он не любит давать интервью, но с Axar.az пообщался охотно:

- Филипп, в Азербайджане и во всем мире вас знают как человека, который ведет борьбу с армянскими фальсификациями и разоблачает исторические мифы. Как так получилось, что вы оказались в числе единиц, которые пошли против течения?

- О том, что история Армении и армян похожа на миф, я думал давно, с того самого момента, как начал ее узнавать. Слишком все красиво, совершенно, идеально, как в сказке! В реальности так не бывает... Однако, я не предполагал, что буду заниматься этим всерьез. Раньше я не видел проблемы в том, что история Армении и армян миф, даже если она - на 100 процентов миф и выдумка. Допустим, захотел так народ. Допустим, таким образом он пытается выделиться или даже изменить свою судьбу… «Что в этом плохого?», думал я.

Но со временем я понял, что реальные беды армянского народа напрямую связаны с его историей, а точнее, с той ее частью, которая не соответствует действительности. И под «бедами армянского народа» я понимаю не то, что привыкла понимать большая часть армян. Для меня это не мифическая непрекращающаяся тысячелетиями «агрессия» соседних народов по отношению к нам. Беды нашего народа, по моему мнению, являются следствием потери исторической памяти и подмена ее мифологическими или мифологизированными событиями. Однако, всерьез заняться исследованием истории народа моего отца меня побудило не это.

Причина совсем в другом. В процессе изучения нашей истории, я пришел к выводу, что народ, то есть простые люди, те, которые не имели, да и сегодня не имеют доступа к добросовестным источникам информации и слепо шли и идут на поводу у глашатаев и провокаторов, - этих людей, этот народ нельзя в чем-либо винить. Армянский народ просто верит своим поводырям и реагирует абсолютно естественно, т.е. так же, как реагировал бы любой другой народ на информацию подобного рода об угнетениях, притеснениях, массовом истреблении и прочих глупостях, да еще на фоне величайшей и древнейшей истории. Именно это стало причиной того, что я еще больше углубился в реальную историю нашего народа и стал делиться своими знаниями через интернет.

В 2011-13 годах я уже вел такие разговоры со своими друзьями и приятелями армянами. Но они воспринимали это как мою блажь. Хотя бывали и серьезные разговоры, в которых выяснялось, что мои собеседники гораздо меньше верят в правдивость нашей истории, чем показывают это на людях. Я видел, что разбор исторических завалов давно назрел, это лишь вопрос времени. Толчком же к активной работе, как ни парадоксально, стал Майдан и все, что происходило после него в Украине, где родились и жили я и мой отец. Я увидел, как на моих глазах в течение всего лишь нескольких десятилетий один народ был разделен на два разных народа. Весь восток и центр Украины и Россия несколько веков были одним целым, одним этническим организмом с одной культурой, языком, памятью… и вдруг их стало два… и кто-то уже начинал убеждать их, что они вообще являются двумя абсолютно разными народами, с различным прошлым, и что, даже этнически, они не одно и то же.

Вначале, это вызывало улыбку. Но потом все понеслось в бездну скорби, такую знакомую мне по армянской истории. Вот это и был недостающий пазл в моем понимании армянской истории. Прежде я просто не мог себе представить, что мы и турки, мы и азербайджанцы просто были одним целым, искусственно разведенным по противоположным углам истории. И тогда я понял, что должен привести все свои знания в порядок, систематизировать их и передать тем, кому они нужны. То есть, армянам. И всем, кого коснулась подобная беда. Прошу прощения, если это звучит несколько пафосно, но это именно так.

- Как вы думаете, много ли таких, как вы, среди армян, которые тоже знают, где правда, но боятся что-то сказать и пойти против армянской машины фальши?

- Очень много. Придет время, они скажут свое слово. Сейчас они просто прислушиваются, вникают и, наверное, подсознательно боятся, что их снова обманут. Но у меня нет другой цели, кроме извлечения правды из истории армянства, Турции, Азербайджана, Анатолии и деревни моего деда, что в окрестностях Испира. Поэтому я верю, что простой народ почувствует искренность и правду в моих словах, в моем труде.

- Вы долго изучали историю и древние документы, касающиеся Карабаха. Конкретный вопрос: будучи армянином, вы считаете Нагорный Карабах территорией Азербайджана?

- О Карабахе я достаточно подробно знаю то, что связано с историей заговора 1698 года, который знаком армянам под названиями «Письма Карабахских Меликов» и связан с именем Израэля Ория. Даст Бог, скоро я познакомлю читателя с этим эпизодом детально, с демонстрацией всех необходимых документов. Пока что могу сказать, что армянский народ не начинал освободительную войну, не искал защиты у европейских монархов и Московского княжества. Несколько влиятельных армян, возглавляемых и ведомых не армянином Израэлем Орием, недовольные своим собственным положением, втайне – подчеркиваю, втайне! – от абсолютного большинства армян, втайне от армянского духовенства подготовили заговор… Это была точка излома, с которой начались наши реальные беды.

Фактически и официально Карабах принадлежит Азербайджанскому государству. Исторически там жили наши общие предки, которые прежде, по моему глубочайшему убеждению, не делились на народы. Да, там были армянские общины, но это не значит, что Карабах является собственностью их потомков, поскольку в гораздо большем количестве там жили подданные Персии мусульмане. У армян не было государства ни на территории Карабаха, ни на какой-либо другой территории земли до 1918 года. Древние и утерянные государства - это и есть та часть мифа, та его коварная составляющая, которая уже пару сотен лет убивает наш народ похлеще любой войны.

- Каким вы видите решение нагорно-карабахского конфликта, есть ли оно вообще, на ваш взгляд?

- Старики. Старики – это решение. Старики, которые любят своих детей, внуков и правнуков. Их сердца готовы к миру. В их сердцах есть выкованная в горниле многолетнего жизненного опыта абсолютная любовь, какой только и бывает любовь к детям. Старики. Никто другой не знает путей к миру. Им нужно встретиться. Им нужно говорить друг с другом долго, очень долго. А нам нужно терпеливо ждать.

И хорошо было бы перед этим отдать пять районов Азербайджану, которые не были первоначальной целью «миацум».

- Филипп, расскажите о себе. Семья, дети, чем вы занимаетесь?

- Сейчас я занимаюсь в основном детьми. Со мной трое моих детей. Сын, дочь и внучка. Продолжаю заниматься музыкой, чтобы прокормить их. Иногда пишу статьи, сценарии, делаю аналитические обзоры. Стараюсь выбирать работу на дому, поскольку дети требуют постоянного внимания и участия.

- Вы слушали азербайджанский мугам? Что вы можете сказать о том, что армяне годами ведут политику присвоения азербайджанской музыки и кухни?

- Я слушал мугам, это божественно красиво! Я не погружался в вопросы музыкальной истории, поэтому не могу сказать ничего. И хотел бы, чтобы наши беседы не были пронизаны вопросами о воровстве и низости армян. Я армянин. Я ни у кого ничего не крал. Я знаю сотни армян, которые не крали ни чужой музыки, ни истории, ни кухни. Это делают преступники, подлецы, глупцы, невежды… Но нельзя говорить обо всех армянах. Армяне, как и все на этой земле, разные. И здесь повторю то, что говорил выше: простым людям некогда разбираться в деталях истории, музыки, кухни, литературы и прочее, и им просто приходится принимать то, что распространяется в средствах массовой информации. Сегодня простым людям легче приобщаться к правде, сегодня доступ к первоисточникам упростился, но нужно время, чтобы ситуация изменилась в пользу честных людей.

- Были ли угрозы со стороны армян, связанные с вашей деятельностью в сфере разоблачения армянской лжи?

- Конечно, были, есть и будут. Я же не юноша, чтобы надеяться на чудо.

- Если бы у вас был шанс собрать на одной площадке для дискуссий представителей конфликтующих сторон - условно двух из Армении и двух из Азербайджана, - кого бы вы позвали?

- Не знаю. Увы. Не задавал себе такой вопрос.

Комментарии: