Лазуритовый коридор: Плюсы и минусы для Южного Кавказа и ЦА
Международный экспертный
клуб "EurAsiaAz",
позиционирующий себя как информационно-аналитическая площадка для экспертов
стран евразийского и евроатлантического пространств, запустил виртуальную
экспертную дискуссию на тему " Лазуритовый коридор: Вызовы и возможности
для Южного Кавказа и Центральной Азии". В дискуссии принимают участие
политические эксперты, политологи, экономисты стран Южного Кавказа и
Центральной Азии.
Первый
гость проекта - Директор Центра истории Кавказа, старший научный
сотрудник Института права и прав человека НАНА, Ризван Гусейнов, передает Vzglyad.az со ссылкой на EurAsiaAz.
- Каково значение и какие возможности открывает Лазуритовый коридор перед странами-участницами проекта?
- Азербайджан последовательно превращается из нефтегазодобывающего государства в один из альтернативных источников поставок газа в Европу, главного автора создания Южного газового коридора, включающего строительство Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов. В эти проекты будут вложены инвестиции на сумму $45 млрд.
Не меньшее значение предается транзитным проектам вроде «Запад-Восток», который уже связал через Азербайджан и соседние страны Китай с Европой и «Юг-Север», который через Азербайджан может связать Персидский Залив с Финским Заливом.
Большой интерес в Азербайджане проявляется и к проекту «Лазуритовый коридор» который пролегает через Афганистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. В рамках недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Ашхабад и его встреч с туркменским коллегой подписан ряд документов по развитию транспортного «Лазуритового коридора».
Этот проект позволит дать дополнительный толчок к развитию товарооборота и транзитных возможностей, как в странах участниках проекта, так и в Румынии и других странах Восточной Европы.
- Каковы возможные риски и вызовы?
- Немаловажным фактором реализации «Лазуритового коридора» становится расширение китайско-пакистанских экономических отношений, основным вектором которых являются китайские инвестиции с целью строительства через Пакистан сети ж/д и других транзитных путей с выходом на Персидский Залив. Этот коридор позволит через Персидский Залив, Иран и Азербайджан обеспечить более оперативную доставку грузов от Китая до Европы. Хотя еще есть много вопросов относительно Ирана, который занял выжидательную позицию, ибо подписался под проектами о строительстве транзитной ветки Индия, Афганистан-Иран, которую лоббирует Индия, ревностно относящаяся к стремлению Китая строить маршрут через Пакистан. На этом фоне уже назревает новый пакистано-индийский конфликт, грозящий перерасти в военное противостояние.
- Как вы оцениваете возможность присоединения к Лазуритовому коридору других стран?
- Отмечу, что экономическая мощь атлантистов (стран Америки и Западной Европы) зиждется на контроле над океанскими и морскими поставками. Поэтому страны Запада с опаской относятся к новым сухопутным транзитным проектам в Евразии, которые могут нанести урон западной транспортно-морской и экономической гегемонии.
Ведь есть немалый шанс, что новый сухопутные ж/д маршруты могут восстановить былую мощь средневекового «Великого Шелкового пути» - сети транзитных коридоров, некогда соединявших широкие просторы Азии и Европы. Прежде считалось, что ж/д перевозки не могут составить конкуренцию морским перевозкам, которые обходятся дешевле и позволяют за раз перевозить намного больше грузов.
Однако, теперь в свете затянувшегося мирового финансово-экономического кризиса значительно сократилась нужда в поставках грузов огромными партиями. Более того, трансконтинентальные ж/д коридоры позволяют доставлять грузы в несколько раз быстрее, чем морские суда, к тому же делать это коротким путем, минуя длительное путешествие по морям и океанам. Мобильность, оперативность и меньшая зависимость от стран-посредников делает ж/д поставки все более привлекательными. Однако, такой расклад сил волнует атлантический блок, большая часть стран которого видит угрозу в восстановлении «Шелкового пути» для своих экономических и военно-политических интересов. Поэтому США и Западная Европа будут и далее препятствовать реализации масштабных сухопутных коридоров, которые могут представить угрозу морским перевозкам.
Комментарии: