Артур Агаджанов: Тюркские корни карабахских армян нельзя отрицать
http://interfax.az/
Интервью
с руководителем «Движения за восстановление Албанской Автокефальной церкви и
наследия тюрок-христиан» и сопредседателем «Гражданской платформы мира между
Арменией и Азербайджаном», общественным деятелем Артуром Агаджановым.
-
Вы занимаетесь исследованиями истории Кавказской Албании, Азербайджана,
разоблачениями армянских исторических фальсификаций и пропаганды. В чем
важность этой деятельности?
- В течение многих лет я
изучаю историю Кавказской Албании, которая неразрывна с историей азербайджанского
народа. Наследие Кавказской Албании неразрывно связано с тюркскими народами
региона. Это наследие было присвоено и уничтожено со стороны армянской церкви
Эчмиадзина. Более того, тюркские корни карабахских армян нельзя отрицать – это
значимая часть истории и формирования христианского населения Карабаха.
У многих карабахских
армян до сих пор сохранились тюркские фамилии, что говорит о тюркском прошлом
их культурно-исторического наследия. К примеру наш род Агаджановых, родственен
с Долухановыми, Яхшибековыми и другими известными родами карабахских
христиан-тюрок, которых арменизировали посредством Армянской церкви Эчмиадзина
в 19-20 вв.
В 2016 году ростовский
исследователь Эдуард Вартанов и мы с группой карабахских армян обратились с
петицией к мировому сообществу с просьбой спасти албанское, тюркское духовное,
культурное, историческое и архитектурное наследие от арменизации. В этом
совместном обращении, подписанном «Движением за восстановление Албанской
Автокефальной церкви и наследия тюрок-христиан» отмечается: «От имени
группы карабахских тюрок-христиан, которые являются потомками карабахских
албанцев, обращаемся к мировому сообществу с просьбой сохранить остатки
албанского духовного, культурного, исторического и архитектурного наследия от
арменизации».
В петиции также
отмечается: «в течение двух последних столетий нас насильно подчинили армянской
церкви Эчмиадзина, лишили этнического самосознания, храмов и записали в
этнические «армяне», в то время, как карабахские христиане исторически подчинялись
Албанской Автокефальной Церкви, упраздненной в начале XIX века и переданной
вместе со всем ее наследием армянской церкви Эчмиадзина».
Мы призываем всех
неравнодушных поддержать эту петицию под названием «Призыв к международным
организациям: Спасите наследие Албанской Автокефальной церкви и армяно-кипчаков»,
которая размещена на сайте общественных петиций Аvaaz.org по ссылке:
Мы призываем научную
общественность России, а также ООН, ЮНЕСКО, другие международные структуры
оказать поддержку спасению культурного и духовного наследия
анийско-крымско-донских армян, а также карабахских христиан до наших дней,
хранящих верность святыням Албанской церкви.
-
Как вы думаете, есть шансы, что инициативы группы ваших активистов найдут
широкую поддержку среди армян?
- Я считаю, что уже есть
эффект – армяне из разных стран, в первую очередь представители интеллигенции
выступают за очищение армянской истории от фальсификаций и мифов. Без этого не
удастся остановить конфликт армянского народа с соседними – ведь именно
агрессивная националистическая трактовка армянской истории привела к кровавым
межэтническим конфликтам.
Хочу отметить, что
большую роль в разоблачении армянских исторических фальсификаций играют
исследования и документальные фильмы армянского исследователя Филиппа
Экозъянца, который открывает глаза армянскому обществу на то, каким образом его
дурит армянская пропаганда. Мы знаем, что в Азербайджане инициирован проект
«Информационной поддержки армянской общественности» и проект «Детектор лжи»,
которые позволяют на основе научных исследований и изучения архивных источников
восстановить настоящую историю региона и разоблачать армянские фальсификации.
Самое главное эти проекты позитивно влияют на здравомыслящую часть армянского
общества, которая понимает, что именно лживая история стравливает армянский
народ с соседними. Нужно находить выход из этого «заколдованного круга» и
разоблачение фальшивой истории является важным в данном контексте. Не
прекратиться конфликт, пока лживая история отравляет существование армянского
народа и стравливает его с другими народами.
-
Уже в течение нескольких лет Вы и группа карабахских армян занимаются
миротворчеством с целью разрешения нагорно-карабахского конфликта. Вы
последовательно выступаете за решение вопроса в рамках суверенитета
Азербайджана, возвращения всех беженцев на свои земли и восстановления мира в
регионе. Какие последовательные шаги, по Вашему мнению, для этого следует
предпринимать?
- Как сопредседатель «Гражданской
платформы мира между Арменией и Азербайджаном» я чувствую большую
ответственность в примирении наших народов и решении конфликта. В Украине живет
большая армянская община и очень много выходцев из Карабаха. Все больше
карабахских армян поддерживают наши миротворческие инициативы. Мы инициировали
общественное движение «Карабахские армяне», в которое входят активисты Валерий
Ерицян, Георгий Аракелян, Лева Яхшибеков и другие. Создали Молодежный совет нашего
движения, которое возглавляет Карина Ерицян. Наши активисты ездят по регионам
Украины, встречаются с карабахскими армянами, которые давно уже устали от
конфликта и многие поддерживают территориальную целостность Азербайджана,
желают мира и возвращения на свою родину.
Мое видение подготовки политического
урегулирования нагорно-карабахского конфликта могу изложить в нескольких
кратких тезисах:
1. Нужен конструктивный
диалог между конфликтующими сторонами
2. Необходимо привлекать
к диалогу общественность обеих сторон.
3 В рамках миротворческих
проектов проводить встречи ученых, представителей общественных, ветеранских и
молодежных организаций, и всех неравнодушных людей.
-
Ну а конкретно какие шаги следует предпринять для полного разрешения конфликта
и возвращения всех вынужденных переселенцев в свои родные дома?
- Думаю, для достижения
мирного урегулирования необходимо сперва всем сторонам признать территориальную
целостность Азербайджана. Затем совместно согласовать и определить период
промежуточного (временного) статуса Нагорного Карабаха. Вывести армянские
военные подразделения с территории Азербайджана. Начать поэтапное возвращение
оккупированных семи районов Азербайджану. Начать возврат вынужденных переселенцев
на свои земли. Гарантировать и обеспечить безопасность азербайджанского и
армянского населения Нагорного Карабах. Далее дать Нагорному Карабаху самый
высокий статус в составе Азербайджана. Начать частичное возвращение карабахских
азербайджанцев в Нагорный Карабах - в Шушу и другие населенные пункты. Организовать
временное совместное патрулирование и охрану особыми военными подразделениями
Лачинского коридора с привлечением международных наблюдателей до окончательного
урегулирования конфликта.
-
И каким Вы видите окончательное урегулирование конфликта?
- Окончательное
разрешение вопроса произойдет в том случае если в Нагорном Карабахе будут
проведены прозрачные честные выборы с участием карабахских азербайджанцев. Это
позволит выработать механизмы дальнейшего совместного проживания в составе
Азербайджана. Обеспечит дальнейшую подготовку кадров – в первую очередь
молодежи для работы в структурах власти.
-
Очень важно, что с таким пакетом предложений выступает группа карабаских армян
во главе с Вами. Однако Азербайджан уже не первый год выступает с подобными
предложениями по разрешению Карабахского конфликта, но все это саботируется со
стороны Армении и непризнанного сепаратистского режима «НКР» …
- Руководство
непризнанной «НКР» должно понять, что нет будущего у карабахских армян до тех
пор, пока не будет урегулирован конфликт в Нагорном Карабахе, не освобождены
семь районов Азербайджана и не определен окончательный статус Нагорного
Карабаха в составе Азербайджана. Что никаких устойчивых инвестиций в экономику
Нагорного Карабаха кроме как со стороны Азербайджана не будет. Что продукцию,
производимую в Нагорном Карабахе, не удастся наращивать и в полном объеме
реализовать за пределами региона до тех пор, пока не разрешен конфликт. Что
Азербайджан опять может стать не только главным инвестором, но и покупателем
номер один всей продукции Нагорного Карабаха.
Пора понять всем
карабахским армянам, что государственные границы на картах никто не менял -
Нагорный Карабах является де-юре частью Азербайджана. Зачем обнадеживать и
обманывать население о построение независимого государства? Как можно строить будущее
Карабахского региона в политической и экономической изоляции? Не лучше ли за
столом переговоров договариваться о самом высоком статусе Нагорного Карабаха в
составе Азербайджана и найти путь к устойчивому процветанию? Эти вопросы уже
давно задают друг другу карабахские армяне, которые поняли, что кроме обмана и
разрухи им ничего не принес конфликт с Азербайджаном. Что этот конфликт подкинут
извне руками зарубежной армянской диаспоры, которая засчет горя карабахских
армян и азербайджанцев зарабатывает деньги и политические дивиденды.
-
То есть Вы считаете, что главным элементом мира между азербайджанцами и
армянами Карабаха являются социально-экономические и инфраструктурные проекты?
- Да, именно так. Ничто
более всего не скрепляет дружеские отношения и мир, как взаимовыгодная торговля
и совместные проекты. Вместе с процессом разрешения конфликта надо будет сразу
же начать развивать экономические, политические, культурные, духовные
взаимоотношения. Строить совместные экономические проекты, развивать
макроэкономику Нагорного Карабаха, осуществлять масштабные социальные и
инфраструктурные проекты в регионе.
Я думаю, что, как в
Армении, так и в непризнанном Нагорном Карабахе уже поняли, что если в сложные,
кризисные годы становления своей независимости Азербайджан не признал
самостоятельность «НКР», то сегодня, когда Азербайджан развивается экономически
политически и растет военный потенциал страны, признание «НКР» тем более не
будет. Надо быть реалистами. Кто-то из армян смотрит на запад, на восток, на
Россию, на Иран, развивает с ними теплые отношения - это конечно их право. Но
есть другая часть армянского народа особенно рожденные в Азербайджане, которые
считают, что азербайджанский и турецкие народы для нас исторические
дружественные и близкие. А для некоторых из нас и родные. Мы хотели бы
развивать теплые и дружеские отношения. Нас немало, и количество наше растет - мы
имеем право и будем отстаивать свою позицию на сближение с Азербайджаном и
Турцией.
-
Недавно официальный Ереван в лице и.о. премьер-министра Армении Н.Пашиняна
отказался от обмена заложниками и военнопленными – армянами и азербайджанцами,
по разным причинам, попавшими в плен. Почему армянская сторона отклонила данный
гуманные шаг со стороны Азербайджана, который практикуется в мире между
конфликтующими сторонами?
- Однозначно должен был
произведен обмен пленными. Нам понятна и приветствуется инициатива и гуманный
шаг азербайджанской стороны в этом вопросе. Но не понятно решение армянской
стороны в частности и.о премьер-министра г-на Н. Пашиняна отказать в обмене пленными.
Это является проявлением антигуманности, как к азербайджанским пленным, так и к
своим пленным соотечественникам. Как же г-н Пашинян собирается налаживать
политические отношения с руководством Азербайджана по мирному урегулированию
нагорно-карабахского конфликта? Каждый здравомыслящий политик должен понимать,
что обмен пленными это гуманизм, это первый добрый шаг к налаживанию
взаимоотношений между сторонами. Ведь Н.Пашинян уже не оппозиционный депутат,
марширующий с рюкзаком на спине перед толпой митингующих в Ереване. Ему пора обладать мудростью политика и
государственного деятеля.
-
Несколько дней назад глава непризнанного сепаратистского режима «НКР» Бако
Саакян посетил Францию, США и Россию. Там он обивал пороги государственных
учреждений в надежде получить поддержку на фоне того, что пришедший в Армении к
власти Н.Пашинян мягко говоря нехорошо настроен к «карабахскому клану». Как Вы
расцениваете эти визиты?
- Отмечу, что все
государства, которые посетил Б.Саакян являются странами-сопредседателями
Минской группы ОБСЕ. Скорее всего это была очередная авантюра Б. Саакяна и его
окружения. Не одно официальное лицо этих стран не приняло его и вся поездка
стала не более чем занятие Саакяна самопиаром. А лучше бы ему заняться
экономикой Нагорного Карабаха. Задать себе и своему окружению вопрос - почему
все больше людей покидают Нагорный Карабах? Признать провал своей многолетней
политики и искать пути примирения в разрешении конфликта в рамках
международного права и суверенитета Азербайджана.
Комментарии: