Старый Ереван ожил на уникальных фото, артефактах и воспоминаниях
В рамках мероприятий,
приуроченных к 100-летию Азербайджанской Демократической Республики, в Sputnik
Азербайджан прошла пресс-конференция "История, запечатленная в
фотографиях".
29 мая в Баку в
мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, прошла пресс-конференция с
участием завсектором Администрации Президента, политолога Фуада Ахундова и
директора Центра истории Кавказа, старшего научного сотрудника Института права
и прав человека НАНА, Ризвана Гусейнова. На пресс-конференции приняли участие представители
научных кругов, журналисты, НПО, а также члены "Гражданской платформы мира
между Азербайджаном и Арменией": ее координатор Диляра Эфендиева,
прибывшие в Азербайджан бакинские армяне – Эдуард Багирян и Эрик Хачатуров.
Мероприятие было приурочено
к 100-летию передачи города Иревана (Еревана) под столицу для Араратской
(армянской) Республики 29 мая 1918 года и трагическим последствиям этого
акта.
Выступивший
Ф.Ахундов отметил, что передача азербайджанским руководством в 1918 году города
Иревана
(Еревана) Армении является общеизвестным фактом и никаких разночтений по нему
не имеется.
При этом, он представил
присутствующим уникальные фотоснимки старой Эривани XIX-XX вв., сделанные пионером русской
фотографии, ориенталистом Дмитрием Ермаковым (1845-1916) и отметил, что
проходящее мероприятие посвящено тем событиям, которые случились после передачи
города. На мероприятии также были представлены фото мебели, портретов из
Сардарского дворца, личных вещей правителей, флагов Эриванского ханства и
других артефактов, вывезенных после разрушения Эриванской крепости в Тбилиси и
хранящихся ныне в Национальном Музее Грузии. В течение нескольких лет Центр
истории Кавказа изучал это наследие, на основе которого к печати подготовлена
книга-фотоальбом «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЕРЕВАНА (ИРЕВАНА) согласно архивным
материалам и старинным фото».
По словам Ф.Ахундова,
сразу после обретения независимости Азербайджаном, Арменией и Грузией,
армянское правительство объявило войну двум соседним государствам. У
Азербайджана они хотели забрать Нахчыван и Карабах, у Грузии – Ахалкалаки и
Борчалы. Война с Грузией была не столь кровопролитной, а вот в Карабахе, хоть и
прошло сто лет, до сих пор проливается кровь. И мы должны это все-таки
остановить.
"Надо отметить, что
еще до передачи города армянам, в 1912 году сделанные Ермаковым фотографии,
которые вы сейчас видите на слайд-шоу, были положены на стол императору Николаю
II и российскими ученым с просьбой спасти Эриванскую крепость, шедевр
средневековой архитектуры", - рассказал он, добавив, что, когда император
увидел эти фотографии, он распорядился восстановить крепость, но, к сожалению
это дело саботировалось местной властью Эривани, а затем началась Первая
мировая война, и весь этот процесс остановился.
Есть такая традиция –
архитекторам памятники не ставить. Считается, что лучшим памятником архитектору
являются его работы, которые он дарит тому или иному городу. Но и у этого
правила бывают исключения. Вы все знаете об османском архитекторе Синане,
которому в Стамбуле поставлен памятник. Он творил при трех султанах и
практически отстроил половину Стамбула – 365 зданий, отметил завсектором.
Другое исключение, по
словам Ахундова, было сделано в Армении. Там стоит памятник архитектору
Александру Таманяну. И непосвященным также может показаться, что этот
архитектор отстроил половину Еревана. На самом же деле он построил в Ереване
всего три здания. А памятник ему поставлен за составленный им генплан Еревана,
который там также изображен. "Уникальность" этого генплана, причем по
признанию самих же армянских ученых, в том, что он не предусматривал сохранения
исторического центра, отметил политолог.
По его мнению, это
говорит о той атмосфере, которая там царила, и царит по сей день. Этническая
чистка архитектуры Еревана привела к тому, что весь облик Армении изменился.
Она постигла не только Ереван, но и всю страну. Просто Ереван прежде был
средневековый мощный город, в котором было разрушено более 800 домов. По сей
день там осталась всего одна мечеть. А на руинах Сардарского дворца сегодня
построен коньячный завод.
"Если бы они этот
дворец сохранили, то и я, и все советские люди с удовольствием пошли бы
посмотреть место, где впервые в присутствии автора – Александра Грибоедова –
была поставлена пьеса "Горе от ума", - сказал он.
Таким образом, отметил
завсектором, облик Армении поменялся. Поменялся облик не только архитектурный,
но и топонимический. Если открыть любой словарь, любую энциклопедию, то можно
увидеть, что тот же Ереван до определенного года назывался Эриван, а Севан –
Гейча. То есть, две тысячи топонимов и гидронимов были изменены на армянский
лад.
Что же до людей, то, по
словам политолога, их также оттуда выселяли. Ахундов рассказал, что апогеем
этой чистки были указы Иосифа Сталина о переселении азербайджанцев. Один был 23
декабря 1947 года, второй – 10 марта 1948 года. Эти указы также были по-своему
"уникальны". Во всех сталинских указах обычно указывалась причина –
зачем проводить то или иное переселение. Указы же Сталина по азербайджанцам
были удивительны тем, что там указывалось, что необходимо переселить только азербайджанцев,
проживающих в Армении. Одним словом, они были направлены на то, чтобы очистить
Армению от азербайджанцев, подчеркнул он.
"Мы в 2011 году
проводили 500-летие Эриванской крепости. И тогда я спросил, где в Ереване
старый город? Это было 23 декабря. А в конце января 2012 года ереванская мэрия
приняла постановление о создании старого города. Я тогда предложил им
представить чертежи и помочь в восстановлении старого города, на что
пресс-секретарь мэрии сказал, что им это не нужно. У них это вроде
своеобразного «ВДНХ» – 300 метров в длину, 50 в ширину", - рассказал
завсектором.
Они по кирпичикам
разберут здания начала ХХ века с разных концов Еревана и соберут старый город
на этой территории в центре города. Хотя неизвестно, есть у них на это
финансирования, так как, кажется, процесс этот стоит на месте, заключил
политолог.
Далее
слово было передано директору Центра истории Кавказа, старшему научному
сотруднику Института права и прав человека НАНА Ризвану Гусейнову, который
отметил, что на одном только разрушенном средневековом город проблемы не
заканчиваются.
По его словам, после
того, как был принят генплан и на месте Эриванской крепости был создан
город-новодел, возникла необходимость объяснять, где был старый город –
исторический центр. И тогда они вспомнили, что в окрестностях Еревана есть
остатки урартийской крепости. Урарту – это древняя цивилизация, ей 2800-3000 лет.
От нее практически никаких следов не осталось, и он не относится напрямую к
каким-то этносам.
"От этой крепости
там были только останки фундамента, но в советское время было принято решение –
под видом реставрации возвести целый музейный комплекс «Эребуни», открытие
которого состоялось ровно 50 лет назад, в 1968 году", - сказал он.
Вот так подменив
настоящий исторический центр был придуман новый антураж, новая версия истории.
В советское время весьма иронично относились к этому музею «Эребуни». Даже
приехавшая в Ереван в 1968 году научная комиссия из Москвы во главе с
академиком Исааком Минцем была удивлена увиденным. Ученые поинтересовались –
"что это за крепость, и кто ее придумал?". На что армянская сторона
ответила, что "это временная музейная бутафория, чтобы населению и
туристам было интересно узнать об истории города", рассказал ученый.
Однако, отметил Гусейнов,
спустя некоторое время началось дальнейшее укрепление и расширение крепости. И
сегодня на глазах у нас уже создана новая фальсификация. Пятьдесят лет назад
придуманная сказка сегодня преподносится как часть истории армян и города
Ереван, которому уже якобы 2800 лет. Таким образом, в 1950-60-ые гг. был
придуман миф о «древнем Ереване, которому 28 веков» на основе, найденных
недалеко от Еревана останков урартийской крепости VIII в. до н.э. названной
Эребуни (Ирпуини). Таким образов уничтожив настоящий древний Ереван, затем был
придуман миф о Эребуни.
"По итогам деятельности
в архивах Национального музея Грузии, где сохранилось огромное количество
артефактов из Эриванской крепости, нами подготовлена книга-фотоальбом
«Исторический центр Иревана (Еревана)», которая будет интересна тем, кто хочет
знать истинную историю Еревана. Нашей целью не является противопоставлять или
накалять ситуацию", - подчеркнул он, выразив сожаление в связи с тем, что
на исторических фальсификациях затем проливается кровь.
И одной из причин
карабахского конфликта, и тех бед, которые выпали на долю в том числе бакинских
и карабахских армян является именно это, заключил Гусейнов.
На
мероприятии затем выступили координатор секретариата "Гражданской
платформы мира между Азербайджаном и Арменией" Диляра Эфендиева,
представитель Эриванской интеллигенции Ирада Рзазаде и председатель
общественного объединения "Научные исследования" Тельман Касимов.
Координатор секретариата
"Гражданской платформы мира между Азербайджаном и Арменией" Диляра Эфендиева рассказала, что
"Гражданская платформа мира" была создана два года назад в целях
восстановления доверия и налаживания мостов между Арменией
и Азербайджаном и для мирного урегулирования карабахского конфликта.
"Как следует
из названия нашей "платформы", мы делаем все для того,
чтобы этот конфликт завершился в интересах двух стран, насколько это
возможно. Мы прекрасно знаем актеров, которые играют в этой игре. Мы
прекрасно знаем о тех ниточках, за которые дергают как армян,
так и азербайджанцев", — сказала она.
За тридцать лет этого
конфликта все эти моменты стали очевидными: "Многое мы знаем, а то,
о чем не знаем – догадываемся", — заключила Эфендиева.
В свою очередь,
представитель Эриванской интеллигенции Ирада
Рзазаде, родившаяся в Ереване, рассказала, что даже после того
как 29 мая 1918 года город Иреван был передан Армении, армяне
и азербайджанцы на протяжении многих лет продолжали жить там вместе.
"Они жили как в
поселках, так и в городе. Была интеллигенция", — сказала она.
После того
как началось очередное искажение истории, случились погромы и в
Армении, и в Азербайджане. Конечно, если где-то кого-то трогают, то
и другая нация тоже начинает мстить, отметила выступающая.
При этом Ирада Рзазаде
отметила, что историческую правду все-таки должны принять все.
Далее слово было передано
председателю общественного объединения "Научные исследования" Тельману Касимову, который рассказал,
что он так же, как и Рзазаде, родился и вырос в Ереване
и был свидетелем многих событий.
"Сам я родом
из дворянской (бекской) семьи. И в настоящее время работаю
над созданием документального фильма о старом Ереване", —
сказал он.
По словам Касимова,
впервые в этом фильме про Ереван будут рассказывать простые армяне.
Он отметил, что азербайджанцев часто обвиняют в том, что они
не указывают источники исторических фактов, о которых говорят. В этом
фильме будут продемонстрированы все источники.
"Простые армяне,
историки рассказывают о старых названиях улиц. К примеру, сады
за памятником архитектору Александру Таманяну принадлежали моему деду, там
прошла свадьба моей матери. Там есть холм (возвышенность), которую называют
"Каскад". И один из армянских журналистов сам говорил
о том, что раньше эту часть города называли «тюркским кварталом»", —
рассказал он.
Касимов также отметил,
что речь сейчас идет не только о том, что культура тюркского
и мусульманского мира была разрушена там в прошлом, разрушения
продолжаются и в наши дни. Дома, здания, построенные в начале
прошлого века, разрушаются, и на их месте строят новые. По его словам, когда на площади Республики в центре Еревана разбирали фонтан
для проведения реставрационных работ, под ним нашли древний город.
Одна армянская журналистка начала проводить свое расследование, работала
в архивах и нашла старые изображения этой площади в прошлом,
на которых видны мечети с куполами и мусульмане.
"Находки
под фонтаном — это фундамент тех самых строений. И местные жители
сказали, что закопают все это, чтобы будущие поколения проводили здесь
исследования. А что исследовать, если уже все найдено? Если бы находки
действительно касались армянской культуры, то они объявили бы об этом
сразу же всему миру. Одним словом, все найденное залили бетоном, заявив –
будущее поколение исследует эти находки", — подчеркнул он.
Но не все армяне
такие, отметил председатель, среди них есть адекватные люди, они прекрасно
понимают и осознают все происходящее: "К примеру, та самая армянская
журналистка, которая изучала архивы, нашла старинные изображения с мечетями,
банями и людьми в национальных одеждах азербайджанских тюрок. Этим
самым она показала, что территория нынешней площади Республики была
в прошлом мусульманским кварталом".
Взявший затем слово завсектором
Администрации президента Азербайджана, политолог Фуад Ахундов, напомнил, что уже несколько лет в азербайджанских СМИ
осуществляется проект «Информационной поддержки армянского общества», благодаря
которому большое количество армян получили возможность узнать настоящую историю
своей страны и региона.
«Информационная поддержка
армянского общества в донесении реалий об армяно-азербайджанском конфликте
очень важна. Я очень доволен, что мы находим отклик в армянском обществе. В
Армении есть умные люди, которые не нуждаются в фальсификации истории. Они
против того, чтобы обдуривать народ. Многие армяне Нагорного Карабаха боятся подтвердить
историческую правду», — сказал Ахундов.
Далее, развивая тему, директор
Центра истории Кавказа, Ризван Гусейнов
отметил, что к деятельности "платформы" относятся неоднозначно
как в Армении, так и в Азербайджане.
"Но если не говорить
о мире и оставить эту площадку пустой, то тогда будут погибать наши
дети. А кто этого хочет? По-моему, все хотят жить в мире, и жизнь
дается для того, чтобы ее нормально прожить", — сказал он.
Однако, понятно, что,
если вмешивается третья сторона, и начинается война, тогда каждый возьмет
в руки оружие, сказал историк, отметив, что Азербайджан ни в коем
случае не претендует на территории современной Армении, а борется за
восстановление суверенитета Азербайджана.
"К сожалению,
официальный Ереван до сих пор не высказал своего мнения
о деятельности "платформы". Это еще один показатель того, что
о мире говорят только в Азербайджане", — подчеркнул он.
Подводя итоги мероприятия,
было отмечено, что на основе обнаруженных фото и артефактов подготовлена к
изданию книга-фотоальбом «ИСТОРИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ЕРЕВАНА (ИРЕВАНА) согласно архивным материалам и старинным фото». В
издании, которое скоро выйдет в свет, показан процесс уничтожения
азербайджанского наследия в Армении на примере средневекового дворца правителя
азербайджанского Эриванского ханства. В общей сложности в ныне уничтоженном
средневековом историческом центре Еревана располагалось свыше 800 зданий,
мечетей, дворцов, караван-сараев, бань и других общественных построек.
Книга-фотоальбом издается
общественным объединением «Центр истории Кавказа» согласно грантовому проекту
Совета государственной поддержки НПО при Президенте Азербайджанской Республики.
Автором проекта является Фуад Ахундов, составитель и научный консультант Ризван
Гусейнов, консультант Эльбрус Мамедов. Издание подготовлено при содействии
директора Национального музея Грузии, профессора Давида Лорткипанидзе и
главного куратора Национального музея Грузии, профессора Эльдара Надирадзе.
Комментарии: