О ценности изваяний «гочдаш» для истории Азербайджана и угрозе их исчезновения
Центр истории Кавказа,
Аббас Исламов
Недавняя поездка в западный регион Азербайджана, осуществленная
в рамках проекта международной Рабочей группы «В поисках Солнца» по изучению и
популяризации наследия нашей страны, несмотря на её краткосрочность, оказалась
достаточно продуктивной.
Разумеется, в течении трёх дней невозможно было охватить все
известные исторические объекты, существующие на территории западного региона, а
тем более заняться поисками новых памятников истории. Однако, на тех участках,
которые посетила международная Рабочая группа «В поисках Солнца», были собраны
интересные данные, которые уже предоставили богатую пищу для размышлений и
построения планов для будущих исследований.
Из собранного материала автору настоящей статьи хотелось бы,
в первую очередь, заострить внимание читателей на объектах, хорошо известных в
Азербайджане под названием
«гочдаш», что в переводе на русский язык буквально означает «каменные овны».
Причина, по которой это необходимо сделать – катастрофическое сокращение числа
этих неповторимых и представляющих большую научную ценность, памятников нашей
древней истории.
Традиция изготовления каменных изваяний коней (атдаш) и
каменных овнов (гочдаш) существовала у тюркских народов с древнейших времен.
Она уходит корнями на тысячелетия в прошлое, когда эти скульптуры имели
тотемное значение, поскольку сами животные (конь и овен) почитались у тюрков,
как священные.
Являясь частью древней материальной культуры наших предков –
огузов, эта традиция сохранялась в народной памяти и, передаваясь из поколения
в поколение, дошла до наших дней. Один из ярких элементов этой древней культуры
представлен упомянутыми изваяниями «гочдаш», интересной особенностью которых
является то, что их все еще изготовляли во времена новой религиозной традиции, запрещавшей
воплощать в камне образы живых существ.
Именно такой «гочдаш» был обнаружен нами во время посещения старинного
кладбища в селении Ойсюзлю (Оксюзлю) Товузского района. Присутствие каменного
овна на территории кладбища не случайно, поскольку с древних пор у тюркских
народов существовала традиция установления тотемного изваяния над
захоронениями. Однако, примечательной особенностью данного «гочдаша» было то, что,
судя по дате погребения – 1327 год Хиджры, а также высеченным на нем арабским
текстам, в равной степени подвергшимся эрозии, изваяние было изготовлено и
установлено над захоронением 113 лет назад - в 1905 году.
Данный «гочдаш» уникален именно тем, что он наглядно
демонстрирует характерную особенность местной культуры, подтверждая своим
существованием факт слияния древних традиций огузов с мусульманскими
традициями. Однако подлинная бесценность
каменного овна в том, что на нем сохранились и отчетливо читаются тысячелетние родовые
тамги огузов, со всей очевидностью указывающие на этническую принадлежность
погребенного здесь человека.
То, что обнаруженные на «гочдаш» тамги являются символами не
одного, а нескольких огузских родов (Чавулдур, Чепни, Авшар), по всей
вероятности, означает, что усопший, будучи, например, представителем рода
Чавулдур (тамга повторяется трижды), мог состоять в родстве с другими огузскими
родами.
Версия о родстве погребенных на данном участке древнего
кладбища подтвердилась другими находками. Находившиеся по соседству могильные
камни, хотя и не были выточены в форме «гочдаш» – но, тем не менее, также несли
на себе родовые символы огузов.
Таким образом, в отличии от строго мусульманских захоронений,
надгробия которых не позволяют определить этническую идентичность человека,
поскольку предоставляют в основном информацию о его имени и дате смерти –
каменные овны «гочдаш» четко свидетельствуют не только о принадлежности
усопшего (а, следовательно, и всех его родных и близких) к великому тюркскому
этносу огузов, но и позволяют определить какому именно роду (или родам) огузов
принадлежало захоронение.
Было отмечено также, что в регионе со времен средневековья широко
распространена своеобразная форма могильных камней «башдаши» (надгробный
камень), которая, на наш взгляд, в действительности является редуцированной и стилизованной
формой традиционного тотемного изваяния «гочдаш». В своих очертаниях эти камни сохраняют
дизайн срединной части каменного овна,
у которого выступающие передняя и задняя части были редуцированы.
В результате подобной адаптации коренное тюркское население обрело
возможность для продолжения древней традиции погребения (используя стилизованное
тотемное изваяние) и в то же время находиться в соответствии с требованиями
мусульманских традиций.
Также в беседах со
старожилами было установлено, что в пределах кладбища селения Ойсюзлю до
недавнего времени находилось тринадцать (возможно больше) аналогичных изваяний
«гочдаш». Исчезновение двенадцати из них произошло по причине преднамеренного
вывоза каменных овнов неизвестными людьми на протяжении последних нескольких
лет. К сожалению, так и не удалось выяснить, кто
и с какой целью выкапывал и увозил эти ценнейшие памятники нашей истории.
Однако, принимая к сведению тот факт, что именно изваяния
«гочдаш» являются своего рода этническим паспортом азербайджанцев, как прямых
наследников и потомков великого тюркского этноса огузов – можно без
преувеличения сказать, что речь идет о продуманном и организованном
преступлении против нашего народа, совершаемого в интересах сил, крайне
заинтересованных в уничтожении следов тюркской истории на Южном Кавказе.
Комментарии: