21 апреля 2018 г.



Олег Кусов, специально для "Вестника Кавказа"


Педагогических вузов, как и самих дипломированных педагогов, у кавказских горцев до начала XX века не было. А воспитанная молодежь была. Воспитана не хуже нынешней, если не лучше: в присутствии старших даже сидеть нельзя было, не говоря о сквернословии, пьянстве и хамстве. Родителям, независимо от твоего возраста и достигнутых высот, не перечили, к каждому их слову относились с уважением. Что такое дом престарелых, горцы вообще не знали. 

Кавказская педагогика – это сочетание многих жизненных устоев и обычаев. Наиболее любопытным явлением из них стало аталычество, затронувшее почти все кавказские народы в разной степени. Переводится слово с тюрского языка как отцовство, поскольку ата означает отец.

Обычай отдавать детей на воспитание в другие семьи зародился не на Кавказе. Этим методом воспитания пользовались, как утверждают историки, скифы, славяне, древние кельты, тюрки, монголы. Но на Кавказе аталычество расцвело как нигде. Способствовали этому, на мой взгляд, не только социальные, педагогические причины, о которых написаны книги и диссертации, но и ментальные. Аталычество прижилось среди людей, которым чужд индивидуализм и слепая любовь к детям, порождающая для них серьезные жизненные проблемы.

Детей стремились отдавать в семьи, имеющие более низкий социальный статус. Князья – дворянам или в бедные семья. Но было и равноправное аталычество. Простолюдины считали за честь получить на воспитание сына из богатого дома, поскольку получали статус родственника князя или дворянина, а он, в свою очередь, - социальную опору в обществе. В простой семье мальчик, хоть и был на особом положении, но наравне с родными детьми аталыка учился верховой езде, охоте, полевым работам. Девочек воспитывала хозяйка дома, обучая шитью, ведению домашнего хозяйства. Часто детей отдавали в семьи других национальностей, что расширяло представления народов друг о друге, позволяло хорошо освоить язык и культуру соседей. Знание языков в те времена было очень кстати для горцев, поскольку общего языка у них не было до окончательного утверждения в регионе России.

Кавказцы лучше других понимали, что ребенок должен научиться жить среди разных людей, а для этого его надо вооружить знаниями, воспитать характер, а не перекармливать родительской любовью и яствами. По сути ведь настоящая любовь к детям – эта честная подготовка их к жизненным испытаниям, неустанная учеба, а не удовлетворение собственных родительских страстей. Тем более, на суровом Кавказе, где жизнь проходила в природных тягостях и военных катаклизмах.

Аталычество у разных народов отличалось своими особенностями. Принято считать, что наибольшее развитие оно получило у адыгских и тюрских народов. Возможно, от них оно перешло к соседям – осетинам, сванам, казакам. Вайнахов аталычество практически не затронуло, что объясняется общественными отношениями. Явление это было присуще феодальному обществу, в котором разные его слои нуждались в дополнительных скрепах, тем более в густонаселенном межнациональном регионе. В Азербайджане аталычество было известно еще в средние века. Здесь воспитателей еще называли атабеками. Известно, что в XII веке у малолетнего сельджукского правителя Арлданшаха атабеком был назначен Шамсаддин Эльданиз, который в дальнейшем основал новую азербайджанскую династию.

Классики литературы вопрос аталычества обойти не могли, но лучше других это сделал Пушкин в неоконченной поэме "Тазит". Поэт даже детально обрисовал сцену возвращения юноши в родную семью:

"Из-за горы явились вдруг
Старик седой и отрок стройный.
Дают дорогу пришлецу -
И скорбному старик отцу
Так молвил, важный и спокойный:
"Прошло тому тринадцать лет,
Как ты, в аул чужой пришед,
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца".

Но здесь следует привести мнение исследователей творчества Пушкина о том, что аталык–чеченец возник у Пушкина для красоты образа, а на самом деле, согласно подробному анализу текста, он был осетином и воспитал "адеха Тазита" христианином. Что очень не понравилось отцу Тазита, недовольного тем, что его сын чувствует себя чужаком в родном доме. Ну, а когда Тазит возвращается с Кубани, не убив повстречавшегося ему кровника семьи, да к тому же израненного и безоружного, отец Гасуб срывается на крик:

"Поди ты прочь — ты мне не сын,

Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!"


Гениальный Пушкин с помощью аталычества показал на примере горской семьи как развивается жизнь – в противоречиях поколений. Тазит видел ее уже иначе, через новую призму, в отличие от своих соплеменников-язычников, отца, который отказывается воспринимать чуждые ему принципы. Как сейчас люди старшего поколения все меньше понимают "смартфонную молодежь".

Аталычество стала изживать царская военная администрация в 1820-х годах. Историк Василий Потто писал: "Особенное внимание обратил Ермолов на кабардинский суд и на вредный обычай аталычества… Аталычество представляло еще большие опасности, чем суд в руках магометанского духовенства…Кабардинцы в большинстве случаев посылали своих сыновей в отуреченное Закубанье, откуда те, вырастая, вывозили суровую и непримиримую ненависть к христианской России. Естественно, что Ермолов не мог относиться равнодушно к обычаю, шедшему вразрез самым ближайшим русским интересам, и категорически воспретил его" ("Кавказская война", том 2, глава "Ермоловское время").

Но не только протурецкого духа среди кавказских горцев опасались царские наместники. Им невыгодны были самодостаточные и уважаемые в народе кавказские князья, сызмальства прошедшие школу жизни среди простых горцев. Это были признанные лидеры, не заискивающие перед российскими чиновниками и генералами. Не заинтересован тогда был Петербург и в интернациональных связях на Кавказе, которые развивало аталычество. Вместе с российским царизмом на Кавказ приходил принцип "разделяй и властвуй", укореняясь, как оказалось, надолго, фактически до сего дня.

Как утверждают историки, окончательно аталычество исчезло на Кавказе в начале XX века. Но, если его и сейчас вспоминают добрым словом, не исключено в будущем какое-то частичное возрождение столь мудрого института. Может быть, аталычество в новых формах и позволит межнациональным конфликтам побыстрее покинуть этот райский уголок Земли.


Комментарии: