Армянские церкви Баку - мифы и реалии
https://news.day.az/
Старожилы Баку очень
удивятся, узнав, что в нашей столице, оказывается, имелось пять действующих
армянских церквей, а одна аж восходит к XVII веку.
Такой новостью порадовал
своих читателей Sputnik Армения. Издание постаралось создать впечатление, будто
бы до начала карабахского конфликта в Баку существовало пять армянских храмов,
четыре из которых были злостно уничтожены "азербайджанскими вандалами"
и только одному из них повезло превратиться в библиотеку. Азербайджанцы, мол,
сохранили ее для демонстрации своей толерантности.
Непосвященный в тему
читатель, конечно же, проникнется праведным гневом. Однако дело в том, что
снесены они были атеистическим коммунистическим режимом в 30-е годы прошлого
века, наряду с сотнями мечетей. Кстати, в 30-е же годы был снесен
величественный Александро-Невский собор, но никому же не придет в голову
обвинять в этом "азербайджанский вандализм".
Еще более интересна
ситуация с той самой, четырехсотлетней церковью, останки которой можно увидеть
на территории Ичеришехер до сих пор. Армянское издание датирует ее XVII веком,
в других источниках в Интернете можно прочитать о XVIII веке. В общем,
армянская пропаганда никак не определится, насколько следует удревнить
постройку конца XIX века, чтобы фальсификация принесла больше пользы.
Намерения, мотивы и география "размещения" данной церкви вполне
понятны. Во-первых, говорить об армянской церкви возрастом четыреста лет за
пределами Ичеришехер было бы смешно, так как город в тот период ограничивался
крепостью. Во-вторых, столь древняя церковь именно в Старом городе могла бы
послужить "доказательством" армянского происхождения Баку, на который
претендуют наши соседи (впрочем, и не на него одного).
Правда же в том, что ни в
XVII, ни тем более в XVIII веках никакой необходимости в армянской церкви в
Баку не было за отсутствием тут самих армян. Армяне стали селиться в Баку
только после падения Бакинской крепости и захвата города войсками Российской
империи. А данное сооружение было возведено чуть более сотни лет назад. Причем,
местное население и власти были против, но армяне добились своего, действуя
через российские власти, и вырвали таки разрешение на возведение храма. Однако
церковь так и не заработала - местное население не позволило. А в
советское время она была превращена в ресторан.
Армянский агитпроп
сознательно замалчивает такие "мелочи", чтобы создать неправильное
впечатление об азербайджанском народе. Хотя, как говорится, чья бы корова
мычала... С начала армянской экспансии на ныне занимаемых Арменией территориях,
а в последнюю четверть века и в оккупированном Карабах были сравнены с землей
сотни мечетей. Мы уже не говорим о тысячах стертых с лица земли памятников азербайджанской
истории и культуры.
А теперь о церкви на
улице Низами, на площади Фонтанов. После 30-х годов она осталась единственной
действующей армянской церковью. Старшее поколение прекрасно помнит, что церковь
и в советские годы имела полную свободу действий. В отличие от мусульманских и
даже русских православных храмов. Армянское население города не имело никаких
ограничений в отправлении своих обрядов и богослужений, крестило здесь детей,
устраивало венчания, в то время как "кебин" (мусульманский обряд бракосочетания) совершался верующими
азербайджанцами чуть ли не подпольно.
Стараясь придать
армянской церкви какую-то особую значимость, издание рассказывает о том, что
сюда заходили поставить свечи и азербайджанки. Но этот факт говорит лишь о
природной толерантности азербайджанского народа и никак не может помочь
армянской пропаганде. Азербайджанцы даже приводили сюда детей на новогодние
елки. Пока не начался карабахский конфликт, у истоков которого стояла та самая
Армянская церковь.
Что же касается того, что
армянская церковь является "главной достопримечательностью" Баку...
Автор материала в Sputnik снова сделала неправильные выводы из пары-тройки
отзывов туристов. Конечно, туристы вполне могли быть потрясены увиденным,
потому что если послушать армянскую пропаганду, то в Азербайджане живут сплошь
звери и вандалы, занятые только розыском и уничтожением армянских следов.
Туристы, конечно, удивились, увидев в самом центре Баку армянскую церковь в
полной сохранности, причем служащую не хлевом, как, например, азербайджанские
мечети в оккупированном Карабахе - а книгохранилищем.
Да, удивиться есть чему.
Как рассказал нам директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник
Института права и прав человека НАНА, доцент ЮНЕСКО Ризван Гусейнов, сегодня в
этой церкви хранятся сотни армянских книг, в том числе средневековых.
"Армянское издание
сокрушается по поводу армянской церкви, которая отреставрирована за счет
азербайджанского государства, находится в полном порядке и сегодня служит
книгохранилищем. В ней находится богатая библиотека армянских книг, в том числе
средневековых. Конечно, в связи с конфликтом там служба не идет. В то же время,
неоднократно раздавались призывы от различных общественных деятелей нашей
страны о возобновлении работы армянской церкви, и, скажу даже больше - вопрос
сегодня рассматривается, он все еще актуален. Другое дело, что в сложившихся
условиях решить его не так уж просто", - сказал историк.
По мнению Ризвана
Гусейнова, разговоры об армянской церкви в Баку в СМИ и экспертных кругах
соседней страны лживы и однобоки. Потому что при этом не вспоминается о
десятках мечетей и караван-сараев того же Еревана, которые были разрушены до
основания. Эриванская крепость, полностью стерта с лица земли. Это ли не
вандализм?
"Эта пропаганда
направлена на оболванивание собственного общества и мира. Но сегодня это
практически невозможно - интернет не позволит. Сегодня уже хорошо известно,
кому принадлежал Ереван и другие территории, и когда там появились армяне.
Возьмем хотя бы известную азербайджанскую "Голубую мечеть", которую
армянская сторона в пропагандистских целях, дабы не показаться не толерантной
перед исламским миром, передала Ирану в качестве "персидского
наследия", и там сейчас находится так называемый культурный центр. Еревану
нужно играть в толерантность перед исламским миром, так как оттуда идут гранты
и кредиты, там базируется большая и богатая армянская община", - отметил
азербайджанский историк.
По мнению нашего
собеседника, в отличие от Азербайджана, в Армении ситуация с толерантностью
всегда была плачевной. И это проявляется не только в религиозной сфере. В
качестве примера историк предложил рассмотреть ситуацию с русским языком,
который стал в этой стране объектом ненависти и репрессий. Из самих же армянских
источников хорошо известно, что армянские дети не имеют права учиться в русском
секторе. Учиться в немногочисленных классах русского сектора разрешено только
тем, у кого один из родителей не армянин. Это и есть настоящий расизм, который
сегодня внедряют в практику в Армении, выбрав его одним из принципов развития
армянского народа...
Напоследок заметим, что
азербайджанская сторона не только отреставрировала армянскую церковь в Баку, но
и не предприняла попыток изменить ее историю. Армянские же националисты
растеряли все остатки достоинства, фальсифицируя историюпоследнего
мусульманского, азербайджанского культового сооружения на территории нынешней
Армении - "Голубой мечети" в Ереване. Им показалось мало отдать
азербайджанскую мечеть иранской стороне, они так же планируют представить ее в
предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве
"персидского наследия".
Как резонно заметил ранее
в беседе с "Интерфакс-Азербайджан" завсектором Администрации
Президента Азербайджана, политолог Фуад Ахундов, данные планы властей Армении,
помешанных на деазербайджанизации своей истории, в очередной раз с завидным
упорством демонстрируют историческую безграмотность армянского эстеблишмента.
"В центре Баку стоит армянская церковь, построенная в 1861 году. Учитывая
подход армянских властей к национальной идентификации мечети в Ереване, с таким
же успехом, армянская церковь в Баку должна считаться российской, а совсем не
армянской, так как она была построена в период Российской империи. А это уже
полный абсурд", - сказал Ф.Ахундов.
Полный, окончательный и
бесповоротный абсурд.
Зульфугар Ибрагимов
Комментарии: