Казахстанский филолог Абай Каиржанов написал рецензию на труд Эдуарда Вартанова об армяно-кипчаках
http://caucasianhistory.info/
Известный
казахстанский филолог Абай Каиржанов написал рецензию на книгу армянского
исследователя из Ростова-на-Дону Эдуарда Вартанова, который многие годы изучает
историю региона. В своих исследованиях Э.Вартанов на основе средневековых
источников, рукописей, архивных материалов, археологических артефактов,
этнографических материалов и воспоминаний предельно четко показал, что местное
древнее армянское население в большинстве своем являются тюрками, кипчаками,
принявшими в средние века армянское христианство. Другая же часть кипчаков была
насильно арменизирована в период царской России и затем во время СССР записаны
как этнические армяне. По итогам своих исследований Э.Вартанов опубликовал
серию статей и две книги. Ниже представляем вышедшую в
литературно-художественном альманахе «Рукопись» рецензию Абая Каиржанова на
книгу и исследования Э.Вартанова.
Абай КАИРЖАНОВ
Доктор филологических наук, профессор.
Работает в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева, заведовал
кафедрой русской филологии (1995–2005), профессор кафедры тюркологии факультета
международных отношений (с 2011). Автор более двухсот научных и научно-популярных
работ, шести монографий, посвящённых проблемам языка и культуры Византии,
Киевской Руси и Великой степи: «Исследование в области фразеологии памятников
древнерусской письменности XI — нач. XII в.» (Алматы, 1994); «Palaeoturcica:
Исследование в области фразеологии памятников древнетюркской рунической
письменности VII–IX вв.» (Акмола, 1996); «Palaeoturcica: Мир древних тюрков»
(Алматы, 1999); «Млечный путь Евразии (язык и культура древних тюрков)»
(Астана, 2004); «Синергия языка» (Астана, 2007); «Византизм и ментальность
Киевской Руси. Раздумья на степной дороге (исследование языка и культуры
древних тюрков)» (Киев, 2012).
РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Эдуарда Вартанова «Донские армяне как факт истории и этнофикция»
(Ростов-на-Дону: Эверест, 2011. — 100 с.).
Литературно-художественный
альманах «Рукопись», № 29, Ростов-на-Дону, 2018, стр. 158-159
Книга Эдуарда Вартанова
вызвала интерес в СМИ: ее отвергали националисты, приверженцы старой советской
школы, и позитивно отнеслись те ученые, которые увидели рациональные зерна
истины в основных положениях автора сей книги. Поэтому я предлагаю те выводы,
которые вытекают из этой вполне объективной книги: об истинной истории
кыпчаков, оказавшихся по воле судьбы в пределах Восточной Европы.
1. После гибели
Восточного тюркского каганата в середине 8 века кыпчакский племенной союз
оказался на территории Сары-Арки и за ее пределами за рекой Эдил (Волга – Ред.) в 11 веке. Они обживали
южные пределы лесостепной зоны Восточной Европы вплоть до северного Кавказа и северного
Причерноморья.
2. Сельджуки вторгались в
Ширакскую долину (охватывает часть
территории современной Армении, Грузии и приграничных районов Турции – Ред.) и
угрожали Грузинскому царству (1064–1080). В это время армяне вместе с
киликийцами вели ожесточенное сопротивление сельджукам, то есть армянский этнос
находился в пределах Киликии. Грузинский царь Давид Строитель (1089–1125) ведал,
что кыпчаки приглашались отдельными киевскими удельными князьями в состав своих
дружин (Ипатьевская летопись, Слово о
законе и благодати митрополита Илариона), поэтому он был вынужден
пригласить воинов-кыпчаков (обращение к
хану Отрак), которые в 1118 г., по свидетельству грузинских летописей «Картлис
цховраба», заняли юго-восточные пределы Грузии — Ширакскую долину и успешно отражали нашествие сельджуков и
спасли Грузию от порабощения. Произошел сакральный сдвиг язычников-кыпчаков,
которые приняли православное христианство. Об этом свидетельствуют
археологические материалы: монастырь Хыпчакаванк и каменные бабы (балбалы)
кыпчакского типа. Они сохранили свой тюркский язык, обычаи и традиции предков.
3. Перемещение
христиан-кыпчаков в Поволжье по приглашению золотоордынских ханов (Золотая Орда
остро нуждалась в искусных мастеров ремесленников), Крым, Дон. В XIII в. в
западных пределах Киевской Руси до нашествия туменов Бату и Монке обитали кыпчаки
под предводительством хана Котяна (транскрипция
имени по Ипатьевской летописи).
4. В 1223–1236 гг.
нашествие монголов под предводительством Бату, Монке и искусного полководца Субэдэй
баатур. Об этих событиях оставил свои записи Ибн Аль-Аттира: в 1223 г.
произошло сражение монголов с объединенным войском булгар и половцев в районе
Самарской Луки. Монголы потерпели поражение. В 1229 г. Столкновение у реки Яик,
а в 1232 г. — безуспешная попытка взять крепость Биляр. Бату в 1235 г. 100 000
корпусом вторгся в пределы Булгарии. И только Субэдэй в 1236 г. нанес поражение
булгарам. После падения Булгарии наступили тяжелые времена для половцев, которые
вынуждены были уходить на юго-западные пределы Киевской Руси вплоть до Венгрии.
Язычники-кыпчаки
подвергались уничтожению или порабощению, а христиане-кыпчаки получили привилегии
из рук ханов Улуса Джучи. Христиане-кыпчаки оставили нам свои письменные
памятники: Codex comanicus в Крыму, деловые, сакральные и оригинальные светские
тексты на территории современной западной Украины. Если в Крыму кыпчаки
пользовались латинским алфавитом, то западные кыпчаки — армянским грабаром.
Возникает естественный вопрос: эти загадочные кыпчаки подверглись ассимиляции и
стали армянами или их ошибочно наши современники отнесли к армянскому этносу?
Если бы они подверглись
ассимиляции, то писали и говорили бы на армянском языке, но этого не произошло.
Эта проблема для современной тюркологии остается открытой.
Комментарии: