Грандиозная ложь: Тигран II и «Великая Армения» в «Истории хайев» Моисея Хоренского
Сочинители, создававшие от имени Моисея Хоренского не существовавшую прежде «Историю хайев», черпали идеи для своих изобретений из богатых церковных библиотек, о чем лишний раз свидетельствует тот факт, что в отношении одного только этого вымышленного эпизода были использованы сведения из трудов различных греческих историков и даже из знаменитой поэмы «Шахнаме» великого персидского поэта Фирдоуси. А значит, никакого Моисея Хоренского, сочинявшего «историю» в V веке не было – поскольку «Шахнаме» была написана в XI веке, существовало в виде рукописи при дворцовой библиотеке тюрко-мусульманского государство Газневидов. Это произведение могло попасть в поле зрения фальсификаторов в намного более поздние времена, поскольку только в ХIII-XIV веках «Шахнаме» стал одним из самых популярных поэтических произведений на Востоке, а в Европу эта поэма попала еще позже. Этот факт в свою очередь уничтожает базовую легенду о «выдающемся» и «величайшем историке» Моисее Хоренском, якобы, заложившем в 460-е годы основы хайской (армянской) национальной историографии.
Смысл пословицы,
вынесенной в эпиграф в том, что сильно врущий человек, запутавшись в
собственной лжи, не может из-за своего вранья появиться даже у себя дома.
Эта пословица невольно
вспоминается при изучении «Истории хайев» Моисея Хоренского, «крупнейшего»,
«величайшего», «выдающегося историка» и «отца-основателя» (эпитеты взяты из
хайский информационных ресурсов Интернета) национальной исторической школы Хайастана.
Она вспоминается именно потому, что в полной мере соответствует смыслу
старинной русской поговорки – автор «Истории» завирается до такой степени, что
не позволяет исторической правде хотя бы в одной главе, в
одном абзаце или даже строке появиться на страницах его сочинения.
И это при том, что
произведение Хоренского заложено в основание хайской
историографии и именно на нем выстроено все сооружение национальной
исторической школы.