Исторический центр Еревана: хронология уничтожения и присвоения - ФОТО
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА
ИНСТИТУТ КАВКАЗОВЕДЕНИЯ
I-й Международный форум Кавказоведов
17-18 апреля 2017 г.
Исторический центр Еревана: хронология уничтожения и присвоения
Ризван Гусейнов, доцент ЮНЕСКО, директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник
Института права и прав человека НАНА
ТЕЗИСЫ
В последние годы в Азербайджане осуществляются различные
исследовательские проекты, по изучению уничтоженного ныне в Армении
средневекового азербайджанского культурного и архитектурно-исторического
наследия. В частности, со стороны Центра истории Кавказа, реализуются проекты,
направленные на изучение наследия исторического Азербайджана, в том числе
трагической судьбы азербайджанского средневекового города Эривана (Иревана),
который ныне полностью уничтожен и на его месте появилась нынешняя столица
Армении город Ереван. Подобные исследования азербайджанской стороны вызывают
неоднозначную реакцию в Армении. На основе многочисленных европейских,
российских, османских и армянских источников можно с точностью проследить
трагическую судьбу средневекового азербайджанского города Иревана. После
уничтожения средневекового Иревана, армянским властями в 1960-ые гг. был
придуман миф о древнем Эребуни, которому якобы 28 веков и для создания этого
мифа были использованы найденные останки урартийской крепости недалеко от Еревана.
Мировое сообщество и наука не должны оставаться равнодушными к этой акции
армянского вандализма и фальсификаций.
Açar sözlər: Qafqaz, Azərbaycan, Ermənistan, Orta əsr,
çar Rusiyası, SSRİ, münaqişələr, vandalizm, saxtakarlıg, İrəvan
Ключевые слова: Кавказ, Азербайджан, Армения, Средневековье,
царская Россия, СССР, конфликты, вандализм, фальсификации, Иреван, Эривань,
Ереван
Tags: Caucasus,
Azerbaijan, Armenia, the Middle Ages, Tsarist Russia, the Soviet Union,
conflicts, vandalism, falsification, Erevan, Erivan, Yerevan
Исторический центр Еревана: хронология уничтожения и присвоения
ВВЕДЕНИЕ
Армянская пропаганда и
псевдонаука уже многие годы стремится доказать, что Ереван является «древним
армянским» городом – «старше Рима» и что этот город никогда не имел никакого
отношения к Азербайджану и азербайджанскому культурно-историческому и
архитектурному наследию. Напомним, что в средние века, на территории нынешней
Армении располагался Чухурсаад - одно из четырех беглярбекств азербайджанского
Государства Сефевидов. В 1504-м году сефевидский шах Исмаил поручил своему
полководцу Ревангулу-хану построить в Чухурсааде крепость, которая была
возведена к 1511 году и названа Реваном в честь Ревангулу-хана. Позже она стала
произноситься как Иреван, поскольку в тюркских языках перед согласной буквой
«р» часто произносится гласная «и». Эриванская крепость прославилась на Востоке
как город минаретов. В крепости было 8 мечетей, 800 домов, и там жили только
азербайджанские тюрки.
АРМЯНСКИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В ДЕЙСТВИИ
Однако в Армении
всячески стремятся скрыть правду об истории Еревана. В частности, в мае 2014
года, армянские власти презентовали фильм «Столица древнее Рима», в
котором пытаются дать ответ на обоснованные обвинения Азербайджана в
уничтожении армянскими властями средневекового архитектурно-исторического
наследия города Еревана и арменизации его истории.
В армянском фильме
много и пространно говорится о древности Еревана, которому якобы почти 2800
лет, однако в виде доказательства приводятся всего две монеты мусульманских
тюркских правителей XIV века! Таким образом, армянская сторона хочет доказать,
что Эриванская (Иреванская) крепость построена не сефевидским полководцем
Ревангулу-ханом в начале XVI, а существовала еще до этого. Однако при изучении,
продемонстрированных в фильме монет, на которых по утверждению армянских
авторов, написано, что они чеканены в Ереване, выясняется иное. На монете XIV
века хулагуидского правителя Ануширвана (Ануширован), местом чеканки указан не
Ереван, а город Мариван на территории нынешнего Ирана. В фильме мельком
показана и другая монета – правителя Абу Саида, якобы чеканенная в Ереване,
однако и на ней местом чеканки указан город Ройан также, находившийся на
территории нынешнего Ирана. К тому же многочисленные источники конкретно
отмечают: Иреван (Реван) как город заложен в начале XVI века, после чего там
был построен монетный двор в крепости. Это подтверждают многочисленные
исследования зарубежных ученых и коллекции нумизматов. А значит, хулагуиды не
могли в XIV веке чеканить монеты в несуществующем еще тогда городе Реване.
монета хулагуидского правителя Абу Саида (1316-1335 гг.) |
монета хулагуидского правителя Ануширвана (1344-1355 гг.) |
Более того, сами же
армянские СМИ, публиковали материал, где отмечали, что в Эриване монеты стали
чеканить только после XVI века - при Сефевидах и позже при Эриванских ханах.
При этом отмечается, что монетный двор располагался на территории дворца
Эриванского хана – в историческом центре Еревана, который ныне полностью
разрушен. [12] Напомним, что это не первый случай, когда армянские
пропагандисты фальсифицируют монеты азербайджанских правителей. Еще в 1960 годы
советский академик Б.Пиотровский возмущенно писал о фальсификациях армянского
ученого С.Айвазяна, который прочел наоборот надписи с монет Ильдегизидов
Азербайджана XII-XIII вв. и выдал их за «армяно-хайасские» монеты аж XVII века
до н.э.! [16]
ИРЕВАН (ЭРИВАНЬ) В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Знаменитый французский
кавказовед XIX века А.Ж. Сен–Мартен отмечал: «… Рован, данное одному из регионов Адербайджана, которое возможно
является Реваном, и ему это название присвоили мусульмане, это часть Армении
Эриван, является столицей, которая под их властью была всегда частью
Адербайджана». [3]
Известный армянский
просветитель XIX века, писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический
очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII в.
нет упоминания о городе Эривани. С этого времени, т.е. с 1209 г., они называют
его «местечком». Абовян считал, что предание о том, что Ной, увидев с вершины
Арарата сушу, в том месте, где располагается ныне город, назвал его этим именем
(Эривань), совершенный вымысел, и добавлял, что «вероятнее всего, этот город делается известным с 1441 года, когда
персияне, во время Джаган-шаха (азербайджанского правителя империи Кара-Коюнлу
– Р.Г.), завладели им». [5] Обратите внимание, что даже такой знаток
армянской истории культуры, как Х.Абовян, не знал, когда был заложен город
Эривань и предполагал, что это произошло в период азербайджанских тюркских
правителей.
Более того, доподлинно
известно, что средневековый османский путешественник-географ Эвлия Челеби
относил дату возникновения на этом месте небольшого поселения к началу XV века.
По его словам, в 810 году по хиджре (1407-1408 гг.) один из любимцев эмира
Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани ступил на эту землю. Он увидел плодородный
край и поселился там вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он
богател на выращивании риса и строил этот город. Далее Эвлия Челеби добавил,
что в 915 г. по хиджре (1509-10 гг.) году, Шах Исмаил приказал своему визирю
Ревангулу хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг
крепость и дал ей имя Реван. [1]
То, что Эривань
получила свое название и стала городом-крепостью именно при Сефевидах,
подтверждал выдающийся русский и советский историк-востоковед академик В.В.
Бартольд, который писал: «Эривань возникла
в качестве селения при Тимуре [конец XIV в.], а городом сделалась только в XVI
в. при Шахе Исмаиле, и тогда же получила свое нынешнее название». [6]
Французский
путешественник Жан Шарден, будучи проездом в Эривани в 1673 г., подробно
рассказывает об Эриванской крепости и ханском дворце. [4] Он отмечает, что
крепость, состоящая из 800 домов больше, чем маленький городок, и что там
проживают сефевиды. [2] Под словом «сефевиды» автор подразумевает тюркское
кызылбашское население шиитского вероисповедания.
Некоторые армянские
исследователи пытаются доказать, большое наличие коренных армян в Эриванской
крепости, ссылаясь на средневековые записки иностранных путешественников.
Однако, армянские пропагандисты лукавят, поскольку в источниках речь идет об
армянах, которые приходили в крепость на поденную работу или торговать. По
этому поводу, армянский автор Ерванд Шахазиз, в книге «Старый Ереван»,
отмечает, что в крепости жили мусульмане, тюрки, тогда как армяне владели здесь
только торговыми лавками и по вечерам, заперев их, уходили домой. [19]
Многочисленные
источники также писали, что Эривань расположена в Азербайджане. В частности,
русский военный советник в Грузии С.Бурнашев XVIII веке писал о: «… Адребижанских городах Эривани и Ганже…» [13]
О том, что в том числе
Эривань и другие земли, куда шли русские войска находятся в Азербайджане, можно
узнать из донесений, неудачно пытавшегося в 1808 году взять штурмом Эривани,
генерала И.В. Гудовича. В донесениях Гудович отмечает: «… во всемъ Адербейджане, а особливо въ Эриванской области…». [15]
О высоком статусе
Эриванского хана, который практически не подчинялся Персидскому шаху, говорит
прямая переписка высших российских чиновников с ханом, в частности обращение
секретаря царевны Елизаветы Петровны, российского канцлера М.И. Воронцова к
Эриванскому хану: «Почтеннейший и
высокостепенный Эриванской области владетель Мегмед-хан, мой искренний
приятель!». [17]
Эриванские ханы нередко
напрямую вели переговоры с царской Россией, и юридические документы, выданные
правителями ханства, долго имели хождение в регионе. В частности, армяне,
перебегая на российскую сторону на Кавказе, хранили при себе фирманы и документы
на азербайджанском языке от эриванских правителей. Именно на основе этих
азербайджанских указов, беглые армяне стремились сохранить свои землевладения и
прибыли. А это говорит о том, земли нынешней Армении принадлежали
азербайджанским тюркам. В российских архивах сохранились эти указы на
азербайджанском языке от Эриванских правителей, выданные некоторым армянам в
середине XVIII века. [14]
Советский историк Н.
Богданов, писал, что «последний
ереванский хан, сардар Хусейн-хан, родом из азербайджанского кочевого племени
Каджар, находился в родстве с царствующей в Иране династией и до пожалования
его в ханы был пограничным военачальником в Ереване. До момента вторжения
русских войск, в течение 22 лет, он управлял ханством совершенно
самостоятельно, находясь лишь в номинальной зависимости от Ирана». [7]
ПОЭТАПНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЭРИВАНСКОЙ КРЕПОСТИ
В Эриванской крепости
было большое количество построек, и сама она была даже после штурма русскими
войсками в хорошем состоянии, представляя надежное фортификационное сооружение,
о котором русские военные архивы писали: «Крепость
(Эриванская)… обведена двойною каменною стеною с круглыми башнями; литейный
домъ и дворецъ эриваньскаго сардара, старинное весьма хорошее строение,
занимающее почти половину набережной стороны крепости». [8]
Эриванская крепость,
сохранилась после захвата ее российскими войсками, затем в течение одного века
постепенно стала разрушаться армянами, а после советизации Армении, этот
исторический центр Еревана вовсе снесли.
Эта крепость, являвшаяся историческим центром Еревана, частично еще
сохранялась вплоть в 1920-30-ых гг., когда власти советской Армении стали
неуклонно разрушать древние постройки. А тотальному уничтожению крепость и весь
исторический центр Еревана подвергся в 1950-60 гг., когда согласно новому
генеральному плану развития армянской столицы, не было предусмотрено сохранение
исторического центра! Это просто нонсенс! Во всем мире, в любом городе, первую
очередь сохраняют именно исторический центр, который всегда считается предметом
гордости и объектом архитектурно-исторической важности №1… во всем мире, но
только не в Армении, где одним махом был уничтожен исторический центр столицы.
Вовсе несерьезны ныне
попытки армянской стороны оправдать уничтожение Эриванской крепости, мечетей и
других построек якобы последствием борьбы советских властей с пережитками
религии. Ведь в Ереване, уничтожались не только религиозные храмы, которые в
советское время действительно нередко сносились, а именно комплексы построек и
зданий, не имеющих никакого отношения к религии. Поэтому беспочвенны нынешние
утверждения армянских пропагандистов, что Эриванская крепость уничтожена
советскими властями в рамках борьбы с религией. Наоборот – советские власти
восстанавливали и сохраняли исторические памятники и центры старых городов:
ведь никому же в голову не пришло снести московский Кремль, бакинский Ичери
Шехер (Старый город), тбилисскую Нари-кала, Дербентскую крепость Нарын-гала и
т.д.
Армянское руководство уничтожило
исторический центр Еревана, только потому, что он напоминал об азербайджанском
мусульманском прошлом нынешней армянской столицы. Это преступление армянских
властей, которые, таким образом пытаются скрыть от будущих поколений настоящую
историю Еревана и Армении. Данное мнение подтверждают слова российского
архитектора Андрея Иванова, посвятившего в армянских СМИ серию статей старому
Еревану, в которых он отмечал, что генплан Еревана, утвержденный в 1924 году,
не предусматривал сохранить старину. Придумал и осуществил этот план армянский
архитектор А.О.Таманян, о котором в своем материале российский архитектор
А.Иванов пишет: «Ведь Таманян заложил и
другой вектор: безжалостного уничтожения старой материальной субстанции города.
При всей планировочной деликатности почти вся застройка на плане 1924 г. –
новая, регулярная, квартальная (исключения – несколько церквей и мечетей).»
[11] Также архитектор А.Иванов, ссылаясь на исследования других российских
ученых, отмечает: «Сегодня видно, что
Таманян, изобретая новый Ереван, по отношению к старому действовал в рамках
стратегии «уничтожения места», предполагающей, как считают Н. и Д. Замятины,
«отмену всех его традиционных признаков и примет, стереотипов и знаков».
[10]
Не менее жестко о
процессе тотального уничтожения старого Еревана высказался в армянских СМИ
член-корреспондент Международной академии архитектуры (МААМ) профессор Карен Бальян.
По его мнению, целая плеяда армянских архитекторов в советское время
«соревновалась» в разрушении старых средневековых построек Еревана. Еще более
плачевной армянский профессор считает нынешнюю ситуацию в градостроительстве
Еревана. Отметим, что не так давно, из недр мэрии Еревана «выплыл» проект по
созданию «исторического центра» города.
Это нонсенс – армянские власти, сперва, поэтапно разрушили настоящий
исторический центр – Эриванскую крепость, а теперь решили «придумать» новый
«Старый Ереван»! По поводу проекта «Старый Ереван», армянский профессор
К.Бальян отмечает: «Но, конечно же, это
муляж. Спрессованный из, будем реалистами, лишь немногих сохранившихся кусочков
подлинной архитектуры (по существу - новодел), покрытый общей крышей, хотя над
ереванскими двориками всегда было открытое небо, все это превратится в музей
под крышей. Это будет не исторически сложившаяся среда, а ее имитация в виде
одного целого объема … Я не знаю, как спасти старый Ереван, но это точно будет
так». [18]
Фактически, целый ряд
ученых и публицистов, однозначно утверждают, что целью реконструкции Еревана
было в первую очередь уничтожение старого средневекового архитектурного
ансамбля Эривани. В течение нескольких десятилетий в советское время,
армянскими властями в центре города было снесено большинство средневековых
построек и на их месте возведен современный Ереван.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ ЕРЕВАНА
Именно, после
уничтожения средневековой азербайджанской архитектуры, была придумана и
воплощена в жизнь легенда об урартской крепости Эребуни, от которой якобы берет
свое начало Ереван. Попутно был придуман миф о том, что урартийская культура и
история имеют прямое отношение к армянской. Все началось с того, что в 1950-х
годах советские археологи в Тейшебаини на некотором расстоянии от Еревана нашли
остатки урартской крепости и табличку с клинописью, где были прочитаны буквы
«РБН». Это «РБН» незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово
«Эребуни» - Ереван. Но в клинописи речь идет о урартийской крепости Ирпуини, а
не Эребуни, тем более нет речи об Ереване. Сами же армянские ученые отмечают,
что язык, культура и история Урарту не имеет отношения к армянам, тем более,
что, когда урартийцы строили крепости на Кавказе, предки так называемых армян
жили далеко от нашего региона на Балканах. Только много веков спустя после
распада урартийского государства, армяне начали формироваться, а еще много
веков позже они впервые появились на Кавказе.
Однако, найденная
клинопись с «РБН» все равно была притянута за уши к истории Еревана, что
вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных ученых, в
том числе участвовавших в раскопках Тейшебаини. Об этом не раз говорил академик
Академии наук СССР И.И.Минц — величина номер один в советской исторической
науке с мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок урартской
крепости, а также всемирно известный археолог и историк-востоковед, академик
Б.Б.Пиотровский, проводивший здесь раскопки. Прибывшие на празднования Эребуни,
советские ученые были удивлены тем, что наспех построенный «урартийский
городок», выдавался армянскими властями за настоящий древний город. На вопросы
советских ученых, армянские коллеги отвечали, что это бутафорный музейный
комплекс с целью ознакомить молодежь и гостей с тем, как выглядели древние
урартийские постройки.
Российский журналист и
исследователь Максим Пахаренко, побывав недавно в Ереване, весьма метко назвал
комплекс Эребуни – советско-урартийской крепостью, поскольку практически все
здесь построено в советское время и выдавалось за бутафорию урартийского
периода. Относительно музея Эребуни российский журналист отмечает, что он
«наполнен одними копиями артефактов», что Эребуни не имеет древнего вида,
поскольку это «реконструированная в советское время крепость». Далее он пишет: «чувствуется, что особую внушительность
стенам Эребуни добавили советские реконструкторы … Скорее всего советские
реставраторы, для большей внушительности, сделали каменные основания стен
специально выше».
А о якобы урартской
гробнице и мавзолее, обнаруженном в Ереване на территории завода «Автоагрегат»
в 1984 году, М.Пахаренко пишет, что «судя
по всему, снаружи этот мавзолей - чистый новодел». [9]
Однако в наши дни, эта
бутафорская крепость в Ереване выдается за древний архитектурный памятник,
который демонстрируют жителям и гостям Еревана, и о котором, как о «предтече»
Еревана, снимают фильмы, пишут книги и статьи. А все началось именно с уничтожения
Эриванской крепости - настоящего исторического центра Еревана, где было 800
старых средневековых построек… Мировое сообщество и наука не должны оставаться
равнодушными к этой акции армянского вандализма и фальсификаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение долгого
периода зарубежная, царско-русская, а также советская наука не уделяли особого
внимания изучению исторических территорий Азербайджана на Кавказе и
рассматривала эту тему в рамках истории Ирана, Турции и противостояния этих
государств с Россией. В итоге были преданы забвению славные страницы
азербайджанской истории, в том числе Эриванского ханства, которое оставило
серьезный след в истории, культуре, архитектуре и общественно-политических
процессах на Кавказе. После распада СССР и образования независимого
Азербайджана, наша страна взяла курс на изучение своего исторического наследия
и разоблачения лживой армянской исторической концепции.
Азербайджанская
Республика является духовной наследницей великих средневековых империй Востока,
государств и ханств, существовавших в разные периоды на территории Кавказа,
Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока. Долгие века в состав исторического
Азербайджана входила практически вся территория нынешней Армянской Республики. Азербайджан
и впредь будет разоблачать армянскую ложь и раскрывать мировой общественности
правдивую, основанную на достоверных источниках историю региона.
RESUME
Rizvan Hüseynov. İrəvanın tarixi mərkəzi: dağıdılma
və mənimsəmənin xronologiyası
Məqalədə müasir Ermənistanın paytaxtı olan İrəvan
şəhərinin azərbaycan orta əsr memarlığ irsinin mərhələli dağidilmasının bəzi
aspektlərinə toxunulur. Son illər Azərbaycanda indiki Ermənistanda azərbaycan
orta əsr mədəni və tarixi-memarlığ irsinin dağidilmasina həsr olunmuş bir sıra
tədqiqatlar aparılır. Məsələn, “Qafqaz tarixi mərkəzi” tərəfindən tarixi Azərbaycan
torpağlarının və muasir Ermənistanın paytaxtı yerində vaxtı ikən mövcud olan və
sonradan dağıdılan azərbaycan orta əsr İrəvan şəhərinin faciyəvi taleyi
haqqında araşdırmalar aparılır. Azərbaycan tərəfinin belə səpqidə araşdırmaları
Ermənistanda birmənalı reaksiya vermir. Məqalədə çoxsaylı Avropa, rus, osmanlı
və erməni mənbələrinə əsaslanarağ azərbaycan orta əsr İrəvan şəhərinin faciyəvi
taleyi izləmək mümkündi. 1960-cı illərdə Ermənistan hakimiyyəti qədim İrəvan şəhərini
tam dağıdandan sonra qüya 28 əsr tarixi olan “Erebuni səhəri” yalanını
uydurmuşdu və bunun üçün tapılan qədim Urartu dövrünə ayid olan qalanın
xarabalığlarından yararlanmışdirlar.
РЕЗЮМЕ
Ризван Гусейнов. Исторический
центр Еревана: хронология уничтожения и присвоения
В статье затронуты
некоторые аспекты поэтапного уничтожения азербайджанского средневекового
архитектурного наследия современной столицы Армении - города Еревана. В
последние годы в Азербайджане осуществляются различные исследовательские
проекты, по изучению уничтоженного ныне в Армении средневекового
азербайджанского культурного и архитектурно-исторического наследия. В
частности, со стороны Центра истории Кавказа, реализуются проекты, направленные
на изучение наследия исторического Азербайджана, в том числе трагической судьбы
азербайджанского средневекового города Эривана (Иревана), который ныне
полностью уничтожен и на его месте появилась нынешняя столица Армении город
Ереван. Подобные исследования азербайджанской стороны вызывают неоднозначную
реакцию в Армении. В статье, на основе многочисленных европейских, российских,
османских и армянских источников можно с точностью проследить трагическую судьбу
средневекового азербайджанского города Иревана. После уничтожения
средневекового Иревана, армянским властями в 1960-ые гг. был придуман миф о
древнем Эребуни, которому якобы 28 веков и для создания этого мифа были
использованы найденные останки урартийской крепости недалеко от Еревана.
RESUME
Rizvan Huseynov. The historic center of Yerevan: a
chronology of destruction and appropriation
The article discussed some aspects of the gradual
destruction of Azerbaijani medieval architectural heritage of the modern
Yerevan, the capital city of Armenia. Over recent years, Azerbaijan has been
implementing various research projects for studying the now destroyed medieval
Azerbaijani cultural, architectural and historical heritage in Armenia. In
particular, the Caucasus Center for History is executing projects aimed at the
study of the historical heritage of Azerbaijan, including the tragic fate of the
medieval Azerbaijani city of Erivan (Irevan), which is completely destroyed by
now, and where the current Armenian capital city of Yerevan is situated. Such
research projects caused an ambiguous reaction in Armenia. The article, supported
by numerous European, Russian, Ottoman and Armenian sources, shows the tragic
fate of the medieval Azerbaijani city Irevan. After the destruction of the
medieval Irevan, in the 1960's. the Armenian authorities invented the myth of
ancient Erebuni, which is allegedly 28 centuries old. For the creation of this
myth, they used the remains of Urartu fortress near modern Yerevan.
Список
использованной литературы
1. Çələbi
Evliya. Səyahətnamə
(Azərbaycan tarixinə aid seçmələr. Hazırlayan Seyidağa Onullahi). Bakı, 1997, s.50
2. Şardən J. Səyahətnamə (Fransız dilindən tərcümə edən V.Aslanov). Bakı,
1994, s. 21
3. Jean-Antoine Saint-Martin. Mémoires historiques et géographiquessur l'Arménie, suivis du texte Armenien de l'histoire des princes Orphélians,
1819, p. 312-315
4. Journal du voyage du chevalier Chardin en Perse et aux Indes
orientales par la mer Noire et par la Colchide
5. Абовян
Хачатур. Полное собрание сочинений, Т.VIII, Ереван, (на армянском языке), 1958,
стр. 287
6. Бартольд
В.В. Сочинения, т. VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. М.:
Наука, 1971, стр. 212-213
7. Богданов
Н. К вопросу о феодальной эксплуатации кочевников в Закавказском крае в первой трети XIX в. // Исторический архив. Т.
II. М.-Л. 1939, стр. 225
8. Военный
энциклопедический лексикон (в 14 томах). Второе исправленное издание под общим
руководством М. И. Богдановича. СПб, 1852-1858, Том 14, 1858 г., стр. 437
9. Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни, http://maximus101.livejournal.com – 03.11.2013
10. Замятина Н., Замятин Д. Гений места и город:
варианты взаимодействия // Вестник Евразии. 2007. № 1 (35). стр. 77
11. Иванов Андрей. Северный проспект ведет в Конд. Этюды о духе места. Часть II, http://archi.ru - 19.10.2011
12. «Из истории армянских монет: Во времена персидских правителей чеканились и городские монеты Ирвана (Еревана)»,
www.panarmenian.net - 18.10.2013
13. «Картина Грузии или описание политическаго
состояния царств Карталинскаго и Кахетинскаго, сделанное пребывающим при Его
высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Темуразовиче полковником и
кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г.», (Издание К.Н. Бегичева, Тифлис, 1896
г.)
14. Отношенiе гр. Гудовича къ гр. Кочубею, отъ 1-го
ноября 1807 года, № 123 // АКАК, том III, стр. 235
15. Отношенiе гр. Гудовича кь товарищу министра
иностранныхъ делъ гр. Салтыкову, отъ 11-го января 1809 года, № 7. // АКАК, том
III, стр. 291; Всеподданнейшее донесенiе гр. Гудовича, отъ 11-го, декабри 1808
года, № 18.— Амамлы. // АКАК, том III, стр. 252
16. Пиотровский Б.Б. «Письмо в редакцию»
Историко-филологический журнал 1971 №3 стр.302-303
17. Письмо государственного канцлера графа Воронцова
к Эриванскому хану, от 21 октября 1802 года // АКАК, том I, стр. 549
18. СТАРЫЙ ЕРЕВАН В НОВОМ ЕРЕВАНЕ,
http://golosarmenii.am - 18.07.2014
19. Յերվանդ Շահազիզ: Հին Յերևանը: Յերևան, 1931. (Ерванд
Шахазиз. «Старый Ереван». Ереван, 1931, на армянском языке), стр. 34
Комментарии: