Талыши и другие иранизированные тюрки: хазарейцы, чараймаки
Талыши. Астаринский р-н Азербайджана, 1933 г |
Многие, кто изучает историю
талышского народа в рамках господствующей сегодня концепции их иранского или
«арийского» происхождения сталкиваются с целым рядом исторических
несоответствий. Однако, о талышах, как о народе история стран Ближнего и
Среднего Востока ничего не знает почти до 15 столетия. Это невероятно, если
учесть, что они жили и живут в регионе очень богатом на исторические события.
Не грузинские, не тюркские, не иранские, не арабские, не даже армянские
источники ничего о талышах не говорят.
Средневековые источники пишут
о народе под названием близким к самоназванию талышей – толыш (Тёлёс, Телес,
Толос). Сперва, китайские, затем и русские. Но они касаются региона намного
тысяч километров, удаленного от современной зоны проживания талышей в Азербайджане. Подробнее
описания этого народа в источниках мы коснемся чуть позже.
Второй момент и очень важный –
нетипичное для иранских народов привилегированное положение талышей в тюркской государственной
системе сложившейся на территории Ирана и Азербайджана в 16-18 столетиях. Как известно «ядром» возникшей
в начале 16-го столетия в Азербайджане Сефевидской державы были тюркские шиитские
(азербайджанские) племена, вошедшие в историю под называнием Кызылбашей.
Однако, в число кызылбашских племен
– фактически тюркского воинского сословия Сефевидской империи включали талышей,
которые наряду с другими кызылбашами помогли первому шаху из династии Сефевидов
- Исмаилу I
(Хатаи)
утвердится во власти в Азербайджане и Иране. Не один другой ираноязычный народ
в державе Сефевидов в состав привилегированных кызылбашских племен включен не был.
Ни соседи талышей – гилянцы, ни курды, ни луры, ни бахтиары, ни персы. Почему
такое исключение делалось для талышей?
Опять-таки, талыши единственный
ираноязычный народ, включенный в возникшую позднее в Сефевидской державе на основе
кызлбашскмих племен привилегированную племенную группу Шахсевенов (в переводе –
«любящие шаха») из которых в значительной мере формировалась элитная шахская гвардия.
Это выглядит очень странно. Поскольку
традиционно не только Сефевиды, но и другие тюркские государства, существовавшие
на территории нынешних Ирана и Азербайджана, иранским народам особенно не доверяли
и считали их не очень надежными с точки зрения несения военной службы. То есть, казылбашские племена приняли
талышей в свое тюркское кызылбашское «военное братство», в которое не приняли ни
один другой ираноязычный народ. Это могло быть лишь в одном случае: если изначально
талыши были не народом иранского народа, а иранзированными тюрками.
Само понятие «иранизированный тюрок»
почему-то многими историками и этнографами не воспринимается. На том что
«иранизированных тюрок не существует», больше всего настаивает персидские и
армянские историки-националисты. Между тем факты говорят
совершенно об обратном. Существуют очень многочисленные
и самобытные народы тюркского происхождения, которые, тем не менее свой язык забыли
и перешли на иранский. К иранизированным тюркам и иранизированным монголам относятся
такие народы как хазарейцы и чараймаки, которые живут на территории нынешнего Афганистана,
а также соседних Ирана и Пакистана.
Хазарейцы (от слова «хезар» — «тысяча»)
— ираноязычные шииты тюркского и монгольского происхождения, населяющие центральный
Афганистан (8-10 % от общей численности населения страны). Народ состоит из тюркских
и монгольских племен, среди которых есть племена Барлас, Найман, Ойрат, Уйшун, Татар,
Карлук, Кыпчак, Уйгур, Туркмен, Казак, Кыргыз и прочие. Рядом с этими племенами
на Алтае в древности и жил народ Толос или Телес (предки современных талышей).
Другой ираноязычный, но
тюркский по происхождению народ -- чараймаки (в переводе «четыре племени») — совокупность
ираноязычных племенных групп (джемшиды, фирузкухи, таймани, теймури) проживающих
на северо-западе Афганистана и северо-востоке Ирана.
Выделяют соответственно четыре
основные племенные группировки чараймаков: джемшиды, фирузкухи, таймани и теймури,
разделяющиеся дальше на племена и роды. К чараймакам часто причисляют и пятое племя
зури. В этногенезе чараймакских племён принимали участие в основном тюрки и монголы,
частично - афганцы. Так например, субэтнические группы народа таймани: кыпчак, дурзаи,
хазара-таймени, какар. Предполагается, что кыпчаки — тюркского, а дурзаи и какар
— афганского происхождения.
Хазарийцы и чараймаки говорят на
диалектах персидского языка (фарси-кабули или дари). По нравам и менталитету это
народы – явно тюркского и монгольского происхождения. Это также доказывается
тем, что в составе тех же хазарейцев и чараймаков существует распространенный среди
тюркских и монгольских народов роды кыпчаков, найманов и других племен. Как оказались хазарейцы и
чараймаки в самом сердце Афганистана? Это произошло во времена завоевания Чингисханом
Центральной Азии. Тогда Чингизиды поселили часть своих воинов в стратегически важном
Афганистане, где они контролировали важнейшие пути через горы Гиндукуша.
В принципе такова тактика Чингизидов
– они селили верные и надежные тюркские племена в стратегически важных местах. Но
если в Центрально Азии стратегически важное значение имел район гор Гиндукуша, то
в Азербайджане «ключевым» был район города Ардебиля и Талышских гор.
По-видимому, именно сюда империя Чингизидов переселяла тюркское племя телес, толыш
или талыш, которые точно также как хазарейцы и чараймаки были затем иранизированы.
Такая же судьба постигла часть гилянцев, галешей и татов – однако это уже
другая тема.
Теперь становится ясно почему до
эпохи Чингизидов никаких упоминаний о талышах на Кавказе и Передней Азии быть не
могло – поскольку их тогда еще не переселили в данные регионы. Однако где была прародина талышей?
На тот счет необходимо провести отдельное и серьезное научное исследование.
Есть географическая зона, где этнонимы
аналогичный самоназванию талышей – толыш/толос или телес очень часто встречаются.
Это прародина тюркских народов Алтай, Саяны, Северная Монголия. Здесь осталось название
озера, связанное с талышским народом – Телецкое (Телес), здесь в составе таких народов
как алтайцы, тувинцы, киргизы сохранились группы, ведущие свое происхождение от
древних толосов. Чем больше получается сопоставить
фактов изучая историю талышского народа и тюрок алтайско-саянского региона, тем
больше доказательств того, что алтайские телесы и азербайджанские талыши – это один
и тот же тюркский в своей основе народ. Затем он конечно же впитал в себя и
другие этнические компоненты.
Выходит, до недавнего времени,
изучая истории талышей, ученые шли по ложному пути. Изучать их историю нужно изучая
историю тюркских народов и таких государственных образований Тюркютской державы,
Тёлёсское ханство, государства Кара-Киданей (Хор Хатан, Хар Хятан), империи Чингизидов.
В таком случае мы выходим на «корни» такого народа как талыши.
Читать по теме:
Талыш – первое упоминание в источниках: почему иранские и армянские «ученые» его «не замечают»?
Великий ильхан Олджейту Худабандэ и его славное талышское войско
Талыш – первое упоминание в источниках: почему иранские и армянские «ученые» его «не замечают»?
Великий ильхан Олджейту Худабандэ и его славное талышское войско
Комментарии: