Локализация армянских епархий вне Кавказа
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ
АКАДЕМИЯ, Кафедра Истории Древней Церкви
иеромонах Алексий
(Никоноров)
«ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В
КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ»
Сергиев Посад,
Троице-Сергиева Лавра, 2004 г.
baku.eparhia.ru
Глава
– «Локализация армянских епархий»
Для выполнения
поставленной в работе задачи отделения традиций двух соседних Церквей,
Албанской и Армянской, друг от друга важно правильно локализовать границы
соприкосновения канонических территорий этих Церквей и проследить путь
постепенного передвижения Армянской Церкви из Малой Азии на Кавказ.
Большой интерес для
освящения вопроса локализации епархий Армянской Церкви в исследуемый период
представляют, как реалии, так и соборные акты, топонимы, где проходили соборы,
а также реестры самих соборов всех трех Церквей – Албанской, Грузинской и
Армянской. Внимание на местоположение епархий соседней с Албанией Армянской
Церкви впервые обратила историк Ф.Мамедова [316].
Следует оговорить, что не
все Поместные Соборы Закавказских Церквей сохранили полную редакцию своих
реестров по тем или иным причинам. Но, в основном, в реестрах, как правило,
отражены главные епархии и значимые приходские церкви.
При таком подходе и
рассмотрении соборных актов выявляется географический ареал канонической
территории той или иной из Церквей. При рассмотрении соборных актов Армянской
Церкви [317] выявляется очень интересная картина.
Первый собор Армянской
Церкви состоялся в 365 году в местечке Аштишат, расположенном в области Тарон,
на берегу реки Арацани, притока реки Евфрат, и был собран католикосом Нерсесом
Великим. Аштишат – один из центров язычества в древней Армении, где находились
капища Ваагна, Анахит и Астхик. Из ведения языческого жреца Вахуни храмовая
область переходит в наследственное владение рода святителя Григория Просветителя [318].
Этот собор не сохранил реестра, но интерес представляет локализация Аштишата и
ее значимость для истории Армянской Церкви. Аштишат находился в области Тарон,
на берегу реки Арацани, притока Евфрата, в восточной части Малой Азии, но не на
Кавказе.
В 447 году Армянская
Церковь собирает Шаапиванский собор. Как выясняется, Шаапиван находился в
юго-западной части владения Багратуни, расположенного на севере озера Ван. Это
также территория Малой Азии. Собор не имеет поименного еестра его участников.
В 505 и 633 годах соборы
Армянской Церкви проходят в городе Карине (Феодосиополь), находящемся на юге
области Тайк, у верховья реки Евфрат. Поименного реестра участников этого
собора также не сохранилось.
Из Двинских соборов
засвидетельствован реестр участников Двинского собора 649 года. Город Двин
локализуется к западу от озера Севан и юго-западнее города Еревана.
Черезвычайно интересен поименный реестр его участников:
Глава епископов Армении –
Нерсес III Шаеци Иншхаци;
Епископ Басеана (область,
расположенная в верховье реки Аракса, на юге области Тайк);
Епископ Мардаги (область,
расположенная на стыке областей Туруберан и Тарон);
Епископ Бзнуник (область
на западном берегу озера Ван);
Епископ Аршаруник
(область, расположенная между областью Вананд и владением Багратуни, к западу
от реки Аракс);
Епископ Багратуник
(область к западу от реки Аракс и на северо-востоке от озера Ван);
Епископ Хорхоруник
(северо-запад озера Ван);
Епископ Штуник (на юге
озера Ван);
Епископ Вананда (область
к востоку от области Тайк);
Епископ Аматуник (на
юго-западе от реки Аракс);
Епископ Гнуник (на
северо-западе от зера Ван);
Епископ Полуник
(восточный берег озера Ван);
Епископ Мехнуник (область
рядом с областью Полуник);
Из этого реестра
становится совершенно очевидным, что подведомственные епархии Армянской Церкви
были расположены вокруг озера Ван, далеко на запад от реки Аракс, а также на
восточном берегу реки Тигра, а некоторые – в междуречье Тигра и Евфрата.
Маназакертский собор 726
года состоялся в области Апахуник (область к северу от озера Ван, на берегу
реки Арацани). В соборе участвовали армянские епископы из областей: Остан
(юго-западнее Двина), Тайк, Басеана, владения Бзнуник. Остается непонятной
современная локализация Двина – на северо-восточной оконечности Армянского
нагорья. Как могли патриарший престол и сама столица быть так удалены от
собственно армянских земель? Ведь армянские епархии, как мы убедились, были
расположены далеко к западу от них.
Ширакаванский сбор 862
года был созван в Ширакаване, области расположенной на юго-западе Кавказа, на
территории Картвельского царства.
Анализ имеющегося
материала показывает, что почти все епархии Армянской Церкви, города,
местности, где собирались армянские соборы, были расположены на восточном
берегу реки Евфрата и Тигра, вокруг озера Ван, т.е. за пределами Восточного
Кавказа, в редких случаях на территории юго-западного Кавказа.
В XV веке, как известно,
престол армянского католикоса переносится в Эчмиадзин.
Что же касается двух
кавказских Церквей – Албанской и Грузинской, то, как сами реалии, так и
соборные акты их свидетельствуют о нахождении всех подведомственных им епархий
на территории Кавказа Восточного и Западного. Албанские епархии располагались
на двух берегах реки Куры – на левобережье и правобережье.
Таким образом
исследования албанских, грузинских и армянских источников и реалий убеждают,
что на Кавказе с первых веков по Р.Х. и в период раннего и позднего
средневековья практически были две христианские Церкви – Албанская и
Грузинская. Каноническая территория Армянской Церкви охватывала главным образом
восточную часть Малой Азии и частично юго-запад Кавказа.
____________
316. См. Мамедова Ф. Из
истории христианства Кавказской Албании. Альманах «The history of Caucasus» №2. Баку, 2002.
с.13-14.
317. Армянский канонник
(Канонагирк Хайоц). (на древнеармянском языке) Тифлис, 1914.
318. См. Айвазян К.В.
«История Тарона» и армянская литература IV-VII веков. Ереван, 1976. с.50.
Комментарии: