В оккупированном Карабахе обнаружены древние тюркские балбалы возрастом около 3000 лет
news.day.az
Директор Центра истории
Кавказа, историк Ризван Гусейнов
Времена меняются и армянские идеологи по всей видимости торопятся найти свое «древнее» место в тюркской культуре и истории. Ведь оказалось, что еще рано списывать тюрок и тюркский фактор, который становится все более важным в мировой геополитике. Теперь ясно почему вдруг армянские идеологи «влюбились» в кочевую культуру и историю.
В последнее время
армянская сторона активно пытается «осваивать» тюркскую культуру, обычаи,
курганные захоронения и археологические находки. Несколько лет назад на
территории Армении в Шенгавите были обнаружены древние курганные захоронения
приблизительно 3 тыс. до н.э., где найдены некрополи с культом погребения
жертвенных коней – типичным для древнетюркской культуры. Здесь же обнаружены
останки колесниц, бронзовых и железных изделий, оружия и других предметов
кочевой культуры. Комично то, что из-за того, что Шенгавит находится недалеко
от Еревана, в армянских СМИ появились статьи о том, что теперь
Еревану уже 6000 лет (!) Уже давно известно, что в Армении не действуют никакие
законы науки и истории. Некоторые армянские горе-ученые и СМИ поспешили назвать
Армению из-за этих уникальных находок «колыбелью древней цивилизации», лукаво
замалчивая, что это все относится к древней кочевой культуре, от которой обычно
у армянской стороны рот кривится.
Балбалы, найденные в Нор Кармираване |
На днях в армянских СМИ
появилась еще одна информация о уникальных археологических находках – в этот
раз в оккупированном Карабахе. Здесь у села
Нор Кармираван (это оккупированное азербайджанское село Паправенд Агдамского района) были обнаружены новые антропоморфные стелы, датируемые началом
первого тысячелетия до нашей эры. Однако армянские авторы в материале ни разу
не указали что «антропоморфными стелами» в науке называют древние кочевые,
тюркские балбалы – каменные изваяния, которые встречаются на широких просторах
Евразии, где издревле проживали тюркские народы.
Балбалы, найденные в Нор Кармираване |
При этом армянские СМИ отмечают, что подобные балбалы в большом количестве встречаются по всей территории оккупированного Карабаха. Однако армянские археологи лукавят, когда утверждают, что «каменные изваяния подобного типа встречаются исключительно в этом регионе», тем самым они стремятся вычленить эти находки из общего тюркского кочевого наследия. А ведь достаточно просто опереться на базовые археологические знания и находки, чтобы убедиться – эти балбалы определяются наукой как часть культа и истории тюрок, в том числе Азербайджана. Наши предки называли балбалы словом «баба» - то есть «праотец» и это слово перекочевало в русский язык в виде «каменные бабы».
Каменные бабы - это
антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов,
а иногда и женщин. Согласно исследованиям ученых Оксфордского Университета,
балбалы или бабы ставились на курганах древними народами, например, скифами,
половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России,
Южной Сибири, в Азербайджане [Jonathan M. Bloom, Sheila Blair. The Grove Encyclopedia of Islamic Art and
Architecture. — Oxford University Press, 2009. — Т. 2. — С. 235-247.], на востоке Украины, в Германии, в Грузии, Армении, Средней Азии и Монголии. В древние времена на Руси каменные
статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается
«тмутараканский истукан». Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные
тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.
Упоминал о каменных бабах
в своих произведениях великий азербайджанский поэт XII века Низами Гянджеви,
который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. [Плетнева С. А.
Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. — Вып. У4-2. —
М., 1974.- с. 5.] Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году
половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на
них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.[Рубрук В. де.
Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М., 1957. — с. 102]
Каменные истуканы,
которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории
Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) еще в IV—II тысячелетии до н.
э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных
погребений. Большие камни устанавливались на курганах. В древности на
территории Азербайджана каменные фигуры предков, известные как баба (по-азерб.
означает «праотец») отмечали территорию различных племенных поселений. [Jonathan
M. Bloom, Sheila Blair. The
Grove Encyclopedia of Islamic Art and Architecture. — Oxford University Press,
2009. — Т. 2. — с. 235-247].
В свете приведенных
цитат, ясно, что балбалы или бабы считаются сугубо кочевым, тюркским культом и
наследием. Однако не стоит удивляться если через некоторое время армянские
ученые начнут утверждать и везде писать, что этот культ появился сперва у
«древних армян», а потом распространился у тюрков. Только тут армянские ученые
столкнутся со сложной дилеммой – или «древние армяне» были кочевниками, или же
современные армяне вовсе не являются потомками «древних армян». К тому же
распространение балбалов от Дальнего Востока, Сибири до Средиземноморья, Дуная,
Кавказа и Малой Азии дают большой шанс армянской псевдонауке расширить
территорию «Великой Армении» в десятки раз. Может именно поэтому армянская
делегация летом этого года поехала в Кыргызстан для участия во Всемирных Играх
Кочевников? Времена меняются и армянские идеологи по всей видимости торопятся
найти свое «древнее» место в тюркской культуре и истории. Ведь оказалось, что
еще рано списывать тюрок и тюркский фактор, который становится все более важным
в мировой геополитике. Теперь ясно почему вдруг армянские идеологи «влюбились»
в кочевую культуру и историю.
2 коммент.
U armyan druqoqo vıxoda net, ni v qeopoliteçeskom otnoşenii, ni v istoriçeskom... Kak bı istoriki ne staralis "upryatat" istoriyu armyan pod friqiyskim naçalom, sami armyanskiye istoçniki dokazıvayut, çto oni mutantı i v osnve proisxojdeniya armyam stoit TYURKSKOYE NAÇALO" --- Alekper Alekperov. Doktor filosofii po istorii
Replyда
Reply