Встреча коллектива АУЯ с директором Центра истории Кавказа, историком Ризваном Гусейновым
17 апреля в Азербайджанском Университете Языков (АУЯ) прошла встреча преподавателей и студентов с директором Центра истории Кавказа, историком Ризваном Гусейновым. Встреча организованная руководством и по личной инициативе преподавателя Кафедры социальных наук АУЯ Шалалы Багировой, была посвящена армянским претензиям на турецкие и азербайджанские земли, событиям 1915 года и фальсификациям истории.
Р.Гусейнов является доцентом Отделения Кафедры ЮНЕСКО по компаративным
исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога
на Северном Кавказе. Он также рассказал о направлениях деятельности Отделения
Кафедры ЮНЕСКО и заинтересованности в осуществлении различных проектов в нашем
регионе.
Выступивший Ризван Гусейнов коснулся различных аспектов политики держав, направленных на продвижение своих интересов в регионе Кавказа и Малой Азии, посредством поддержки армянских претензий.
Выступивший Ризван Гусейнов коснулся различных аспектов политики держав, направленных на продвижение своих интересов в регионе Кавказа и Малой Азии, посредством поддержки армянских претензий.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Р.ГУСЕЙНОВА
Фальсификация
истории таит в себе огромную опасность - и не только для чистоты науки, но,
прежде всего, как источник создания серьезных прецедентов, а также как
потенциальная возможность для возникновения новых и обострения существующих территориальных
конфликтов. Сейчас, в преддверии столетней годовщины так называемого
"геноцида армян", эта проблема требует особо пристального внимания,
ведь о тягчайшем преступлении против человечества кричит страна, чьи политики,
общественные деятели и военные сами виновны в совершении подобных актов на
территории соседних государств. Столь вопиющая армянская двуличность требует
чуть ли не мирового признания, продираясь к своей цели вопреки здравому смыслу,
законам обыкновенной логики, а также ломая на своем пути нормы международного
права.
В 1950-60-ые гг., вдруг
на Западе был выдвинут миф о «геноциде армян» и его начальной датой объявлено 24 апреля 1915 года. Одной из главных
причин стало наметившееся тогда потепление турецко-советских отношений, что, по
мнению Запада, было непозволительно для члена НАТО - Турции. Как один из
рычагов давления на Турцию и был выдвинут тезис о «геноциде армян в Османской
империи», что стало тиражироваться в западных СМИ, обществе и дало толчок для
армянской диаспоры начать оголтелую антитурецкую пропаганду. К середине 1960-ых
гг. наметилось охлаждение советско-турецких отношений, в связи с чем, в Кремле
недолго думая, начали использовать против Турции готовый западный «рецепт» о
«геноциде армян». В Ереване разрешили построить памятный комплекс «геноциду
1915 года», каждый год 24 апреля проводить антитурецкие митинги, выступления и
публиковать литературу, книги и статьи о «геноциде армян».
Что касается выбора даты
24 апреля 1915 года как начала «геноцида армян» то это исходило из стремления государств, некогда
объединенных в начале XX века в
рядах Антанты (страны Европы, США и Россия), скрыть свое поражение в одной из
решающих битв в период Первой Мировой войны. Речь идет о знаменитой
Дарданелльской (Чанаккале) операции, когда объединенные силы стран Антанты
попытались прорваться через Дарданелльский
пролив и взять столицу Османской Турции город Стамбул. Решающая наземная
операция началась 24-25 апреля 1915 года и завершилась полным провалом Антанты,
огромными потерями среди ее объединенных войск. Это была блистательная победа
турецкого оружия, позволившая спасти турецкую государственность от
исчезновения. В этой битве, также принимали участие и отдали свои жизни тысячи
азербайджанских добровольцев, поспешивших на помощь братской Турции.
Запад,
чтобы отвлечь внимание мировой общественности от даты своего исторического
поражения при Дарданеллах 24 апреля 1915 года, выдвинул тезис о начале
«геноцида армян» в этот день, после чего широкие армянские круги подхватили эту
идею и продвигают ее как обвинительный акт против Турции.
В Первой мировой войны,
погибли 17 млн. человек, 5 млн. из них погибли в Турции, и это были люди различных национальностей, что уже
само по себе не дает никаких оснований говорить о целенаправленном истреблении
какого-либо конкретного народа. В любом случае это работа для историков, для
экспертов, и турецкие власти много раз повторяли, что готовы открыть для них
свои архивы. К примеру, архивы в Армении не открыты для публичного пользования.
Кроме того, Ереван отказывается от проведения исторической конференции, которую
много раз предлагала организовать Турция.
На
этом фоне попытки в некоторых странах Европы наказывать людей за непризнание
«геноцида» армян, то есть вводить на законодательном уровне криминализацию
отрицания "геноцида армян", являются прямым нарушением прав человека,
базовых свобод и демократических ценностей. И это еще один наглядный пример
короткой дороги от фальсификации истории до фальсификации политических решений
и международных правовых норм. Любой юрист скажет, что признание парламентом
той или иной страны т.н. "геноцида армян" вовсе не является достаточным
основанием для введения закона о криминализации его отрицания.
Действительно,
в конце концов, факты и здравый смысл должны возобладать над фальсификациями. Ведь
Армения сама является агрессором, и это признано в международных резолюциях.
Армянская сторона учинила в период Первой Карабахской войны массовые этнические
чистки, убийства и геноцид азербайджанского населения Ходжалы, Гарадаглы и др.
населенных пунктов. На территории Азербайджана были совершены сотни терактов
армянскими боевиками, в результате которых погибло и пострадало большое кол-во
мирных граждан. Однако, Азербайджан пока не услышал объективной
политико-правовой оценки по поводу зверств армян, учиненных по этнической
принадлежности против мирного азербайджанского населения. Хотя имеются
убедительные доказательства того, что армянский терроризм существует больше ста
лет.
Армянский терроризм и
геноцид может приобретать и другие формы, направленные на уничтожение
культурных памятников, присвоение истории и культуры других народов. Доказано, что моноэтническая Армения,
парадоксально существующая в полиэтническом регионе, виновна в уничтожении
исторической азербайджанской архитектуры и культурного наследия других народов,
замене азербайджанских топонимов на армянский лад, арменизации христианского
албанского наследия и храмов. "Чем же эти действия армян отличаются от
того, что вытворяют сейчас боевики ИГИЛ, уничтожающие бесценные памятники
человеческой цивилизации, имеющие 2000-2500-летнюю историю?" Действия
армянских властей еще более кощунственны, чем вандализм экстремистов ИГИЛ, поскольку
разрушение культурных памятников в Армении оформлено самим государством.
Сегодня
весь цивилизованный мир говорит о моральной и уголовной ответственности
экстремистов на Ближнем Востоке за разрушение памятников мировой культуры,
Армения же является единственной страной в мире, где установлен уникальный
памятник архитектору-разрушителю. Речь идет об архитекторе Таманяне,
разработавшем и претворившем в жизнь генеральный план, в рамках которого
полностью уничтожили средневековый азербайджанский Эриван.
Регион Кавказа, в котором
расположена современная Армения, является одним из самых сложных полиэтнических
на земле. Здесь порой соседние села
говорят на разных языках. Это результат
многовековых эволюционных процессов, обусловленный тем, что через этот регион проходило много
торговых путей и он был подвержен сложным миграционным процессам. На этом фоне
моноэтничность современной Армении в столь богатом полиэтничном окружении –
феномен из ряда вон выходящий и никак не может быть результатом естественных
эволюционных процессов.
Моноэтничность,
например, Исландии или Японии является закономерной, поскольку они не были
подвержены сложным миграционным процессам и окружены с четырех сторон водой.
Армения же окружена с четырех сторон многонациональными государствами –
Азербайджаном, Грузией, Турцией и Ираном. Поэтому моноэтничность ее населения и
даже просто внешний облик резко конфликтуют с полиэтничностью населения и
разнообразием внешнего облика окружающих
ее стран.
Переселение армян на
исторические азербайджанские и грузинские земли повлекло за собой политику тотальной арменизации на территории современной Армении, а также частично
Грузии и Азербайджана, куда армян, говоря словами посла России в Персии
Грибоедова, на первый раз пустили. Грибоедов, лично осуществлявший это
переселение армян на Кавказ в 1828 году, подчеркивал, что местное мусульманское
население опасается, что армяне навсегда завладеют землями, на которые их на
первый раз впустили, и что приходится прилагать немалые усилия, чтобы снять это
беспокойство.
Любопытно,
что в середине XV века точно такое же беспокойство выражало и местное
христианское население, когда азербайджанский правитель Джахан шах откликнулся на просьбу руководства армянской
церкви о перенесении ее центра из прекращавшей свое существование Византии в
Азербайджан, в нынешний Эчмиадзин. Тогдашний патриарх Албанской апостольской
церкви был категорически против такого перемещения, поскольку опасался, что
армяне навсегда овладеют его церковью. Он оказался прав – в 1836 году, т.е.
всего через 8 лет после переселения армян на Кавказ, Албанская апостольская
церковь была упразднена рескриптом Святейшего синода Русской православной
церкви и все ее имущество было передано армянской церкви. Правым оказалось и
местное мусульманское население, о беспокойстве которого писал посол Грибоедов,
– притеснения, зафиксированные им в 1828 году, переросли в этнические чистки и
геноцид и завершились в 1990 году изгнанием последних азербайджанцев из уже
советской Армении.
Таким
образом эти опасения мусульман и христиан оказались пророческими. Более того,
захват армянами албанских церквей и азербайджанских земель явился составной
частью большого плана по армянской экспансии Большого Кавказа. Сформулируем их
следующим образом:
1) уничтожение и изгнание
коренного азербайджанского населения;
2) уничтожение
азербайджанских мусульманских памятников культуры и архитектуры;
3) арменизация, то есть
изменение азербайджанских топонимов и гидронимов на армянские;
4) арменизация
христианских памятников Кавказской Албании.
Реализация
этих четырех целей и привела к разительному отличию Армении от окружающих ее
многонациональных государств.
Действительно,
до переселения в XIX веке армян на Кавказ на территории современной Армении, а
тогда Эриванского ханства проживали сотни тысяч азербайджанцев, насчитывалось
более 2 тысяч азербайджанских топонимов и гидронимов, располагались сотни
памятников азербайджанской и древнеалбанской архитектуры. Однако в результате
политики геноцида и уничтожения следов азербайджанской цивилизации облик
современной Армении был кардинально изменен, и ныне он уже резко контрастирует
с внешним обликом соседних государств, а именно Грузии, Турции, Ирана и
Азербайджана.
Результатом
таких этнических чисток азербайджанского населения, истории культуры и
архитектуры стало то, что Армения сегодня, по сути, является музеем вандализма
и геноцида под открытым небом.
Комментарии: