Исторические исследования в Азербайджане на фоне современной геополитики
14 марта в Москве при
поддержке Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры состоялась Молодёжная
научно-практическая конференция: «Азербайджан: пространство науки».
Целью
конференции, на которой приняли участие студенты, аспиранты и молодые учёные, было
выстроить коммуникационное поле среди молодёжи, неравнодушной к Азербайджану,
его истории, судьбе и перспективам развития. На конференции были
обсуждены такие вопросы, как история Азербайджана в контексте геополитики, социальных
и культурных факторов, проблематизация историографии Азербайджана; осознание
эстетического наследия Азербайджана; современное состояние азербайджанского
языка; Азербайджан в условиях глобализации; современные технологии и инновации. На конференции принял интерактивное участие и выступил директор Центра истории Кавказа, научный работник Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана, Ризван Гусейнов.
Со вступительными речами
к участникам обратились директор Фонда РВАК Шамиль Тагиев, затем ответственный
секретарь конференции Дмитрий Круглых.
После этого на
конференции выступили:
Парвиз Абышов «Конституционное
закрепление некоторых прав человека в Конституциях Российской Федерации и
Азербайджана: сравнительно-правовая характеристика».
Ризван Гусейнов «Исторические
исследования в Азербайджане на фоне современной геополитики, социальных и
культурных факторов».
Ольга Пинчук
«Профессиональные сообщества азербайджанцев в Москве: Распределение
мигрантов-азербайджанцев по профессиональным сферам»
Полад Гейдаров «Электронный
научный семинар».
Дмитрий Круглых «Эстетическая
парадигма категории народности в аксиологическом и культурном пространстве
Азербайджана».
Надир Надирли «Проблематизация
этноисториографии Азербайджана»
Тельман Гурбанов «Конституционно-правовое
регулирование внешней политики Азербайджанской Республики»
Ниже приведено
выступление Ризвана Гусейнова
Исторические исследования в Азербайджане на фоне современной геополитики, социальных и культурных факторов.
Гусейнов
Ризван Наджаф оглу, магистратура, научный работник Института по правам человека
Национальной Академии Наук Азербайджана
Историю, к сожалению, иногда
называют «служанкой политики», хотя как наука она имеет для народа, нации,
государства такое же важное значение, как память для человека. Представляете,
что будет, если у человека отнимется память, ему придумают историю жизни,
заставят в нее поверить и действовать в рамках этой выдуманной истории?
В этой связи является
первостепенно важным восстанавливать по крупицам историю Азербайджана, Кавказа
и соседних регионов в целом. Ибо в течение как минимум 200 лет история
кавказских народов, а особенно тюркских народов преподносилась весьма
тенденциозно, поскольку писали ее европейские и российские круги, согласно
политическим интересам своих государств. В принципе это были естественные процессы,
ведь европейские и российская держава теснили слабеющие тюркские государства
Турции, Ирана и Кавказа, присоединяли к себе обширные территории и стремились
дать идеологическое, историческое обоснование своей миссии.
В рамках этого
обоснования были выдвинуты политические тезисы, в том числе об освобождении
христианских народов от ига мусульманских тюркских империй, в рамках которых в XVIII-XIX вв. были выдвинуты греческий,
армянский и другие «вопросы», которые нужно было решить в рамках интересов
Европы и России. Именно в этот период в научной и политической среде Европы, в первую
очередь в стенах Римско-Католической церкви появились исторические книги о
«древнеармянском» народе, о «древней и великой Армении». Многочисленные
«древнеармянские» исторические труды сомнительной достоверности, а иногда и
прямые фальсификаты заполонили страны Европы, а затем и Россию. Затем
посредством европейских, американских и российских миссий, эти сфабрикованные
книги и истории стали распространяться среди армянского населения Османской
Турции, Ближнего Востока, Кавказа, Ирана, Индии и др.
Армянские колонии, разбросанные по этим регионам, приняли активное участие в распространении и написании еще более фантастических книг о «древней Армении от моря до моря» и великой миссии армян по воссозданию мифического армянского государства. Основными постулатами этой «древнеармянской» идеологии было то, что все тюркские и мусульманские народы являются пришлыми варварами, изгнание которых является святой миссией христианских держав.
В XX веке, когда с лица земли исчезли
Османская империя, Каджарский Иран с одной стороны и европейские, российская
монархии с другой стороны, все равно идеологизированные исторические постулаты,
выработанные еще в XVIII-XIX вв. перекочевали в советскую и новую
европейскую науку. В течение всего советского периода, в школах, ВУЗах и
научных кругах преподавалась искаженная история народов Кавказа, Азии и других
регионов. Пожалуй, одной из наиболее пострадавшей стороной от такой многолетней
идеологической «промывки мозгов» стал Азербайджан и народы его населяющие.
Фактически одной из главных причин армянской агрессии против Азербайджана в
период распада СССР стала ложная историческая концепция, которую вскармливали не
одному поколению армянского общества. Корни армянского национализма растут
именно из псевдонаучной исторической концепции, где нет места культуре, истории
и наследию других народов, поскольку в ней все древнее и передовое присуще
сугубо армянскому народу, перманентно «страдающему от варварского окружения».
После распада СССР, в
современной России делаются серьезные попытки отойти от архаичной исторической
концепции тюркских и мусульманских народов. Сегодня в российских научных кругах
и истеблишменте есть четкое понимание важной роли тюркских народов и
средневековых государств в цивилизационных процессах в Евразии.
Большие усилия для
восстановления реальной истории Кавказа и тюркских народов прилагает и
Азербайджан. В частности, при поддержке политолога Фуада Ахундова «Центром
Истории Кавказа» осуществляется несколько научно-исследовательских проектов,
позволяющих на основе архивных материалов России, Турции, Грузии и др. стран
восстановить страницы истории Кавказа и народов региона. По итогам
исследований, публикуются в научных изданиях и СМИ разных стран статьи,
снимаются документальные фильмы и проводятся различные конференции и
мероприятия.
В частности, 3 февраля в
Баку, в Международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла презентация
проекта под названием «Осторожно история!», осуществляемого «Центром Истории
Кавказа». Совместный проект, предусматривает проведение серии круглых столов и
обсуждений с историками, политологами и
общественными деятелями Азербайджана, России, Турции, Грузии, Украины, Казахстана
и др. стран, приуроченных к памятным историческим датам в истории Азербайджана
и Южного Кавказа.
Также нами осуществляется
проект этнолингвистического «Детектора лжи» по разоблачению армянских
фальсификаций. Посредством разработанной научной технологии, можно пресечь в
частности армянские претензии на культурное, духовное, кулинарное и
историческое наследие народов Кавказа. В последние годы армянская сторона
постоянно обращается в ЮНЕСКО и другие международные организации с просьбами
объявить «древнеармянскими» музыкальные инструменты, песни, кулинарные блюда
народов Кавказа.
На «Детекторе лжи» были протестированы слова лаваш, долма, дудук и др. на предмет их принадлежности к
армянской культуре и наследию. Согласно 20-ти армянским словарям XVII-XX вв., изданных в Европе, России и
Армении, удалось четко установить, что указанные образцы культурного наследия
заимствованы армянами от тюркских и других народов. Это подтверждается и тем,
что данные образцы проходят в тюркских словарях, книгах и источниках аж с VII века.
Также «Центром Истории
Кавказа» осуществляются проект по изучению и переводу средневековых
армяно-язычных источников, проводится анализ на их достоверность на основе
исследований европейских, российских и армянских ученых разного периода.
Еще одним важным проектом
является исследование источников об исторических территориях Азербайджана, и
истории азербайджанской государственности. Историческими территориями
Азербайджана являются обширные территории Южного Кавказа и Передней Азии площадью
410 тыс. кв.км. Сегодня на некоторой части этих исторических территорий
площадью 86,6 тыс. кв.км создана Азербайджанская Республика. В течение многих
веков на исторических землях Азербайджана создавались различные государства,
которые вплоть до начала XIX
века, сохраняли свою независимость, чеканили свои монеты, имели границы, язык,
армию, систему госуправления и вели независимую внешнюю политику.
Название Азербайджан в
разных интерпретациях прослеживается с античного периода, в раннем
средневековье вплоть до наших дней. Согласно греко-римским авторам, сирийским,
персидским, арабо-мусульманским, армянским, грузинским, российским и
европейским источникам, Азербайджан издревле упоминается как часть Кавказа и
Ирана. Нами собраны и исследованы свыше 300 подобных источников и архивных
материалов, согласно которым твердо можно подробно описать кавказские и
иранские территории исторического Азербайджана.
Именно эти территории как
часть Азербайджана фиксирует на Кавказе царская Россия, которая в XVIII-XIX вв.
начала присоединение региона. Архивные материалы и указы российских императоров
не оставляют сомнений - Россия присоединила к себе на Южном Кавказе вовсе не
мифические «древнеармянские земли», а азербайджанские территории. Речь идет о
землях Карабахского, Эриванского, Нахчыванского, Ширванского, Гянджинского и
других ханств, которые в государственных документах, скрепленных подписью
правителей царской России, Османской Турции и Ирана указываются как часть
территорий Азербайджана.
В течение разных веков,
на исторических землях Азербайджана возникали различные государственные
образования, имевшие частичную или полную независимость. Правители
азербайджанских ханств напрямую переписывались с российскими императорами,
османскими султанами, иранскими шахами, европейскими правителями, что говорит о
глубоких традициях азербайджанской государственности. Именно благодаря этим
традициям, в 1918 году Азербайджан на части своей исторической территории на
Южном Кавказе создал первую в мусульманском мире Республику. Сегодня
Азербайджан сохранил и успешно развивает независимое государство.
Все это достигнуто
благодаря многовековым азербайджанским традициям государственности,
существовавшей системы внутреннего управления и внешней политики, созданной
богатой культуры, идеологических принципов, духовного и
архитектурно-исторического наследия. Это наследие следует изучать, сохранять и
приумножать, что и является приоритетной задачей для исторической науки
Азербайджана.
Комментарии: