14 мая 2014 г.

http://baku.eparhia.ru


(Интервью Епископа Бакинского и Прикаспийского Александра
научно-публицистическому альманаху "The history of Caucasus".)

Гандзасарский монастырь, Карабах
Владыка, в ходе последних конференций по албанистике и исследований в этой области было доказано, что церковь Киш в Шекинском районе Азербайджана одна из первых в христианском мире и была заложена апостолом Елисеем - учеником апостола Фаддея. Как относится к результатам этих исследований Русская Православная Церковь и признает ли она церковь Киш первой христианской церковью на Кавказе?

Духовно-историческая наука свидетельствует нам, что проповедь Евангельского учения зазвучала на Кавказе уже в I веке. Это учение принесли сюда на Юго-Восточный Кавказ непосредственно ученики Христа апостол Варфоломей и Апостол Симон Канонит. Апостол Варфоломей проповедовал в Кавказской Албании и в Баку принял мученическую кончину за дело Евангельской проповеди, а Симон Канонит проповедовал на Западном Кавказе, в Колхиде, где недалеко от Сухуми до сих пор существует его гробница. Безусловно, должны были сохраниться материальные свидетельства пребывания первых христиан на Кавказе. Так, христиане Баку свято почитают место мученической смерти апостола Варфоломея в Ичери Шехер, недалеко от Девичьей Башни. И одним из таких памятников, безусловно, является церковь Киш и результаты исследований, которые ведутся вокруг этого памятника, стали еще одним доказательством раннего бытия христианства на Кавказе.




Ваше Преосвященство, как известно, св. Елисей был учеником апостола Фаддея и рукоположен в Иерусалиме патриархом Иерусалимским Иаковым. Сама РПЦ конечно позитивно относится к тому факту, что есть такой памятник I века как Киш. А что известно РПЦ о зарождении христианства на Кавказе, какими путями шло данное распространение?

Как я уже отметил, семена христианства были посеяны на Юго-Восточном Кавказе апостолами Варфоломеем и Симоном Канонитом, на Северном Кавказе апостолом Андреем Первозванным. Здесь сохранились памятники христианства не только в Азербайджане, но и в Западной Грузии, и в Дагестане, например в Дербенте находят остатки древних храмов, что свидетельствует о том, что уже в I веке христианство имело место на Кавказе. Исторические судьбы христианства были сложны.
Кавказ входил в зону культурного влияния Византии, и Православная Церковь из Константинополя оказывала мощное влияние на те процессы, которые происходили здесь. Многие известные церковные деятели были сосланы на Кавказ. Один из отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст окончил свою жизнь в Колхиде и был погребен недалеко от Сухуми, куда он был отправлен в ссылку, преподобный Максим Исповедник во время иконоборческого движения был также сослан на Кавказ и здесь закончил свои дни, правда, не известно место его захоронения. Со времен апостольских в I веке христианство набирало здесь силы и многие известные деятели Христианской Церкви, так или иначе, были связаны с Кавказом. Поэтому естественно, что те процессы, которые происходят сейчас в исторической и археологической науке являются подтверждением того, что церковная точка зрения по данному вопросу совершенно справедлива и христианство получило здесь очень раннее распространение. Сейчас мы находим материальные памятники, подтверждающие церковные утверждения в данной области.

Владыка, Вы затронули проповедь св. Варфоломея в Азербайджане. А что может сказать РПЦ об апостольской миссии в Азербайджане св. Елисея и о возможности основания им церкви в селении Киш в Шекинском районе?

У святых апостолов были ученики, которых мы именуем мужами апостольскими. Конечно, больше известно о мужах апостольских, связанных с греко-латинским миром, поскольку высокий уровень Римской Империи позволил зафиксировать их деятельность, сохранить их послания. Деятельность мужей апостольских на Востоке, на территории и Кавказа, и Персии, конечно, меньше освещалась греко-римскими источниками, она освещалась в основном источниками либо персидскими, либо кавказскими, многие из которых утеряны или малоизученны. Поэтому о деятельности св. Елисея для церковно-исторической науки европейского характера известно очень мало. Но я не исключаю того, что на Кавказе, в Персии и в сирийских монастырях сохранились источники, которые более подробно смогут осветить этот вопрос. Что касается церкви Киш, то деятельность всех проповедников христианства связана со строительством новых храмов, и у нас в Азербайджане есть устойчивое предание, которое связывает церковь в селении Киш с именем св. Елисея, ученика апостола Фаддея. Это уже наше местное предание, но я не исключаю, что оно найдет свое подтверждение в архивах и в древних рукописях, может быть даже будет обнаружено место захоронения св. Елисея.

Ваше Преосвященство, дело в том, что данные источники имеются в распоряжении исторической науки. В первую очередь, это - "История албан" албанского историка Моисея Каланкатуйского, в котором автор точно описывает весь процесс распространения христианства на Кавказе, и в частности, в Кавказской Албании и связывает это с именем св. Елисея, ученика апостола Фаддея, рукоположенного в Иерусалиме апостолом Иаковом. Источники есть, однако не всегда они правильно доносятся до общественного мнения.

По этому поводу мне бы хотелось пожелать более тесного сотрудничества в данной области между представителями церковной исторической науки и светской науки, которые открыли такой замечательный пласт в жизни Кавказа, который напрямую связан с историей христианства. Дело в том, что долгое время развитие церковной исторической науки не поощрялось, было заморожено и самым полным источником по этой теме, которой мы обладаем, является история Православной Церкви митрополита Макария Булгакова. Но это труд, написанный более ста лет назад, и за это время было сделано немало церковно-археологических открытий и открытий в области библиографии. К сожалению, все эти открытия в силу специфики прошедших десятилетий не были обнародованы и использованы в исторической науке. И я думаю, что наступило время, когда и церковные и гражданские историки, историки разных стран и народов должны объединить свои усилия и обобщить накопленный материал, и было бы неплохо, если бы азербайджанские ученые во время проведения научных конференций использовали бы материалы, имеющиеся в распоряжении Церкви. А я, в свою очередь, буду содействовать тому, чтобы эти материалы были задействованы в исследованиях, тогда мы узнаем много нового и интересного об истории Кавказа.

Спасибо Владыка за предложение. Я думаю, что наши ученые с радостью примут его. Кстати, первым шагом азербайджанских ученых в этом направление можно считать приглашение представителей РПЦ к участию в работе международной научной конференции и международного научного симпозиума по албанистике, которые прошли в Баку в 2001 году. Хотелось бы затронуть вопрос, связанный с последними исследованиями член-корреспондента Академии Наук Грузии господина Зазы Алексидзе, обнаружившего в монастыре св. Екатерины на Синае албанские палимпсесты. З. Алексидзе дешифровал эти палимпсесты и, по его мнению, они являются одними из древнейших лекционариев в христианском мире, так как, он датирует их рубежом IV-V вв. Что Вы думаете по поводу данного открытия?

Синайский монастырь, основанный императором Юстинианом в VI веке, является сокровищницей древних христианских ценностей, значение которых неоспоримо для всего христианского мира. Известно, что российский церковный историк епископ Порфирий Чигинский открыл на Синае известный Синайский Кодекс - кодекс Священного Писания, Библии, наиболее древний и наиболее полный его вариант, который сохранился в мире. К сожалению, этот кодекс, подаренный российскому императору, был в последующие годы похищен. Часть его находится в Великобритании, часть в других научно-исследовательских центрах мира.
Но известно, что на Синае сохранилось много других христианских древностей, как рукописных, так и живописных, поэтому неудивительно, что грузинскому ученому удалось сделать там такое великое открытие. Радует, что в этом замечательном монастыре сохранились документы, которые свидетельствуют о существовании текстов Священного Писания на албанском языке, и я думаю, что это открытие поможет изучить древнюю албанскую культуру и древний албанский язык в полном объеме и, самое главное, возродить тот священный язык, на котором озвучивалось Священное Писание.

Ваше Преосвященство, известно, что Албанская Апостольская автокефальная Церковь (АААЦ), основанная в начале IV столетия, была, к сожалению, подвержена репрессивным действиям. Эти действия привели к тому, что в 1836 году рескриптом Российского императора Николая I АААЦ была ликвидирована и все имущество ее передано Армянской Григорианской Церкви. Считает ли РПЦ данный акт легитимным?

С точки зрения канонического права, безусловно, этот рескрипт не является легитимным. Дело в том, что сама РПЦ в санкт-петербургский период российской истории пережила очень бурное потрясение и не раз оказывалась объектом нелегитимных актов царского правительства. В качестве примера в первую очередь можно назвать упразднение руководства церковной иерархии - патриаршества самовольным актом Петра I, который больше чем на 200 лет обезглавил РПЦ. Можно назвать еще ряд актов царского правительства, которые подрывали позицию Церкви, что способствовало духовной деградации народа. Однако, в 17-том году двадцатого столетия удалось возродить патриаршество.
Таким образом, ликвидация АААЦ не соответствует нормам канонического права и признать его легитимным не представляется возможным.

Владыка, Вы отметили, что само патриаршество, несмотря на направленные против него неправовые акты, продемонстрировало, что нашло в себе силы возродиться. Скажите, пожалуйста, возможно ли в настоящее время возрождение ААА Церкви и что для этого необходимо?

История есть история и никуда от нее не деться. В церковной истории много примеров ликвидации существовавших церквей и появления новых. Так, например, существовала Охридская Автокефальная Церковь. К сожалению, она прекратила свое существование и сегодня Охридская епархия является одной из епархий Сербской Церкви, но не является автокефальной, потому что уже не имеет тех сил, которые у нее когда-то были. Но мы знаем и другой пример. В свое время в результате сложных политических процессов была подорвана самостоятельность Болгарской Автокефальной Церкви, однако в середине двадцатого столетия ее автокефалия была восстановлена. Полностью была уничтожена Албанская Церковь, я имею в виду не Кавказскую Албанию, а Албанию Средиземноморскую. Были репрессированы все священнослужители, разрушены храмы. Тем не менее, Албанская Церковь возродилась. То есть, невозможного нет. Самое главное, чтобы были люди, были христиане, были наследники этой религии, которые испытывают потребность в оформлении религиозной жизни. Так что, несмотря на то, что страшный ветер истории сокрушил вашу Албанскую Церковь, если народ Божий будет стремиться жить по Божьим законам, Церковь можно будет возродить.

Ваше Преосвященство, Вы затронули вопрос наследников. Известно, что одними из наследников древних албан, к тому же исповедующих христианство, являются современные удины. Как по-Вашему, какое направление христианской религии должны принять удины и реально ли принятие ими католической конфессии?

Поскольку сейчас реально мы не можем сказать, какова была специфика Албанской Церкви, то самое доброе и благое для возрождения религиозной жизни удинского народа это принятие тех принципов, которые свойственны древнему неделенному христианству. Основу древнего неделенного христианства в максимальной полноте сохранила Православная Церковь - для нее свойственна традиционность, хранение того Священного Предания, которое мы имеем от апостольского времени. И поэтому, в плане религиозного возрождения удинского народа, мне кажется, было правильным придерживаться принципов Православной Церкви. Что касается вопроса, уместны ли контакты удин с Римской Католической Церковью, то этот вопрос решать не мне, а самому народу Божьему. Если народ испытывает потребность в налаживании контактов с Ватиканом, то это его право. Мы все стремимся к межхристианскому диалогу, в том числе и к диалогу с Римской Католической Церковью. Поэтому сейчас мы говорим о диалоге, а не о навязывании удинам той или иной веры.

Владыка, может ли РПЦ оказать помощь в восстановлении албанских христианских памятников архитектуры на территории Азербайджана и что в этой связи конкретно предпринимается Бакинско-Прикаспийской Епархией?

В настоящее время наша первая задача состоит в том, что бы помочь удинам определиться со своей религиозной принадлежностью. Они должны изъявить свое желание следовать по пути той или иной конфессии. Когда определится религиозный статус удинской общины, тогда уже можно будет думать о следующих этапах. И естественно, РПЦ стоит на тех позициях, что древние христианские памятники Кавказа должны быть сохранены и реставрированы. Я считаю, что они должны носить не только музейный характер, но и жить полной жизнью религиозного памятника.

Ваше Преосвященство, известно, что в 2001 году в Армении праздновали 1700-летие принятия христианства этим государством. Армянские историки утверждают, что Армения приняла христианство в 301 году и явилась первым христианским государством в мире. Однако последние исследования азербайджанских и зарубежных ученых доказывают ошибочность этих утверждений. Что по данному вопросу думает РПЦ?

Что касается взгляда церковно-исторической науки по данному вопросу, то однозначно известно, что христианство впервые было легализовано Константином Великим в пределах Римской Империи и после этого христианство стало легальной, но еще не государственной религией. Поэтому мне трудно поддержать тех или иных людей, ученых, которые хотят схватить в этом вопросе "пальму первенства" для своей страны. Как учит нас церковно-историческая наука, серьезная наука, опирающаяся на источники, в тот период ряд государств находились в определенной зависимости от Римской Империи. И вряд ли какое-либо из этих государств, будучи в зависимости от Римской Империи, решилось бы на такой крупный политический шаг без согласования с ней. С другой стороны, конечно, некоторые государства стремятся доказать, что они приняли христианство раньше Рима, и это своего рода похвальное желание. Я не силен в армянской истории, хотя некоторые тонкости принятия Арменией христианства мне известны. Традиционно этот процесс связывают с именем Григория Просветителя, который почти двадцать лет прожил в темнице в Армении. Я должен сказать, что принятие христианства тем или иным государством всегда подвергается каким-то сомнениям. Так, многие государства мира в 1988 году праздновали 1000-летие принятия христианства (Россия, Польша, Болгария и др). Везде находились историки, которые смотрели на эту дату иначе.

Владыка, Вы отметили, что есть стремление перехватить "пальму первенства" в христианском мире. Как Вы считаете, не является ли это на сегодняшний день больше политическим, нежели религиозно-историческим вопросом?

Основоположник христианской религии Иисус Христос говорил своим ученикам: "Вам не дано знать времена и сроки, которые Отец поставил во Своей власти". Когда мы говорим о христианском вероучении, мы никогда не связываем то или иное событие с какими-либо датами, сроками, мы говорим о значимости этого события для христианского мира. Например, согласно христианскому вероучению, должно произойти событие, которое мы именуем "концом света". На протяжении столетий многие пытались увязать это событие с той или иной датой, что часто приводило к трагическим последствиям. Для российского региона это очень болезненный вопрос. Известны массовые самосожжения в восемнадцатом столетии, когда за один раз по 2-3 тыс. людей сжигали себя в ожидании конца света. К примеру, существовало, так называемое, "Белое Братство", погубившее очень много молодых людей, предрекая конец света в какой-то конкретный срок. Поэтому в христианстве часто болезненно увязывать событие с датой. Важна не дата, а само событие и то, что человек следует за Богом, стремится жить по Божьим законам.

Ваше Преосвященство, как относится РПЦ к тому, что результаты последних исследований азербайджанских и зарубежных ученых (историков, археологов, архитекторов) в области распространения христианства на Кавказе в какой-то степени идут вразрез с некоторыми стереотипами, общепринятыми в христианском мире по данному вопросу?

К сожалению, проблемы кавказоведения не очень широко освещаются в исторической науке и для многих Кавказ это - "terra incognito". Кавказ богат историческими событиями. Его история связана с историей Месопотамии, Персии, с эпохой Александра Македонского. И те археологические открытия, которые сделаны у нас в Азербайджане, говорят о том, что история древнего мира очень тесно связана с историей Кавказа, кавказских народов. Поэтому исследования в области кавказоведения, несомненно, отразятся на всей исторической науке и внесут в нее очень много нового и интересного. Возможно, благодаря этому будут более полно раскрыты загадочные отрывки, имеющиеся в Ветхом Завете. Так, в XIX веке подвергалось сомнению существование народа хетты, о которых говорилось в Ветхом Завете, Подвергались сомнению и многие события, зафиксированные в Святом Писании. Однако, позже результаты археологических раскопок доказали существование этого народа, достаточно полно изучен их язык. И я думаю, что то же самое произойдет и с историей Кавказа и древнегреческие мифы, носящие в себе интересную информацию о Кавказе, получат свое материальное подтверждение.

Владыка, общеизвестно, что со времен Петра I Кавказ представляет для России стратегический интерес и для проведения своей политики в этом регионе она делала ставку на народы, исповедовавшие христианство. Даже существовал проект по возрождению христианского Албанского и созданию Армянского государств. Получилось так, что было образовано только Армянское государство и Россия здесь использовала в своих политических целях в основном армян. В вязи с желанием удинского народа восстановить свое религиозное самосознание, не будут ли удины в будущем использованы Россией в ее политических играх в угоду определенным идеям, не станет ли этот народ заложником политических процессов на Кавказе?

Вопрос сложный и, в то же время, очень интересный. Безусловно, любое новое явление в общественной или религиозной жизни изучается, взвешивается и получает оценку у тех или иных кругов.
Наша задача, как религиозных деятелей, способствовать религиозной жизни народов в независимости от их национальности. Для христианской Церкви понятие национальность не является препятствием для религиозной деятельности. Православная Церковь осуществляет свою миссию среди различных народов России, Азии, западных стран. Но по милости Божьей пока не известно о том, чтобы православные лица какой-либо страны были задействованы в политических целях. Поэтому я думаю, что бояться за удин не следует. Хотя нельзя исключать того, что кто-то из политических деятелей попытается использовать этот процесс именно в политических целях. Но мы всегда являлись свидетелями того, что Православная Церковь не занималась политической деятельностью и не вмешивалась в дела государственные и межгосударственные. Наоборот, церковь стремится способствовать делу стабилизации на Кавказе. Так, например, известно, что Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступил посредником между главой мусульман Кавказа шейхом-уль-ислам гаджи Аллахшукюром Паша-заде и католикосом всех армян Гарегиным II. Так что, если мы не передадим религиозную жизнь в руки политиканов, все будет в порядке.


(Интервью подготовил Зураб Кананчев)


Комментарии: