«Каждый конфликт имеет одни последствия: кровь, войну и потери»
Конфликтолог Ризван Гусейнов считает, что взаимное доверие на личном уровне позволяет журналистам оперативно выяснять друг у друга правду о событиях.
- Нагорно-карабахский конфликт является основной темой для СМИ Азербайджана. Если медиа структура не освещает данный конфликт, значит ей не добиться популярности. Что происходит с освещением данного процесса? Какие особенности вы можете отметить?
- Вообще-то конфликты, наряду с бомондом, шоу-бизнесом, событиями и криминальной хроникой являются основным меню почти любого медиа-проекта в мире. Обратите внимание именно новости, подобного рода составляют основу информационной политики ведущих телеканалов и СМИ мира. Ведь публика во все времена хочет хлеба и зрелищ. Репортажи из горячих точек, конфликтных регионов являются весьма популярными и в этом плане не удивительно, что в Азербайджане в течение последних 25 лет нагорно-карабахский конфликт остается одной из самых востребованных тем в медиа-пространстве.
Касательно нагорно-карабахского конфликта наибольшей популярностью в Азербайджане пользуются аналитические, исследовательские материалы, посвященные изучению армянской и азербайджанской истории, фактам плагиата азербайджанской культуры, музыки, кулинарии и др. Пристальное внимание общества направлено на тему военного строительства и модернизации азербайджанской армии, сводкам с боевых позиций. Пожалуй, наименее популярным в этом ряду является интерес к деятельности Минской группы ОБСЕ и международной политики по разрешению армяно-азербайджанского конфликта, поскольку в обществе нет доверия и надежд на роль внешних посредников, полностью дискредитировавших свою миссию по примирению двух народов.
- СМИ Армении тоже не могут обойти данную тему. Любые сколько-нибудь значимые события в нагорно-карабахском конфликте сразу же попадают на страницы популярных сайтов. Как освещает конфликт армянская пресса?
- Структура интереса и реакция армянской публики на тему нагорно-карабахского конфликта в армянских СМИ во многом схожа с тем, что мы видим с азербайджанской стороны. Кто древнее, кто прав, кто виноват, кто первый начал – вот основные дискуссионные темы, на которых все эти годы основываются материалы армянских СМИ по конфликту. Отмечу, что синдром «победителя», который превалировал в армянской прессе относительно итогов нагорно-карабахского конфликта ныне практически сошел на нет. По всей видимости, армянское общество больше не интересует победоносное бравурное преподнесение конфликта в СМИ, поскольку нынешнее состояние «ни войны, ни мира» с Азербайджаном, год от года заставляет переосмысливать результаты Карабахской войны. Тяжелое социально-экономическое положение и демографическая ситуация в Армении, не менее сложная обстановка в Нагорном Карабахе доказали невозможность силового решения конфликта для армянской стороны.
- Недавно армянская журналистка Гаянэ Абрамян отметила одну важную деталь: в освещении конфликта практически исчез человеческий фактор. То есть идея такова: много людей пострадало в ходе военных действий, но пресса в основном описывает, как в регион ездят сопредседатели Минской группы, как ведутся переговоры и так далее. Много статистики, много мониторингов на линии соприкосновения огня, но нет конкретного человека с его проблемами. Заметили ли вы такое же явление в медиа Азербайджана?
- Очень метко Гаянэ заметила эту деталь – действительно человеческий фактор, а именно судьбы отдельных людей: жертв конфликта, их жизнь, мысли и видение путей разрешения конфликта, остаются в тени официоза, встреч и военных сводок с карабахского фронта. Я думаю, в азербайджанских СМИ есть та же проблема, скорее всего это связано с тем, что еще не остыла боль военной фазы Карабахского конфликта и акцент на судьбах и личной трагедии простых людей только разбередит раны общества. В мировой киноиндустрии, СМИ мы можем привести множество удачных примеров освещения исторических событий, войн и конфликтов через призму судьбы конкретного человека. Такие фильмы и книги, построенные на жизни простого человека, семьи или даже ребенка бывают очень трогательны и по глубине воздействия превосходят все иные способы донесения до публики информации.
Видимо должны пройти еще годы, а скорее всего сперва решиться сам армяно-азербайджанский конфликт, чтобы судьба человека оказалась в центре внимания медиа, освещающих карабахскую тематику.
- Вы естественно прослеживаете прессу в силу своей профессии. Предлагают ли какие-то свежие идеи в решении конфликта журналисты, аналитики? Вы, кажется, участвовали в трехсторонних встречах в Текали? Может быть, там были выдвинуты какие-то идеи о разрешении конфликта?
- Я неоднократно участвовал в различных миротворческих проектах, в том числе в Текалинском процессе, который значительно отличается оригинальностью подхода к путям решения конфликта. Проект в азербайджанском селе Текали в Грузии, расположенном на стыке трех стран: Азербайджана, Армении и Грузии оригинален тем, что позволяет простым армянам и азербайджанцам встречаться, общаться и вместе решать хотя бы проблемы жителей того же села Текали. То есть совместная деятельность обычных представителей двух народов имеет нередко больше пользы, чем встречи политиков, экспертов, миротворцев, конфликтологов и др.
Вместе с тем очень важны тренинги и совместные проекты азербайджанских и армянских журналистов, которые формируют мнение своих обществ относительно Карабахского конфликта и двух народов. Подобные тренинги позволяют избегать ненужного обострения через СМИ и так непростой ситуации в конфликте, находить формы подачи новостей, материалов в прессе без оскорбления другого народа. К тому же взаимное доверие на личном уровне позволяет журналистам, оперативно выяснять друг у друга правду о событиях, которые нередко преподносятся тенденциозно в СМИ двух стран. Но вместе, с тем не стоит переоценивать результаты подобных тренингов – ибо каждая из сторон остается при своем мнении относительно причин и путей решения армяно-азербайджанского конфликта.
- Ситуация с Карабахским конфликтом более или менее ясна. Уделяет ли азербайджанская пресса место другим конфликтам на Кавказе, например, освещается ли грузино-осетинский или грузино-абхазский конфликты в СМИ Азербайджана?
- Всплеск интереса грузино-осетинскому и грузино-абхазскому конфликтам был связан с военным конфликтом в августе 2008 года и его последствиями. СМИ Азербайджана и Армении через призму этого конфликта, пытались моделировать какими могут быть итоги новой горячей фазы в нагорно-карабахском конфликте, как поведут себя Россия, Запад, Турция? Я думаю, опыт августа 2008 года еще раз показал, что силовое решение любого конфликта не дает победы в широком смысле слова ни одной из сторон. В таких ситуациях пользу получает третья сторона и надо точно знать, кто это и чего хочет, чтобы не попадать в расставленные извне капканы.
Не секрет, что каждый конфликт уникален по-своему, но имеет одни последствия: кровь, войну и потери. Поэтому до сих пор нет универсального решения всех конфликтов, однако изучение различных конфликтных ситуаций и «горячих точек», позволяет, как минимум не наступать на одни и те же грабли опять. К примеру, ложной является аксиома, что высокий уровень демократии, хорошее социально-экономическое состояние государства являются гарантом не возникновения там очагов конфликта. Достаточно посмотреть на такие высокоразвитые страны западной демократии, как США, Великобритания, Испания и др. чтобы увидеть там тлеющие многовековые межэтнические, религиозные и межрасовые конфликты.
- Нагорно-карабахский конфликт как бы играет роль катализатора некоторых процессов в прессе. Стороны конфликта пишут обо всем, что касается другой стороны. Но практически нет общих грузино-азербайджано-армянских тем. Неужели, находясь в непосредственном соседстве, нам ничего сообщать друг о друге?
- Вообще-то общая тематика трех государств региона довольно интересна, но она слабо развита по некоторым причинам. Во-первых, грузинские СМИ больше заняты внутренними проблемами и пишут в основном на своем родном языке. Есть, конечно, англоязычные ресурсы во всех трех странах, но согласитесь, широкие массы не черпают оттуда для себя информацию. Во-вторых, армянские СМИ не поднимают общих тем потому, что Армения изолирована практически от всех межрегиональных интеграционных, экономических, энергетических проектов. То есть, нет интереса особого, плюс конфликт с Азербайджаном не позволяет говорить о трехстороннем сотрудничестве и кооперации. Что касается азербайджанских СМИ – то и тут в связи с фактором Карабахского конфликта с Арменией, нет места для общекавказских тем. По всей видимости, фактор этнических конфликтов: армяно-азербайджанского, армянского сепаратизма в грузинском регионе Джавахети, проблемы азербайджанцев Грузии, трений между Азербайджаном и Грузией по вопросам делимитации границ заслоняет собою общеинтеграционные темы в СМИ трех стран.
Я считаю, что в вопросах общерегионального сотрудничества, интеграции и в том числе медиа-проектов, инициатива должна исходить от Азербайджана, который сегодня составляет 80% ВВП всего Южного Кавказа. Также Азербайджан – это 55% населения всего Южного Кавказа и сосредоточие энергоресурсов, широких транзитных возможностей, природных богатств и других стратегических ресурсов. Согласно отчету Международной организации труда (МОТ) за 2013 год по нашему региону, Азербайджан почти вдвое опережает страны Южного Кавказа по доле среднего класса среди населения. В своей классификации МОТ отнесла Азербайджан к группе стран с доходами населения выше среднего уровня. Также Азербайджан единственный серьезный инвестор в регионе.
Все это привожу для того, чтобы показать возможности Азербайджана в развитии региональных процессов, однако трехсторонние проекты между государствами Южного Кавказа, в том числе и в медиа, не инициируются Азербайджаном из-за нагорно-карабахского конфликта. Пока не решен этот конфликт Азербайджан не будет заинтересован в осуществлении каких-либо трехсторонних проектов с участием Армении, и продвигать серьезные общекавказские проекты. Нужно взаимопонимание, которого не достигнуть без разрешения конфликтов в регионе.
Исмаил Исмаилов
Статья публикуется в рамках совместного проекта «Поддержка Конфликт-Сенситивного Репортинга на Южном Кавказе» при поддержке посольства Великобритании.
Комментарии: