Конфликты на Кавказе: история, современность и перспективы урегулирования
В Баку стартовала международная
конференция «Конфликты на Кавказе: история, современность и перспективы
урегулирования», которая пройдет с 8 по 11 июля. Первая часть мероприятия,
организованного при содействии Центр стратегических исследований (ЦСИ) при
Президенте Азербайджана, Фонда стратегических и международных исследований
Грузии и Фонда развития Кавказа (Грузия), проходит в Баку, а завершится
конференция в Тбилиси.
На конференции выступили заведующий отделом
политического анализа и информационного обеспечения Администрации Президента АР
Эльнур Асланов и директор ЦСИ Фархад Мамедов. В работе конференции
принимают участие более 60 экспертов, дипломатов, ученых и исследователей из 20
стран мира.
Ризван Гусейнов, научный сотрудник Института по правам человека
Национальной академии наук Азербайджана:
Мое выступление
посвящено малоизвестной в научных и публицистических кругах теме ныне
уничтоженного исторического центра города Еревана – столицы Республики Армения.
Более развернуто этой темы мы касались в серии научно-публицистических статей,
в частности на страницах журнала «Кавказ и Глобализация». (THE
Caucasus & Globalization, Volume 6 Issue 2 2012).
Напомним, что в декабре
2011 года в Баку Центр истории Кавказа при Институте общественно-политических
исследований «АЗЕРГЛОУБ» провел мероприятие, приуроченное к 500-летию
Эриванской крепости, на месте которой ныне находится Ереван - столица
Республики Армения. Была представлена
богатая коллекция документов, архивных материалов, картин и фотографий о
настоящем, ныне уничтоженном историческом центре Еревана – средневековой
Эриванской крепости (Иреван-гала). Эта крепость, частично сохранялась вплоть до
1920-ых гг., когда после создания Советской Армении ее власти начали тотальное
уничтожение данного памятника средневекового азербайджанского зодчества.
В Армении восприняли
как вызов то, что Азербайджан поднял вопрос уничтожения Эриванской крепости и
решили начать реализацию, некогда заброшенного проекта «Старый Ереван»,
согласно которому из разных уголков города намечено переместить несколько
сохранившихся зданий конца XIX - начала XX веков, чтобы создать подобие
исторического центра. То есть, вместо некогда существовавшего средневекового
центра Еревана, будет создано его подлог из архитектуры конца XIX - начала XX.
А ведь если Ереван претендует на статус древнейшего города мира, тогда где же
его древние архитектурные памятники? Становится ясно, что в Ереване стартует
масштабный проект архитектурно-исторической фальсификации облика старого
города.
На
примере горькой судьбы Эриванской крепости, наше исследование, предоставляет
возможность изучить плачевные результаты и непоправимый урон, который наносят
межнациональные конфликты памятникам средневекового зодчества на Кавказе.
До образования
Эриванского ханства на территории нынешней
Армении располагался Чухурсаад - одно из четырех бейлярбекств азербайджанской
династии Сефевидов. В 1504-ом
году Сефевидский Шах Исмаил поручил своему полководцу Ревангулу-хану
построить на этой территории крепость.
Крепость была
возведена за 7 лет на скалистом берегу в юго-восточной
стороне реки Занги, (которую спустя века, обосновавшиеся здесь армяне,
переименовали в Раздан). Крепость назвали в честь Ревангулу-хана Реван, а позже
Иреван - поскольку в тюркских языках перед твердой согласной буквой «р» часто
произносится гласная «и». Иреван прославился как город минаретов. В крепости
было 8 мечетей, 800 домов, и там жили только азербайджанские тюрки. Эриванская
крепость была административно-политическим центром Эриванского ханства и
символом его мощи в течение 300 лет, пока в XIX веке не началась продвижение
царской России на Южный Кавказ. Началась серия
кровопролитных войн между Россией, Османской и Персидскими империями за
господство в этом регионе. В течение 23 лет Российская империя не могла взять
стратегически важную Эриванскую крепость, находящуюся на стыке Османской и
Персидской империй.
Эриванская крепость,
была захвачена русскими войсками после 23-летних неудачных попыток в 1827 году
и сохранялась в прежнем виде до середины XIX века. Разрушение Эриванской крепости частично произошло в 1864 году. Затем
позже стены, похожие на стены Бакинской крепости Ичери Шехер, были разобраны,
кладбища уничтожены, названия кварталов изменены, а жители (азербайджанцы)
выселены.
Однако частично
постройки внутри Эриванской крепости оставались сохраненными вплоть до 1920-ых
годов, когда с установлением советской власти в Армении, местные власти
приступили к полному сносу крепости, дворца сардара, мечетей, бань и любых
построек, напоминающих о мусульманском и тюркском прошлом Иревана. По завершению этого процесса, в 1936 году,
армяне переименовали древний азербайджанский город Иреван (Эривань) в Ереван, и
тем самым стерли, и само упоминание о том кем был создан город, и
кто жил в этой жемчужине азербайджанской и мусульманской культуры.
Доказательством
мусульманского и тюркского прошлого нынешнего города Еревана, является картина
известного русского художника-баталиста Франца Рубо «Сдача крепости Эривани 1
октября 1827 года». На картине Рубо в первозданном виде
запечатлены Эриванская крепость, купола ее мечетей, минареты, ханский сарай и
жители в восточных мусульманских одеяниях.
МИФ О ТОМ, ЧТО ЕРЕВАН
СТАРШЕГО РИМА
Сегодня армянские
власти относительно истории Еревана попались в свои же сети национализма. Ведь
армянская наука и власти в течение нескольких десятилетий выдвигают свою версию
создания и возраста Еревана, согласно которой этот город создан в древности
армянами и по возрасту даже старше Рима.
Отметим, что в советской Армении после почти полного уничтожения исторического
центра Еревана - средневековой Эриванской крепости в 1960-е годы был придуман
миф об «Эребуни-Ереване», якобы основанном в 782 г. до н.э. Этот миф был
выдвинут после того, как были найдены остатки урартской крепости Тейшебаини в
нескольких десятках км. от исторического центра Еревана. Изначально было ясно,
что эта находка никакого отношения к нынешнему Еревану и армянам, не имеет,
однако армянская наука посчитала иначе.
Все
началось с того, что в 1950-х годах советские археологи на некотором расстоянии
от Еревана нашли остатки урартской крепости, где была обнаружена табличка с
клинописью расшифрованной как «РБН». Эти буквы «РБН»
незамедлительно были преподнесены армянской стороной как слово «Эребуни» -
Ереван. Так найденная клинопись с «РБН» и была притянута за уши к истории
Еревана, что вызвало жесткую критику со стороны именитых советских и зарубежных
ученых, в том числе участвовавших в раскопках Тейшебаини. Об этом не раз
говорил академик Академии наук СССР И.И.Минц — величина номер один в советской
исторической науке с мировым именем, побывавший в то время на месте раскопок
урартской крепости, а также всемирно известный археолог и
историк-востоковед, академик Б.Б.Пиотровский, проводивший здесь раскопки.
Но армянская сторона поныне
голословно продолжает утверждать, что найденная крепость имеет отношение к
армянам и Еревану.
ЕРЕВАН
– ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ «ДРЕВНИЙ» ГОРОД БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Эриванская
крепость и ее постройки напоминали бакинский Ичери Шехер, ханский дворец в Шеки
и ныне почти уничтоженный армянами на оккупированных азербайджанских землях
ханский дворец в Шуше. Все эти и многие другие архитектурные памятники, в том
числе и Эриванская крепость, ясно показывают ареал распространения
азербайджанской средневековой культуры, что видимо, не дает покоя армянской
стороне. Иначе бы не был уничтожен исторический центр армянской столицы -
Еревана. Ведь у многих древних городов есть свой исторический центр, который
является гордостью и жемчужиной, охраняемой со стороны властей и народа.
Исторический центр есть у Москвы, у Тбилиси, Баку и множества других старых
городов мира, но его нет у «древнего» Еревана.
Ведь
если бы исторический центр Еревана - Эриванская крепость - хоть в чем-то имела
отношение к армянам, то они бы ее сохранили, однако центр города был разрушен
только лишь потому, что его архитектура ясно отображала элементы
азербайджанского средневекового зодчества, которое невозможно было представлять
как армянское.
НАМИ СОБРАНЫ РОССИЙСКИЕ,
АРМЯНСКИЕ И ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ, КАРТЫ, СХЕМЫ И КАРТИНЫ О ЭРИВАНСКОЙ КРЕПОСТИ,
КОТОРЫЕ ДОКАЗЫВАЮТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ТЮРКСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ИРЕВАНА-ЭРИВАНИ-ЕРЕВАНА
В общей сложности
собраны свыше сотни чертежей, карт и старых фото, по которым можно восстановить
прежний облик Еревана. Так, что предложение Азербайджана помочь в этом деле
армянской стороне остается в силе, поскольку старый Ереван представляет
культурно-историческую ценность для азербайджанского, русского и других
народов. Однако до сих пор от армянских
властей, архитекторов, научных кругов или общественности так и не поступило
вразумительного ответа на наше предложение, что еще раз подтверждает
незаинтересованность армянской стороны в восстановлении истинного
первоначального облика Еревана. Несмотря на это, используя площадку
международной конференции, мы вновь обращаемся к властям Армении и мэрии города
Еревана с предложением предоставить им все необходимые материалы с целью
восстановления истинного облика средневекового центра нынешней армянской
столицы.
6 коммент.
Ya procital etu statyu.....i eshe odin raz stal ubejdennim v realnosti i dominantnosti Azerbajanskoy kulturi vo vsem Kavkaze.!!!
ReplyСпасибо уважаемый Roll Bar Nefteyuqansk за высказанное мнение и поддержку!
ReplyАрмянами назывались народы, проживающие в Армении и в те долекие времена жителями страны были тюрки ибо все знаменитые фигуры Армении были с рода туранцев;-сако-парфянского происхождения-арсакиды и тут хайского духа подавно не заметно.Различия вероисповедования разлучила народа от корней и они стали враждовать после появления чуждого хайского элемента в регионе-катализатора враждебности, смуты, воин, грабежей и т.д. Таким образом хаи присобачили наследия Армении с лоялности турок-христиан. Так же искусственно арменизированы албанцы-турки в Карабахе после появления опять таки этих катализаторов зла-хаев голодными и оборванными таборами..
ReplyСпасибо от Anti !
ReplyБлагодарю Анти - а это ник или имя?
ReplyЭто ник.
Reply