21 января 2013 г.


Газета «Каспиi», 19-25 января 2013, № 02 (18) 


Ризван ГУСЕЙНОВ,
политолог

Россия добровольно не оставила выхода себе, кроме как «дружить» только с Арменией


102-ая база в Гюмри
На днях президент РФ Владимир Путин «согласился с предложением правительства о проведении переговоров с Арменией для подписания договора о развитии военно-технического сотрудничества, соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации». Сообщается, что согласно распоряжению президента России, по завершению переговоров правительству поручено подписать договор с этой страной.

Некоторые эксперты в Азербайджане и не только у нас уже успели высказать мысль, что данный шаг России по расширению военно-технического сотрудничества с Арменией в первую очередь направлен против Азербайджана и его возможных намерений силовым путем освободить оккупированные армянскими ВС азербайджанские территории.

Для начала оценим региональную и международную составную проекта этого документа. Дело в том, что в своем нынешнем положении Россия просто обречена, расширять «дружбу» с такими странами как Армения. Россия неуклонно теряет статус державы, умеющей влиять на международные и региональные процессы не только бряцанием оружия, но и финансово-экономическими рычагами. Российский истеблишмент ныне не имеет потенциала проектного мышления, способности предлагать и осуществлять взаимовыгодные для зарубежных партнеров и стран глобальные проекты. К сожалению, весь потенциал российского государства ныне направлен только на защиту своих транзитных нефтегазовых маршрутов. 


С этого начинается и на этом кончается в основном российская внешняя политика, в связи с чем в течение последних 10-15 лет Россия теряет свое влияние в странах Африки, Южной Америки, Азии и скоро круг геополитических интересов Кремля будет довольствоваться границами РФ – максимум некоторыми приграничными странами, желающими подыгрывать российским интересам ради некоторой протекции и финансовой поддержки со стороны Кремля.

Наиболее сложное положение у России складывается на Кавказе, который сегодня уже нельзя назвать направлением, где Кремль способен устойчиво обеспечивать свои геостратегические интересы. Вместо того, чтобы корректировать свой внешнеполитический курс с учетом реалий региона, где лидирующую роль играет Азербайджан, ныне российские политики продолжают по инерции вести политику, поставленную на рельсы еще в начале 1990-ых гг. Ту самую политику, которая зиждется на «Петровских заветах» 300-летней давности: «давить зело басурман» и «привечать армян».

Во властных коридорах России считают, что за прошедшие 300 лет в регионе Южного Кавказа мало что изменилось, и упорно исходят из постулатов унаследованных от царской России. Максимум на что ныне способны российские власти – так это поддержание силовым или иными путями остатков своего влияния в приграничных регионах. Итогами проведения такой политики стала полная потеря для российских интересов на Южном Кавказе после августа 2008 года Грузии и нынешняя постепенная потеря Азербайджана. То есть Россия сама себе не оставила выхода кроме как «дружить» только с Арменией – государством не имеющем непосредственных границ с РФ. А значит, мы становимся свидетелями политического дилетантизма, когда Россия рассорилась с соседней Грузией, и создает всевозможную напряженность с региональным лидером  -  Азербайджаном. Фактически Россия сама и углубляет полосу нестабильности на своих южных кавказских рубежах, где и так непростая ситуация, в том числе на Северном Кавказе, который уже стал для РФ «чемоданом без ручки».

Далее, инициированная Западом «арабская весна» в странах Северной Африки и Ближнего Востока свергла здесь правителей и политические круги, лояльные к России. Ныне Кремль вынужден отчаянно защищать остатки своих интересов в Сирии, потеря которой может обернуться для российской внешней политики угрозой потери Ирана. В итоге сужается геополитическое пространство, в котором может маневрировать и вести свою внешнюю политику Россия. Постепенно РФ охватывается полосой нестабильных регионов, поскольку лишается «буферных зон», состоящих из стран более или менее лояльных к российской политике. Одной из таких «буферных зон» исторически является Южный Кавказ, с потерей которого оголились южные рубежи – так называемое «мягкое подбрюшье» России.

В этом положении, Россия вынуждена делать хорошую мину при плохой игре и имитировать «активную кавказскую политику», которая на проверку состоит лишь из углубления отношений со «старыми тапочками» - Арменией. Единственное чем еще может гордиться и тешить свои амбиции на Южном Кавказе – это российская 102-ая военная база, дислоцированная в армянском городе Гюмри.

Продление договора о нахождении российской военной базы в Гюмри на 49 лет, подписанное в 2010 году, является отчаянной попыткой России доказать себе и убедить мировое сообщество в том, что российские интересы все еще распространяются на Южный Кавказ, с прицелом на Малую Азию и Ближний Восток. Также это демонстрация того, что Россия намерена продолжать сдерживать НАТО на южно-кавказских рубежах. Однако военное значение 102-й военной базы в современных геополитических условиях практически равно нулю.

Недавно, посол России в Армении Вячеслав Коваленко в интервью армянскому агентству «Арменпресс», говоря о военно-техническом сотрудничестве между Арменией и Россией, заявил, что подписание соглашения о размещении на территории Армении российской базы сроком на 49 лет – «Это хороший мессидж для тех, кто пытается угрожать Армении или дестабилизировать ситуацию в Армении. Это серьезное соглашение и мы настроены реализовать его со всей серьезностью и на долгосрочный период»

Подобное заявление российского дипломата в Армении кажется очень странным и популистским – рассчитанным для армянского общества. Ведь в случае большой войны с НАТО без применения ядерного оружия турецкая армия, имеющая на вооружении не одну сотню самолетов, ударные вертолеты, более 4000 танков и тысячи артиллерийских установок и РСЗО, в том числе и большей дальности, и многое другое, способна ликвидировать оборонительный потенциал 102-ой базы за несколько часов. Для этого НАТО даже не придется пересекать линию турецко-армянской государственной границы, и с территории Турции подавить потенциал 102-ой базы только с помощью своей артиллерии.

То есть не выдерживает критики точка зрения некоторых экспертов о том, что 102-я база сможет защитить Армению, а тем более южные границы РФ. К тому же после августа 2008 года база лишилась хоть и не очень надежной, но все же сухопутной и воздушной связи с Россией через Грузию. Нет этой связи и через Азербайджан. Другое государство – Иран не пойдет на то, чтобы позволить обеспечение 102-ой базы в Армении через свою территорию, так как это может нанести серьезный урон имиджу Ирана в исламском мире. К тому же России в этом случае придется доставлять грузы по длиннющему маршруту через свою территорию, Казахстан, Туркменистан и всю территорию Ирана до армянской границы. Такой маршрут нерентабелен, дороговат и самое главное вовсе не оперативен в случае возможных военных действий, когда следует максимально быстро поддерживать и обеспечивать 102-ую базу.

У Ирана и так вызывает обеспокоенность активное военное сотрудничество Израиля с Азербайджаном, и я думаю, Тегеран не намерен поддерживать обеспечение 102-ой базы в Армении, что автоматически даст повод для дополнительного углубления азербайджано-израильского военно-технического сотрудничества.

Старший эксперт по стратегическим вопросам МИД Ирана, экс-посол в Армении Мухаммад Фархад Кулейни заявил в интервью Irdiplomacy.ir, что активизации военно-технического сотрудничества Израиля и Азербайджана, вызывает тревогу как в Иране, так и в Армении. «Очевидно, главная цель, которую преследуют израильтяне в этой ситуации, - повлиять на отношения Азербайджана с Ираном. С другой стороны, Израиль стремится создать плацдарм вокруг Ирана и усилить свое влияние в регионе», - сказал Кулейни. По словам эксперта, начало этому сотрудничеству было положено российско-грузинским вооруженным конфликтом в Южной Осетии в 2008 году. Ранее Израиль тесно сотрудничал в военной сфере с Тбилиси, но вооруженный конфликт в Южной Осетии переориентировал стратегическую линию Израиля на Баку.

Подведя итоги, можно констатировать одно – военно-политическая напряженность на Южном Кавказе неуклонно растет и причиной этого является беспокойство России и Ирана по поводу новой фазы экспансионистской политики Запада на Ближнем Востоке, где под прикрытием «арабской весны» расширяются сферы влияния и интересы США, неумолимо приближаясь к южным рубежам России. С другой стороны причиной роста напряженности является активизация Израиля на Южном Кавказе, а также жесткое стремление Азербайджана любым путем разрешить Карабахский конфликт с Арменией и восстановить свою территориальную целостность. Фактически ныне Южный Кавказ представляет собой большой нервный клубок, раздражение которого может обернуться значительными геополитическими сдвигами – в чем заинтересован Запад и чего очень не желает Россия и Иран. В каком направлении будут развиваться события в этом регионе, во многом покажет наступивший в свои права 2013 год. 

Комментарии: