США и Южный Кавказ: откроются ли новые горизонты?
net-fax.org
Завершилась изнурительная предвыборная президентская гонка в США. Америка сделала свой выбор. Хозяином Овального кабинета в Белом доме остается 44-ый американский президент Барак Обама. Все эксперты единодушны - пожалуй, никогда в исторической ретроспективе позиции кандидатов, включая и подходы к проблемам глобальной политики, не были столь отличны друг от друга, как в эту избирательную кампанию.
Сегодня сама жизнь подталкивает Барака Обаму к внесению корректив во внешнеполитический курс США. Каким он представляется в контексте разрешения наболевших проблем Южного Кавказа? Откроются ли перед странами региона и, в частности, перед Азербайджаном, новые горизонты сотрудничества с самым мощным мировым центром силы? Эти вопросы обсуждают наши постоянные эксперты на традиционном заседании «Круглого Стола»:
Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:
- Наблюдая за избирательным марафоном в США, многие аналитики делали вывод - если президентом США станет Митт Ромни, то его внешнеполитический курс будет повторением геополитики прежней республиканской администрации в формате т.н. «мягкого бушизма». В этом убеждали и высказывания самого кандидата, но еще больше состав его советников, которых в остальном мире посчитали «политическими ястребами». Этого не произошло и теперь становится ясно, что Вашингтон не будет стремиться к политической конфронтации с Москвой, хотя и возможность «Перезагрузки 2.0» в отношениях с Россией выглядит весьма проблематично.
Но, в любом случае, государствам Южного Кавказа не имеет смысла строить свою политику на принципах близких к тем, которые исповедовал президент Саакашвили. Белый Дом не оценил его желание находиться на переднем крае противостояния с Москвой и прослыть большим проводником американских интересов, чем сами американцы.
А, вот, что касается самого старого постсоветского нагорно-карабахского конфликта, то здесь могут возникнуть серьезные подвижки. Все прежние американские руководители были связаны электоральными обещаниями с, действительно, влиятельной армянской диаспорой США. Но последняя избирательная кампания в этом плане выглядела совершенно иначе. Кажется, лидеры армянской диаспоры в США на этот раз переиграли самих себя, официально отказав в поддержке обоим кандидатам в американские президенты. И хотя борьба между демократами и республиканцами шла за каждый голос, ни Барак Обама, ни Митт Ромни никаких заигрываний с армянскими избирателями себе не позволили. Назовем вещи своими именами - армянская диаспора, в значительной мере, потеряла электоральную ценность в глазах американского истеблишмента, а это значит, что у нового внешнеполитического руководства США будут развязаны руки в продвижении одного из главных Мадридских принципов - освобождение незаконно оккупированных территорий Азербайджана. А, если учесть, что и Кремль в контексте южно-кавказских проблем будет настойчиво искать взаимопонимание с администрацией Обамы, то игра на российско-американских противоречиях выглядит для Еревана малоперспективной.
Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
Итоги президентских выборов и победа демократов во главе с Обамой была практически предсказуемой, но, как и полагается, была поставлена как хорошее американское шоу, демонстрируемое публике раз в 4 года. Что касается перспектив для Южного Кавказа от повторного избрания Обамы и его команды, то, скорее всего, следует прогнозировать некоторый спад интереса США к этому региону. Надо полагать, что в ближайшие год-полтора Белый Дом будет идти на некоторые уступки Кремлю на Южном Кавказе, в первую очередь, по Грузии, новые власти которой уже готовы на многое ради восстановления отношений с Россией.
Впрочем, Азербайджан заявил о себе, как о самостоятельном игроке на газовом рынке, подписав меморандум о взаимопонимании с Турцией по реализации проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP). Ожидается, что США станут активно его лоббировать. Преемственность внешнеполитического курса в этой стране - величина постоянная. А мы помним, как, выступая с публичной лекцией «Энергетическая дипломатия в ХХI в.», госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что ее страна против российской монополии в сфере энергетики.
По ее словам, «именно в этом и есть цель проекта, названного «Южный коридор», который предусматривает строительство трубопроводов через Европу, и Америка заинтересована в этом проекте».
Нет сомнения, что Обама готов выполнить свои обещания по выводу американских войск из Афганистана, в связи с чем, может снизиться логистическая значимость Южного Кавказа, инфраструктура которого, прежде всего аэропорты Баку, используется для доставки военных грузов и подразделений в Афганистан. Думается, администрация Обамы намерена сконцентрировать военно-политические усилия на Ближнем Востоке вокруг сирийского и иранского вопросов, которые имеют принципиально важное значение для американских внешнеполитических интересов. Возможно, идя на компромисс с Россией на Южном Кавказе, администрация Обамы ожидает подобных же шагов со стороны Кремля по сирийской и иранской проблематике.
Но, по большому счету, США не намерены долгосрочно уступать инициативу на Южном Кавказе, и в среднесрочной перспективе следует прогнозировать большую активизацию американской политики в южно-кавказском регионе.
Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- Южный Кавказ, еще с первым избранием президентом Обамы, стал терять свое значение как геополитическое поле для возможного «конфликта интересов» мировых центров силы. Со вторым пришествием в Белый Дом 44-го президента США этот тренд будет только нарастать. Согласитесь, что кардинальные перемены в Грузии свели вероятность новой российско-грузинской войны к нулю. Более того, уменьшилась вероятность нанесения ракетно-бомбовых ударов по ядерным объектам Ирана, не говоря уже о развязывании большой войны с этой страной. Думается, сейчас никто не будет «педалировать» вступление Грузии в НАТО, не будет искать военных плацдармов, в т.ч. «аэродромов подскока», на сопредельных с Исламской республикой территориях. Таким образом, для Азербайджана снижается уровень гипотетических или даже реальных военных и прочих угроз, как с северного, так и с южного направления.
Конечно, остается проблема Нагорного Карабаха, которая является самым большим вызовом развития Южного Кавказа. В последнее время на Западе все чаще были слышны голоса тех, кто призывал к «силовому арбитражу» разрешения армяно-азербайджанского конфликта. Первым этот пресловутый «арбитраж», а по сути, военные действия на стороне Армении, предложил ведущий научный сотрудник Американского совета по внешней политике Уэйн Мерри. Очевидно, такие призывы - это уже достояние прошлого.
Я абсолютно согласен с теми экспертами, которые считают, что теперь мы вступаем в состояние новых международных отношений, которое называют «миром Большого нуля (G-zero)». В нем ни у одного государства не хватит мощи, чтобы стать лидером, но каждая страна обладает достаточными силами, чтобы не дать другой настаивать на своем. Однако, этот факт вовсе не отменяет право Азербайджана на восстановление своей территориальной целостности. Речь идет не о войне между двумя южно-кавказскими государствами, а о принуждении Еревана к имплементации, т.е. фактической реализации тех же Мадридских принципов.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
- С появлением Барака Обамы в Белом доме в американском истеблишменте началась переоценка понимания собственных национальных интересов. В ходе «второго президентства» она должна быть окончательно завершена. Сейчас внимание США все больше концентрируется на Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но, конечно, у Америки хватит ресурсов и средств, чтобы не выпускать из своего внимания феномены «арабской весны», иранского «ядерного досье», ситуации в Центральной Азии. Из них, как сейчас из Афганистана, надо как-то выбираться с наименьшими политическими и имиджевыми потерями. Думается, американцы постараются вывести Турцию из «сирийского тупика» в полном соответствии с позицией президента Израиля Шимона Переса, посчитавшего, что на «арабский вопрос» должен прозвучать «арабский ответ», а, значит, даже гипотетическая «интервенция в Сирии может быть только арабской».
Медленно, но верно, Анкару будут возвращать в ею же определенный геополитический коридор - «ноль проблем с соседями». На каком-то этапе США серьезно начнут продавливать «цюрихские протоколы» о нормализации армяно-турецких отношений. Ереван сегодня неожиданно сдержанно воспринял саму возможность «разблокирования» собственной территории с северного направления через восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией с прямым выходом в Армению. Видимо, сам факт снятия «международной блокады» противоречит интересам Еревана, который не хочет расставаться с ролью государства, позиционирующего себя «осажденной крепостью». Этот факт, как и то, что говорили коллеги, может подвигнуть США связать ратификацию цюрихских протоколов с одновременным освобождением оккупированных территорий Азербайджана.
Приведет ли такое развитие событий к усилению роли США на Южном Кавказе и, как сейчас говорят многие эксперты, «вытеснению из региона России»? Конечно, роль Вашингтона тогда усилится, но вытеснять любого сильного игрока из пространства, которое он рассматривает как зону своих стратегических интересов - задача, чреватая непредсказуемыми последствиями. Поэтому перспективы Азербайджана, открыто заявлявшего о своей приверженности евроатлантическим ценностям, но имеющего самые широкие связи с Россией, представляются более значимыми, чем его южнокавказских соседей, испытывающих серьезные трудности со своей, скажем так, «геополитической идентичностью».
Комментарии: