Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух! Дорогие друзья, в прошлой заметке мы коснулись проблемы ростовщичества и ссудного процента, который является, пожалуй, самым большим изъяном современной экономической модели. Заработок за даче денег под проценты является запрещенным. Он навлекает на гнев Аллаха на тех, кто берет и дает их под проценты, и даже на тех, кто записывает такие договоры или выступает свидетелем при этом. Однако, когда мы говорим о запрещенном или нечестном заработке, мы имеем в виду не только то, что связано с ссудным процентом. Не менее распространенная форма нечестного заработка — взятки.
Всевышний Аллах сказал: "Не пожирайте имущества между собой незаконно и не подкупайте судей, сознательно совершая грех, чтобы прибрать часть чужого имущества" (сура 2 "Корова", аят 188). Субханаллах! Какие мудрые и точные слова! Давая взятки чиновникам и подкупая судей, люди совершают грех сознательно. Нет необходимости доказывать, как и почему взяточничество разлагает общество и навлекает на него гнев Божий. Не случайно взяточничество характерно для обществ, находящихся в состоянии стагнации или упадка. Это понимают даже те, кто берет взятки и не мыслит себя вне такой коррумпированной системы. Но, полагаю, не будет лишним напомнить о том, что взятки влекут за собой наказание не только на земле (где его, кстати, иногда удается избежать), но и после смерти. А там, как известно, грозный суд не доступен звону злата. В «Сунанах» Абу Давуда и ат-Тирмизи приводится хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Амра о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берет взятку. А что может быть опаснее проклятия Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Всевышнего!
Шариат категорически запрещает чиновникам и судьям брать взятки или принуждать людей к даче взяток для того, чтобы они могли получить причитающееся им по праву. Еще большим грехом является получение взятки для того, чтобы дать людям то, на что у них нет права! Но если у человека не остается иного способа, чтобы получить то, что причитается ему по праву, или уберечься от несправедливости, кроме как дать мзду, то некоторые ученые считают это не взяткой, а откупом. В этом случае проклятие ложится только на того, кто берет взятку, а тот, кто вынужден купить свои права за деньги, не совершает греха перед Аллахом. (Хотя по законам некоторых государств он может быть привлечен к ответственности, если его уличат в даче взятки!)