Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок ..?
Истории сочиняются для того, чтобы контролировать наше поведение.
Это не очередная параноидальная теория конспирации – мы имеем в виду самые истоки зарождения человеческой культуры. Подумайте – почему мы с таким удовольствием смотрим все э
ти бесконечные фильмы про супергероев? Чем они нас «цепляют»?
Разнообразные вариации историй о необыкновенных храбрецах и силачах появились ещё в незапамятные времена. Они переходили из уст в уста, когда ещё и письменности-то не было. Зачем?
Всё очень просто – они должны были научить людей, как поступать и какими быть.
Тысячи лет назад, когда наши предки жили племенами и охотились на диких животных, не было ни записанной истории, ни системы образования, которая годами вдалбливала бы в детские головы разные правильности.
И это было серьёзной проблемой, потому что молодое поколение надо было учить не только премудростям охоты и рыбной ловли. Между племенами вспыхивали войны, а значит, регулярно возникала потребность в тех, кто готов был воевать и даже, при необходимости, погибнуть за родное племя.
То есть требовалось донести до детей, почему они должны ненавидеть людей, живущих по ту сторону реки, чем их племя лучше всех других, и с какой стати они должны идти воевать в следующей войне, хотя это страшно и совершенно неохота.
Чтобы вложить в юные головы всю эту премудрость, у наставников было два варианта:
А) заставить годами зубрить историю племени, которая, кстати говоря, всё равно не была написана или:
Б) рассказать увлекательную историю.
Например, как соседнее злое племя задумало угнать всех «наших» в рабство, но нашёлся один храбрец, который в одиночку сражался всю ночь, не обращая внимания на четыре вражеских стрелы, торчавшие из его могучей груди. И обратил супостатов в позорное бегство. Конечно, после такого рассказа каждый маленький ученик хотел быть этим самым чудо-богатырём.
Конечно, вариант Б предпочтительней во всех отношения. И не важно, что в этой истории – правда, а что преувеличение. Главное, что она формирует у подрастающего поколения общественно полезную картину мира, и убеждает его быть тем, кем он нужен племени.
Это совсем не обязательно плохо – ваше племя вполне может быть и впрямь лучше чем то, что на другом конце реки, и в истории вашего рода вполне может найтись толпа настоящих героев. И выдуманную историю вам подсовывают не потому, что хотят обмануть, а потому что это единственный способ для племени выжить.
Если мы воспринимаем «миф» как ложь, которую надо во что бы то ни стало разоблачить, то для наших предков он был, в сущности, более эффективной версией правды. Не очень утомительная для слушателя, с опущением ненужных подробностей, и легко запоминающаяся. И, конечно, высший пилотаж – ещё и слезу выдавить.
Мифы про героев, жертвующих собой ради победы добра над злом – это именно то, что позволяло и позволяет цивилизациям развиваться. В жизни общества здания и дороги – это хардвер, а мифы – это софт.
И в то время, как наши предки слушали про своих героев, собравшись вокруг костра, мы покупаем билет в кино и идём смотреть на Бэтмена, Джеймса Бонда или Гарри Поттера. Форма изложения изменилась, но цель у этих историй всё та же.
У сочинителя истории всегда есть скрытый план.
Тест на сообразительность: Что общего у всех этих персонажей:
Бэтмен
Человек-паук
Супермен
Люк Скайуокер из «Звёздных войн»
Фродо из «Властелина колец»
Гарри Поттер
Ну что, догадались? Правильно, они все – сироты.
Думаете, это случайность? Думаете, автор просто подбрасывал монетку? Или, может, это такая секретная кнопочка, нажав на которую можно вложить в наш мозг что угодно, в обход логики?
На самом деле, все эти истории обладают удивительной властью. Каждый раз вы выходите из кинотеатра немного другим человеком. Пусть на миллиметр другим, но каждый год вы успеваете просмотреть сотни часов таких историй. И если сложить все изменения, то вы увидите, что эти истории, в сущности, вас формируют.
Нет, никакой конспирации тут нет (ну или почти нет), и всё же в каждой киноистории определённо заключена некая сверхидея.
«Трансформеры», например, доказывают, что сражение – это красиво и увлекательно, что в военной технике есть определённая эротичность, что громить всё на своём пути – весело и эффектно и всегда проходит без последствий. И, самое важное – для того, чтобы победить, добро должно быть более брутальным, властным и агрессивным чем зло.
Мы вовсе не считаем, что Майкл Бей (режиссёр и продюсер; прим.) – тайное орудие неких тёмных сил, которые пытаются промыть вам мозги. Совсем нет. По крайней мере, не больше, чем создатели «Челюстей» намеревались истребить акул.
Они все пытались сделать кассовое кино. Только и всего. Но, вне зависимости от истинных намерений авторов очередного голливудского блокбастера, определённый «месседж» в нём всегда присутствует, и он так и норовит вползти в ваше сознание и обосноваться там навсегда.
Вот почему, когда одна сторона в споре с пеной у рта доказывает, что «Голливуд пытается промыть нам мозги», а вторая иронично замечает, что мол, «у Майкла Бея мозгов на это не хватит» – обе неправы.
Автора «Властелина колец» неоднократно обвиняли в расизме, потому что орки у него плохие, просто потому что они орки, гномы прижимистые, потому что гномы, а Арагон герой, потому что кровь у него такая. Эти обвинения и справедливы и нет в одно и то же время. Справедливы, потому что так уж всё в мире у Толкиена устроено.
Никто в выдуманном мире не стесняется делать огульные обобщения. Волшебный меч Фродо светится при приближении определённых существ – орков, а не каких-то врагов вообще. Попробуйте-ка написать историю, в которой пистолет светится при приближении арабов, например…
Но, в то же время, обвинения в адрес Толкиена несправедливы, потому что он не руководствовался соображениями, типа: «Напишу-ка я, пожалуй, что-нибудь, чтобы укрепить превосходство белой расы. А белой расой пусть будут эльфы!» Он просто писал, как писалось.
Тут нет никакой конспирации, никаких заговоров, по крайней мере, в 99-ти процентах случаев. Обычно это просто группа людей, работающих в кино, каждый со своими больными темами, предубеждениями, суевериями, невежеством и пристрастиями. Они могут быть осознанными или неосознанными. Но они всё равно передаются зрителю, потому что именно из них и лепятся истории.
У Майкла Бея есть определённое отношение к женщинам и их роли в мире – и после того, как вы посмотрите его фильм, вы хотя бы немного скорректируете своё собственное мнение по этому вопросу.
Вас вырастила и воспитала популярная культура
Не задумываясь, ответьте: сколько телефонных звонков вам полагается в случае ареста?
Один, верно? «Я имею право на один телефонный звонок», – чуть ли не каждый арестованный не преминет сказать арестовавшему его полицейскому.
И тут полицейский с удовольствием объяснит, что это всего лишь городская легенда. Этот гипотетический арестованный, да и вы – вы оба верите в этот телефонный звонок, потому что видели это по телеку.
На самом деле, почти всё, что мы знаем о системе правосудия, пришло к нам с голубых экранов. Кто-нибудь из вас хоть раз был присяжным? Приходилось ли вам присутствовать на заседаниях, объяснял ли вам кто-нибудь, как всё должно происходить?
Вот почему фильмы так преуспели в формировании вашей личности: потому что вы подсознательно считаете, что большая часть этих вымышленных историй не были вымышленными.
Конечно, вы знаете, что «Правдивая ложь» со Шварценеггером – всего лишь посредственный боевичок, и прекрасно понимаете, что в реальной жизни никто не смог бы спрыгнуть с вашингтонского небоскрёба. Но вы не знаете, что в Вашингтоне вообще нет небоскрёбов. Даже если фильм был вымыслом, в части небоскрёба вы не сомневались, просто потому, что для этого не было причины.
Теперь подумаем о том, как много других аспектов вашей жизни вы воспринимаете через Голливуд. Если вы из сельской местности, откуда вы знаете, какова жизнь в городе, и наоборот? Если вы никогда не были в Париже, то откуда берутся всплывающие в памяти образы?
Реальность такова, что огромные залежи фактов, которыми переполнены ваши мозговые подвалы, были собраны из популярной культуры, и по большей части вы не помните, откуда что взялось. Это называется амнезия источника. В любом случае, вы будете рассматривать определённый факт как истинный, если только не появится информация, которая этому противоречит. Кстати, именно поэтому Разрушители легенд по-прежнему выходят в эфир.
Так что кого волнует, что бензобаки не взрываются, когда вы по ним стреляете? А что, если куча ваших достойных любой викторины любопытных фактов не являются точными?
Что, думаете, этот принцип на что-то важное не распространяется?
Когда вы идёте на первое свидание, у вас в мозгу существует картинка о том, как всё должно быть – как вы оба должны себя вести, что обычно в таких случаях делает пара людей, кто из вас должен платить, и так далее. Откуда эта картинка? Вы проходили курс свиданий в начальной школе? Или вам об этом рассказывали родители? Конечно, нет. Всё это вы видели по телевизору.
Другими словами, ваш мир формируют вымышленные истории. Инстинктивно вы отвергаете эту идею, потому что вам ненавистна сама мысль о том, что кто-то кроме вас может делать из вас того, кем вы являетесь.
«Ерунда! Скажете вы. Я смотрю кино и телешоу для удовольствия! Это позволяет мне отключить мозги и расслабиться!»
Верно, но почему это даёт вам расслабиться? Вымысел – это здорово, потому что он позволяет вам отрешиться от скучного реального мира, и окунуться в тот, в котором вы предпочли бы жить. И этот вымысел, он, по сути, определяет нас, делая теми, кто мы есть – в конце концов, мы тратим всю свою жизнь, пытаясь сделать реальный мир похожим на вымысел. Помните – сначала была научная фантастика – космические полёты потом.
Нами по-прежнему движет миф.
Комментарии: