Албанская церковь и армянская фальсификация
Древние авторы и исторические данные свидетельствуют о том, что Албанская Церковь является одной из древнейших церквей не только на Кавказе, но и всего христианского мира и имеет апостольское происхождение. Многовековое существование Албанской Церкви оставило после себя большое количество памятников, свидетельствующих о христианском прошлом народа, проживающего на исторической территории Кавказской Албании, К сожалению, по вине непростых исторических процессов, большинство из них было разрушено и уничтожено. Оставшиеся руины и остатки храмов является красочной иллюстрацией тех событий, которые происходили на Кавказе в периоды войн и междоусобиц. Древнейший храм Кавказской Албании — церковь Св. Елисея в селении Киш, является сегодня памятником многовековой христианской культуры Закавказья.
История христианства в Азербайджане берет начало с I века. Первыми проповедниками христианства у нас считаются Святой апостол Ворфоломей и ученик Св. апостола Фаддея — Св. Елисей, рукоположенный апостолом Иаковым братом господнем в Иерусалиме, построивший первый христианский храм — мать церквей на Кавказе в селении Киш Шекинского района. Вначале IV века албанский царь Урнайр принимает христианство в качестве государственной религии. Начиная с IVв., в Албании уже своя Автокефальная (самостоятельная) церковь с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой. Факторами, давшими основание для учреждения автокефалии Албанской Церкви, были политическая самостоятельность албанского государства, стремление властей, духовенства и народа к независимости как политической — от Персии и Византии, так и канонической — от Иерусалимской церкви.
Поэтому все утверждения армянских «ученых» о подчиненности албанской церкви армянской и принятии албанами христианства от армян является ничем иным, как пропагандистским трюком. Что самое интересное, исследования албанских, грузинских и армянских источников убеждают, что на Кавказе с первых веков нашей эры и в период раннего и позднего средневековья практически были две церкви — Албанская и Грузинская. Точно так же, помощью исторических документов легко опровергнуть другой трюк об изобретении Маштоцем не только армянского и грузинского, но и албанского алфавита.