11 января 2012 г.



По версии журнала Time «Человеком года» стал некий абстрактный демонстрант в маске, коим может оказаться и участник движения «Захвати Уолл-стрит», и активист «Арабской весны». У  последнего вряд ли есть шансы стать политическим бенефициарием наступившего года, потому что со взрыва социального протеста на «суннитской улице» только началось, но не завершилось создание новой реальности на Большом Ближнем Востоке. 

Продолжение «арабской весны-2012» будет отличаться от борьбы за абстрактную справедливость, ставшей идейным лейтмотивом прошлого года. Какие формы она готова принять в обозримой перспективе? Кто станет ее триумфаторами и возможными жертвами? 

Эти вопросы мы сегодня обсуждаем с постоянными экспертами нашего «Круглого стола»:

Еленой Касумовой - доцентом кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана
Ризваном Гусейновым - политическим аналитиком, журналистом
Александром Васяком - генерал-майорлм, военным экспертом
Алексеем Синицыным - главным редактором NET-FAX - NET-ФАКС



Елена Касумова, доцент кафедры политологии Академии Госуправления при Президенте Азербайджана:
-  Промежуточным финишем «арабской весны» я считаю конференцию Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива в Эр-Рияде, на которой саудовский король Абдалла призывал «нефтяные монархии» двигаться от стадии тесного сотрудничества к «союзу в рамках единого образования». Из драматических событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке арабские монархии вышли еще более консолидированными  и уверенными в себе, чем это было до победы тунисской, египетской и ливийской «революций». Запад во главе с США весьма поощрительно относится к инициативе создания этой модернизационной  модели нового «халифата», перенасыщая арабские государства Залива военной техникой и вооружением. А, как известно, ружье, появившееся в первом акте, обязано выстрелить в последнем. 
Насколько пока гипотетический «халифат» реалистичен, можно узнать только путем эксперимента. Его реально провести, направив, под эгидой какой-нибудь международной организации, экспедиционный корпус  в Сирию, чтобы сместить Башара Асада под благовидным «гуманитарным» предлогом.  Но, скорее всего, проверкой «халифатских» амбиций   должна стать ожесточенная, но короткая война с шиитским Ираном. Очевидно, что столкновение вооруженных сил арабских режимов с иранцами может быть спровоцировано развитием событий в Ормузском проливе. Вовсе не обязательно, чтобы это боестолкновение приняло какой-то масштабный характер. Но оно расставит многие точки над «i». В любом случае, покажет истинную цену «военным машинам» Ирана и арабских монархий без ущерба для США, которые не намерены глубоко втягиваться во вторую серьезную войну.
Такая, условно назовем «Война в проливе», в информационном контексте будет рассматриваться как суннитско-шиитская война, а это, безусловно, подхлестнет различные салафистские группы к западу и востоку от Персидского Залива. Они уже сегодня призывают арабов-шиитов из иранского Хузистана переходить в суннизм. А известный идеолог джихада, Хусейн бен Махмуд в статье «Дамаск: база джихада» указывает на то, что 80% сирийцев составляют мусульмане, которые «подвергаются репрессиям со стороны немусульманского алавитского меньшинства». Радикалы, для которых «халифат» - самая мощная идеологическая парадигма, стремительно активизируются от Китая до Казахстана, что еще вчера казалось невероятным. И весьма характерно то, что эти движения находят у стран Запада не только моральную поддержку.
Еще недавно эксперты считали, что из всех постсоветских стран Востока только Азербайджан и Казахстан имеют стойкий иммунитет против «революций» формата «арабской весны». Мятеж в Жанаозене это убеждение в отношении Астаны несколько пошатнул. Но Азербайджан волны подобных «революций» захлестнуть не сумеют. У Баку велик запас прочности в виде исторических традиций толерантности и, если угодно, интеллектуальной светскости.
   

Ризван Гусейнов, политический аналитик, журналист:
- «Арабская весна», которая как мы и прогнозировали, тянется слишком долго, по всей видимости, грозит новым всплеском напряженности ближе к весне 2012 года. Сейчас Запад проводит «второй акт» драмы под названием «арабская весна» в странах Северной Африки и Ближнего Востока, где недавно были свергнуты правящие режимы. Дело в том, что основной целью Запада являлось, видимо, не столько свержение этих режимов, сколько создание в будущем стабильного марионеточного руководства в этих государствах. Но пока это сделать не удается и, надо полагать, еще долго такие страны как Египет, Ливия, Йемен и другие будут «искрить» на пресловутой «дуге нестабильности» от южного побережья Средиземного моря до Красного моря и Персидского Залива.
Причиной того, что затянулась «арабская весна», является серия неудачных попыток свергнуть руководство Сирии, что, в случае успеха, заметно ослабило бы влияние главного соперника США - Ирана в этом регионе Востока. В странах Магриба, где преобладает суннитское население, удалось путем популяризации салафитских исламских идей организовать радикальную и оппозиционную молодежь и ее руками свергнуть правящие режимы. Но, в отличие от суннитского запада, в шиитском Иране и Сирии такой номер не пройдет.
Поэтому для Ирана и Сирии нужны другие рецепты, поскольку «арабская весна», в основном, была адаптирована для мусульманских арабских стран с преобладающей суннитской составляющей. По всем симптомам видно, что на нынешнем историческом этапе, Запад решил попытаться вернуть мусульманский Восток к периоду средневекового Халифата. Именно с этой целью многие годы такие союзники США как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт активно финансируют продвижение идеи возврата к раннему Исламу в странах с мусульманским населением. В итоге молодежь, недовольная и революционно настроенная, находит опору и вдохновение в фундаменталистской идеологии, на основе которой Запад достаточно успешно поднимает население «нужных» нефтегазовых и транзитно важных стран Востока против своих лидеров.
Можно предположить, что в итоге в Северной Африке появится несколько «халифатов» закулисно управляемых Западом, после чего эти «халифаты» будут использоваться как орудие в военно-политической борьбе против других стран с мусульманским населением. Насколько удачно Западу и его союзникам (в том числе и Турции) удастся создать и использовать для этого новую волну революционного исламского настроя покажет время. В первую очередь, события предстоящей весны-лета 2012 года, которые развернутся вокруг Сирии и Ирана.


Александр Васяк, генерал-майор, военный эксперт:
- История едва ли не всех революций показывает, что они всегда продолжаются в войнах - освободительных, оборонительных, и даже захватнических. Ближневосточные «революции» не будут исключением. Я не могу не обратить внимания на решения военных министров арабских государств уже упомянутого Совета Сотрудничества, принятые осенью прошлого года в Абу-Даби. Военные руководители подтвердили важность «создания системы совместной обороны арабских государств Персидского залива» через интеграцию их вооруженных сил. Декларируемая цель - обеспечение «безопасности, стабильности, независимости и суверенитета».
Министры и не скрывали против кого они готовы «интегрироваться». Ракетные демарши Ирана побудили их форсировать «исследования по созданию единой системы раннего предупреждения от ракетного нападения». А накал страстей вокруг Ормузского пролива инспирировал появление «Координационного центра по обеспечению морской безопасности», который будет находиться в Бахрейне. Именно туда монархии уже направляли свой Объединенный военный контингент   «Щит полуострова»  для подавления массовых беспорядков шиитской общины. Кстати, промелькнула информация, что теперь уже Саудовская Аравия готовится провести учения своих ВМС в Ормузском проливе.
Так что, у гипотетического «халифата» есть свои армии, которые Запад и, прежде всего США, вооружают мощными средствами поражения. Только в Саудовскую Аравию американцы планируют поставить 84 новых истребителя F-16, более 200 ударных вертолетов различного типа, а Германия готова продать Королевству 270 новейших танков «Леопард-2» последней модификации. Список подобных поставок режимам Залива можно еще долго продолжать. Но обратите внимание, что подобное вооружение «заклятых врагов» Израиля никаких возражений у официального Тель-Авива не вызвало. Израильтяне, вообще, стали вести себя гораздо сдержаннее в отношении к Тегерану.
Я думаю, что вывод очевиден - ударной силой против Ирана рано или поздно выступят монархии Залива, которым еще предстоит «таскать каштаны из огня» для заокеанского союзника. Последний, без особенного энтузиазма, но все-таки пока ведет боевые действия в Афганистане и, согласно своей новой военной доктрине, вовсе не собирается увязнуть в  большой войне с Ираном. 
Нет сомнения, что Запад будет подогревать «халифатские» амбиции богатейших «королей песков» и радикалов рангом пониже. США решили по максимуму использовать для себя исламский фактор на всем пространстве Ближнего Востока. Этим объясняется не только исключительная военная помощь послушным арабским монархиям, но и создание в Катаре официальной переговорной площадки с афганским Талибаном. Конечно, Вашингтон не откажется от геополитического переформатирования Большого Ближнего Востока, что вызовет «тектонические подвижки» в Центральной Азии, России и Китае. И если это можно сделать силой фундаменталистских режимов, то почему бы этим шансом не воспользоваться?


Алексей Синицын, главный редактор NET-FAX - NET-ФАКС:
- В качестве итога я приведу одно наблюдение. Очевидно, Запад во главе с США сейчас действует от ситуации: не получается насадить «либеральные», прозападные правительства на Большом Ближнем Востоке - нет ничего страшного, поддержим любых ортодоксов, готовых перекроить политическую карту Евразии. На наших глазах «цветные революции» превращаются в победы религиозных экстремистов, но оказывается, что западные демократические правительства давно готовы иметь с ними дело.
Само понятие «Большая Игра», которое применялось к политическим коллизиям Центральной Азии, приобрело иное значение. Теперь играют или заигрывают друг с другом США и фундаменталисты. Один из аналитиков верно заметил, что «радикалы от ислама аккуратно обходят тему иностранной помощи в свержении правящих режимов». Конечно, публично они критикуют Запад по всем направлениям, но «рассматривают светских правителей в мусульманских странах еще «большим злом», чем войска НАТО». Поэтому мусульманской молодежи позволяется воевать совместно с натовцами против «вероотступников», решая при этом задачи по пополнению «салафитских»  военных арсеналов и «обкатке» новобранцев, как было в Ливии.
Однако, если учесть, что транснациональные корпорации полностью прибрали к рукам нефтяные богатства Ирака, окружив их своей частной армией, и такая же судьба ждет ливийские месторождения, то Запад переигрывает своих восточных «друзей-соперников». Как впрочем, Россию и Китай, которого президент Обама записал, наряду с Ираном, в стратегические противники США.
К чему приведет такая игра? Наиболее решительные эксперты уже говорят о борьбе двух блоков: США, НАТО, отчасти Израиль, и какого-то аналога «Халифата» с одной стороны против Ирана, Пакистана, Китая и России - с другой. Такой формат военно-политических союзов, конечно, невозможен, а вот совпадения позиций двух групп государств, чьи интересы столкнутся в серьезном конфликте - вполне вероятны. Видимо, этот, почти созревший «конфликт интересов» и будет продолжением «арабской весны» с совершенно непредсказуемым сценарием. Поэтому по ситуации придется действовать не только американцам, но и всем большим и малым политическим игрокам евразийской дуги напряженности.
Аналитический отдел
NET-FAX - NET-ФАКС

Комментарии: