Антрополог В.П. Алексеев об этногенезе азербайджанцев
ДАННЫЕ АНТРОПОЛОГИИ К ЭТНОГЕНЕЗУ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
В.П. Алексеев
(цитировано по: Алексеев, 1971, с. 33-37)
Алексеев В.П. Предки тюркских народов // Наука и жизнь, №5, 1971, с. 33-37
(Несколько тысячелетий на берегах Каспия)
... Азербайджан -
страна гор и солнца, одуряющей жары, пыльных низменностей, древней
скотоводческо-земледельческой культуры и самых черноволосых и смуглых людей в
Советском Союзе. Они среднего роста - высокие люди в Азербайджане встречаются редко.
Кажется, этногенез азербайджанского народа не составляет проблемы: их предки связаны с тюркским миром и пришли на территорию нынешнего Азербайджана в эпоху раннего средневековья, принеся тюркский язык и мусульманскую религию. Но там, где сейчас живут азербайджанцы, на той же самой территории было на рубеже н.э. государство Агвания (Албания - так называли его древние авторы). Нерасшифрованная письменность древних агванов скрывает еще многие исторические тайны ее народа. Как эти люди относятся к азербайджанцам - были ли агваны их деды, боковые родственники или никто, случайно попавшее на ту же землю племя?
Культура древней Агвании изучена хуже, чем культура древней Грузии или древней Армении, но культурные традиции и преемственность между агванвми, или, как их еще называют, албанами, и азербайджанцами есть. Непосредственная ли это генетическая преемственность или просто культурное влияние более древнего народа на поздний?
Неясно. И чтобы понять это, нужно изучить и сравнить антропологический и палеоантропологический материал. Много еще здесь пробелов, много еще в трактовке самих антропологических материалов спорных положений, но наметилось и нечто твердое, устойчивое, отлившееся в определенные формы, сбросившее гипотетическую оболочку и превратившееся в факт.
Азербайджанцы - антропологически особый народ Кавказа, представители своеобразного типа, характерного только для жителей Азербайджана и некоторых этнических групп Южного Дагестана.
Кажется, этногенез азербайджанского народа не составляет проблемы: их предки связаны с тюркским миром и пришли на территорию нынешнего Азербайджана в эпоху раннего средневековья, принеся тюркский язык и мусульманскую религию. Но там, где сейчас живут азербайджанцы, на той же самой территории было на рубеже н.э. государство Агвания (Албания - так называли его древние авторы). Нерасшифрованная письменность древних агванов скрывает еще многие исторические тайны ее народа. Как эти люди относятся к азербайджанцам - были ли агваны их деды, боковые родственники или никто, случайно попавшее на ту же землю племя?
Культура древней Агвании изучена хуже, чем культура древней Грузии или древней Армении, но культурные традиции и преемственность между агванвми, или, как их еще называют, албанами, и азербайджанцами есть. Непосредственная ли это генетическая преемственность или просто культурное влияние более древнего народа на поздний?
Неясно. И чтобы понять это, нужно изучить и сравнить антропологический и палеоантропологический материал. Много еще здесь пробелов, много еще в трактовке самих антропологических материалов спорных положений, но наметилось и нечто твердое, устойчивое, отлившееся в определенные формы, сбросившее гипотетическую оболочку и превратившееся в факт.
Азербайджанцы - антропологически особый народ Кавказа, представители своеобразного типа, характерного только для жителей Азербайджана и некоторых этнических групп Южного Дагестана.
Этот тип называется по-разному: восточ-носредиземноморским,
закаспийским, просто каспийским. Вслед за крупнейшим отечественным антропологом В.В. Бунаком,
заслуженным исследователем и знатоком антропологии Кавказа, мы будем называть
его каспийским. Это особая, самостоятельная единица, составная часть
индо-афганской расы. Очень смуглые, очень черноволосые, очень черноглазые люди
- вот что такое индо-афганская раса. В нее включаются народы Афганистана и
Северной Индии, отдельные этнические группы Ирана.
Не правда ли, странно - язык азербайджанцев тюркский, а по своему физическому типу они почти тождественны народам Афганистана и Индии, говорящим на языках совсем других систем, где никогда не бывало тюрок. Палеоантропологический материал древних погребений, несмотря на немногочисленность - у нас имеется серия скелетов, раскопанных на западе Азербайджана при строительстве Минтечаурского водохранилища,- свидетельствует о том, что антропологический тип древнего населения был таким же, как современный. Это были узколицые миниатюрные каспийцы. Значит, агваны (албаны) не дальние родственники азербайджанцев, а их деды и прадеды.
Но сравнительный анализ антропологических данных может повести нас еще дальше - в еще более глубокую древность и в иные страны.
Туркмен изучали многие антропологи, среди них работал и известный антрополог 20-30-х годов А.И. Ярхо. Он оставил большое, очень продуманное исследование об антропологическом типе туркменского народа, людей с заметной монголоиной примесью, большей, чем у узбеков, а подчас и совсем с монголоидной физиономией, роднящих их с казахами или даже с киргизами. Но если исключить эту примесь, если "снять" мысленно с физического типа туркмен поздний монголоидиый налет, что и сделал Ярхо, то туркмены могут быть признаны так же, как и азербайджанцы, представителями каспийского типа, а, следовательно, и индо-афганской расы.
Исторически это выглядело так: какие-то древние люди с чертами индо-афганской расы переселились из мест своего первоначального обитания - из Афганистана или Северной Индии - на север: в оазисы пустынь Средней Азии и Восточное Закавказье. В первом случае они составили основу туркмен, во втором - стали основным компонентом в будущем ядре азербайджанского народа.
Этот факт, важный для этногенеза азербайджанцев, вспомнил я, однако, еще и потому, что Туркмения позволяет перебросить мост от современного населения к еще более древнему, жившему до раннего железного века.
В поселениях на юге Туркмении - в Кара-Тепе, Геоксюре - раскопаны погребения поздненеолитической эпохи и изучены скелеты людей, таких же узколицых и очень европеоидных. Таким образом, если истоки физических особенностей современного населения в Азербайджане восходят к эпохе раннего железа, в Туркмении - к эпохе позднего неолита. В целом древние каспийцы, или, шире, индо-афганцы, - явление, наверное, неолитического, а возможно, и более раннего времени. Это небольшое отступление было сделано для того, чтобы показать, как близко к корню этногенетического дерева докапываются антропологи.
Так как же решает антрополог проблему происхождения азербайджанского народа?
Не правда ли, странно - язык азербайджанцев тюркский, а по своему физическому типу они почти тождественны народам Афганистана и Индии, говорящим на языках совсем других систем, где никогда не бывало тюрок. Палеоантропологический материал древних погребений, несмотря на немногочисленность - у нас имеется серия скелетов, раскопанных на западе Азербайджана при строительстве Минтечаурского водохранилища,- свидетельствует о том, что антропологический тип древнего населения был таким же, как современный. Это были узколицые миниатюрные каспийцы. Значит, агваны (албаны) не дальние родственники азербайджанцев, а их деды и прадеды.
Но сравнительный анализ антропологических данных может повести нас еще дальше - в еще более глубокую древность и в иные страны.
Туркмен изучали многие антропологи, среди них работал и известный антрополог 20-30-х годов А.И. Ярхо. Он оставил большое, очень продуманное исследование об антропологическом типе туркменского народа, людей с заметной монголоиной примесью, большей, чем у узбеков, а подчас и совсем с монголоидной физиономией, роднящих их с казахами или даже с киргизами. Но если исключить эту примесь, если "снять" мысленно с физического типа туркмен поздний монголоидиый налет, что и сделал Ярхо, то туркмены могут быть признаны так же, как и азербайджанцы, представителями каспийского типа, а, следовательно, и индо-афганской расы.
Исторически это выглядело так: какие-то древние люди с чертами индо-афганской расы переселились из мест своего первоначального обитания - из Афганистана или Северной Индии - на север: в оазисы пустынь Средней Азии и Восточное Закавказье. В первом случае они составили основу туркмен, во втором - стали основным компонентом в будущем ядре азербайджанского народа.
Этот факт, важный для этногенеза азербайджанцев, вспомнил я, однако, еще и потому, что Туркмения позволяет перебросить мост от современного населения к еще более древнему, жившему до раннего железного века.
В поселениях на юге Туркмении - в Кара-Тепе, Геоксюре - раскопаны погребения поздненеолитической эпохи и изучены скелеты людей, таких же узколицых и очень европеоидных. Таким образом, если истоки физических особенностей современного населения в Азербайджане восходят к эпохе раннего железа, в Туркмении - к эпохе позднего неолита. В целом древние каспийцы, или, шире, индо-афганцы, - явление, наверное, неолитического, а возможно, и более раннего времени. Это небольшое отступление было сделано для того, чтобы показать, как близко к корню этногенетического дерева докапываются антропологи.
Так как же решает антрополог проблему происхождения азербайджанского народа?
- Племена, говорившие на языках,
родственных языкам древнейшего населения Передней Азии, а частично, может
быть, и индоевропейских, переселились на территорию нынешнего Азербайджана
с юго-востока где-то в эпоху позднего неолита или бронзы. По своему
физическому типу они ничем не отличались от современного населения.
- Спустя несколько тысячелетий, в
середине или в конце I тысячелетия н.э., их мирное развитие было прервано
нашествием массы кочевников - сельджуков. Но местное население не приняло
завоевателей, оттолкнуло их от себя: с ними не заключались браки. Словом,
они так и остались силой грозной, чуждой и пугающей.
- Единственно, что удалось насадить
насильно, с помощью меча, - язык. Таковы исторические факты, новые,
нужные, важные и интересные факты, заставляющие менять привычные,
устоявшиеся представления и с древней истории Закавказья и в оценке
исторического взаимодействия народов Закавказья, Передней и Южной Азии.
… (Итог, приятный для антропологии)
Мы …убедились в том, что антропологический анализ может открыть автохтонность, местные корни народа, которого считают пришлым (азербайджанцы)…
2 коммент.
то есть вы отрицаете роль тюрков огузов кроме как языковой. а как же сотни топонимов явно тюркского происхождения и азербайджанцев с монголоидной примесью. а как же огузские племена явно тюрские, но уже с более европеоидной внешностью
ReplyЧушь какая то...вопрос наворачивается,как с помощью меча не смогли тюркизировать язык других народов Азербайджана?! Ответ же прост,тюрки в лице скифов, саков,сабир,гуз,сармат, массагет и др.племен жили в Азербайджане издревле,а тип черты лица зависит от климатических условий издревле населяемого региона,наличие незначительной монголоидных черт у Азербайджанцев поздняя,т.е.после нашествия родственных языком, издревле отделившиеся от первородного обитания тюркского этноса в Хаттии,тюркоязычных племён из Азии,где ассимилируясь с азиатами монголоидные черты стали доминантными и ассимилируясь с древними тюрками Кавказа перклаои незначительной части населения монголоидные черты.
Reply