11 ноября 2011 г.




Недавно ИА REGNUM опубликовало интервью с иранским политическим экспертом Хасаном Бехештипуром, который высказал ряд интересных мыслей относительно позиции Ирана в случае ввода иностранного миротворческого контингента в зону армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Однако, учитывая то, что это интервью было взято армянскими СМИ и Х.Бехештипур не коснулся некоторых щепетильных моментов, которые могут повлиять на изменение ситуации в регионе Южного Кавказа и Карабахском конфликте, будет уместно развить эту тему и отразить позицию других региональных игроков.

Официальный Тегеран, устами своего посла в Армении Сейеда Али Сагайана, на днях еще раз напомнил, что не даст согласия на дислокацию иностранных вооружённых сил в зоне карабахского конфликта. Отметим, что время от времени интерес к этой теме подогревается определенными кругами с целью зондировать отношение стран региона к возможному вводу миротворцев в зону карабахского конфликта, расположенного в сердце Южного Кавказа.

В 2010 году в прессе появилась информация о планах ЕС, США и России по размещению международных миротворческих сил в зоне Карабахского конфликта еще до достижения мирного соглашения по урегулированию конфликта. Вслед за этим с заявлениями, о намерении разместить миротворческие войска на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана, выступил генсек ОДКБ Николай Бордюжа, нормально отнесшийся к такой перспективе. Но впоследствии представители ОДКБ опровергли сообщения о подготовке к участию в миротворческой операции в Нагорном Карабахе, однако дальнейшая информация из различных источников дала основания полагать, что сведения о подготовке возможного ввода миротворцев имеют под собой почву.


Актуальность темы ввода миротворцев подтверждает неоднократное участие с 2011 года военных экспертов, представителей Группы планирования высокого уровня (ГПВУ)ОБСЕ в мониторингах МГ ОБСЕ на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск. Напомним, что функцией ГПВУ является подготовка к созданию сил ОБСЕ по поддержанию мира в Нагорном Карабахе. В ГПВУ ОБСЕ входят военные эксперты и высокопоставленные офицеры ВС европейских стран, России и других государств-членов МГ ОБСЕ.

То есть в ОБСЕ создана и активно функционирует специальная структура, состоящая из военных США, России, Франции, других европейских стран, а также Турции и ряда государств постсоветского пространства, которые готовят график ввода миротворческих сил в зону Карабахского конфликта. Обеспокоенность Ирана связана с тем, что эта страна не является членом МГ ОБСЕ, а значит никоим образом, не может принимать участие в процессах по вводу миротворцев в регион вызывающий повышенный интерес и озабоченность официального Тегерана.

Поэтому иранский эксперт Хасан Бехештипур, выражая точку зрения своей страны, отмечает, что "Иран действительно обеспокоен фактом присутствия вооруженных сил других государств на своей границе, поскольку, исходя из своего опыта, Исламская республика с недоверием относится к этому присутствию. В особенности - вооруженных сил западных государств, в частности, США, тем более - на границах ИРИ. Действия Соединенных Штатов в Ираке и Афганистане подкрепляют его подозрения. Следовательно, эта обеспокоенность не лишена оснований".

Иранский эксперт не зря упомянул про действия США в Ираке и Афганистане, поскольку находящиеся там войска западной коалиции, фактически уже несколько лет окружили Иран с востока и с запада. Для Ирана остается с юга некоторое пространство для маневров в Персидском Заливе, еще не полностью контролируемом американскими военными, а также с севера: со стороны Азербайджана и Армении, где нет открытого присутствия войск НАТО. То есть Иран, если посмотреть на карту, практически на 80% своей границы, в том числе со стороны Турции, находится в окружении враждебных ему натовских войск.

В этой ситуации перспектива ввода миротворческого контингента в стратегически важный регион Южного Кавказа - в Нагорный Карабах и приграничные с Ираном районы, сильно настораживает Тегеран. Поэтому иранская сторона неоднократно заявляла, что миротворцы в армяно-азербайджанском конфликте, лишний и даже опасный сегмент. Именно на это намекает иранский эксперт Х. Бехештипур, говоря, что "миротворческие войска бессильны в решении карабахского конфликта. Вопрос Нагорного Карабаха может быть решен лишь Арменией, Азербайджаном и самим Карабахом. А в региональном плане важна роль Ирана и России".

Иранский эксперт особо отмечает важную роль России в процессах на Южном Кавказе, в том числе и в урегулировании карабахского конфликта, тем самым, давая понять, что РФ является единственной стороной, которой официальный Тегеран может доверить такой щепетильный вопрос, как защиту своих интересов на Южном Кавказе. То есть Иран не будет противодействовать (хотя для этого у него ограниченные рычаги) возможному вводу миротворцев в зону Карабахского конфликта, в случае если Россия сможет на международном уровне обеспечить иранские интересы в этом вопросе.

"Есть ряд вопросов, имеющих для Ирана важное значение. Во-первых, какие это будут силы - армейские или миротворческие (включая наблюдателей)? Во-вторых, из вооруженных сил, каких стран и кем они будут сформированы, т. е. со стороны Организации Объединенных Наций или ОБСЕ? И в этой связи хотелось бы знать, какой будет судьба российских сил на армянских территориях, ведь в данном случае наиважнейшую роль играет Российская Федерация. Так что реакция Ирана зависит именно от разрешения этих вопросов", - высказывает видение официального Тегерана Х.Бехештипур.

Фактически, если быть еще более откровенными, то от России в этом вопросе зависит очень многое для Ирана, и официальный Тегеран, осознавая свою слабость в создающемся новом раскладе в карабахском конфликте и регионе Южного Кавказа, согласится с любым решением РФ.

По всей видимости, изменение расклада в регионе путем ввода в зону карабахского конфликта миротворческого контингента, является в первую очередь инициативой Запада, который таким путем, увеличивает свою роль на Южном Кавказе, а заодно ищет "слабые точки" Ирана. И судя по нервной реакции официального Тегерана, обеспокоенного возможным изменением статус-кво у северных границ Ирана, этот план Запада, поддержанный Россией, возымел свой эффект и способен сделать иранские власти сговорчивыми по многим вопросам, в том числе и своей ядерной программе.

Подведя итоги, можно отметить, что иранская тема для Запада может стать одной из причин стремления изменить статус-кво и разрешить нагорно-карабахский конфликт, что позволит на легитимных правах ввести в регион Южного Кавказа миротворческий контингент, который, дает дополнительные рычаги влияния на стороны конфликта, страны региона и соседние государства. То, что Россия спокойно относится к такой перспективе, говорит о том, что Запад смог убедить российскую сторону в привлекательности варианта разрешения карабахского конфликта с последующим вводом многонационального контингента миротворцев.

Немаловажна в этой ситуации позиция стран Южного Кавказа, в частности Азербайджана, заинтересованного в разрешении карабахского конфликта, что принесет стабильность в регион. А устойчивая стабильность и мир позволят реализовывать энерготранзитные и иные региональные проекты, ныне недоступные из-за продолжающегося свыше 20-ти лет армяно-азербайджанского конфликта. От этого выиграет и Армения, которая сможет стать участником этих региональных проектов и вывести страну из перманентного социально-экономического кризиса, по причине которого за последние 15-20 лет страну покинуло свыше 40% населения.

Если разрешение Карабахского конфликта на фоне ввода международного миротворческого контингента удовлетворяет интересы Запада, России и сторон конфликта, то ни Иран, ни кто иной не сможет остановить этот процесс. А значит, официальный Тегеран уже сегодня должен искать пути защиты своих интересов в новой ситуации, или же встать на еще одну "тропу войны" с Западом - теперь уже на Южном Кавказе.

8 коммент.

Ризван, если я тебя правильно понял, ты тоже за введение в зону нагорно-карабахского конфликта западных "миротворческих" сил.

Reply
Этот комментарий был удален автором.

Нет Александр - я категорически против ввода "миротворцев"-лиходеев.

Reply

крабахе будет только азербайджанских миротворческих сил, и точка, и буферная зона будет на територии армении, примерно за севанам

Reply

нет..около Гюмри и по реке Араз в Армении

Reply

добро ув, ризван

Reply

День добрый уважаемый - извиняюсь за столь поздний ответ, был в отъезде

Reply

ув, ризван вы незнаете армяны уже сколько раз с сарксянам летели из ханкенде до ирэван на самолете, чего та никак армяне не может поднятся на воздух, рулить не умееть или диспетцеров нету

Reply