Уроки исламской теологии и другие вопросы с Алиханом Мусаевым
1news.az
Цикл эксклюзивнных интервью 1news.az с теологом, ученым, переводчиком
на азербайджанский язык смыслов
Корана, автором более 30 книг, Алиханом
Мусаевым (в 3 частях)
Алихан Мусаев: «Азербайджанский перевод смыслов Корана будет находиться в обеих святых мечетях - в Мекке и Медине»
- Что вас вдохновило на такой сложный и ответственный путь, как перевод с арабского и написание религиозных книг?
- Я окончил Международный Исламский Университет в Медине, который является одним из ведущих научно-исследовательских и образовательных центров исламского мира. Изначально у меня было осмысленное намерение изучить тонкости арабского языка, исламских наук и источников для того, чтобы донести до своего народа величие Ислама и его призыва. Первоначально, по возвращении из Медины, я преподавал в мечети, давал там уроки, выступал перед верующими, на мероприятиях, конференциях, эта деятельность имела прекрасные результаты, но затем почувствовал, что этого недостаточно для меня. Ко мне пришло понимание, что следует заниматься тем, что могут с пользой для себя использовать последующие поколения.
Передо мной всегда стоял образ нашего великого поэта, ученого и просветителя Низами Гянджеви, прочитав его великий труд «Хамсе», я убедился в том, что он был настоящим мусульманином, уповающим во всех своих трудах на Аллаха и просящим у Него во всем помощи. Низами сумел создать произведения, которые пережили его на века и не теряют своей актуальности во все времена и в любом обществе и прославили Азербайджан во всем мире. Творчество и жизненный путь Низами во многом предрешили мою дальнейшую деятельность, я был поражен уровнем его интеллекта и нравственности, сквозящими во всех трудах и стихах великого поэта.
В своей деятельности я руководствовался одним из прекрасных хадисов нашего пророка Мухаммеда (Салляллаху алейхи ва Салам), который гласит: «После смерти человека все его труды перестают приносить ему пользу (саваб), кроме трех вещей: праведных детей, благие деяния которых записываются и усопшим родителям; всего, что построено для общественного пользования – мечетей, зданий, школ, дорог, водопроводов и др.; но самую большую пользу усопшему приносят полезные научные знания и труды, оставленные им будущим поколениям». Этот хадис укрепил меня в стремлении передать будущим поколениям полезные знания и на сегодняшний день я смог перевести на азербайджанский язык около 30 книг, среди которых перевод смыслов Священного Корана, самого известного сборника хадисов «Сахих Аль-Бухари», других всемирно известных трудов ученых исламского мира, написать ряд книг по исламской морали и нравственности, таких как «Нравственность Пророка» и др., а также 6-7 книг и брошюр на русском языке.
- Весьма внушительный список...а как обстоит дело с распространением ваших переводов и научных трудов, чувствуется ли к ним интерес в исламском мире?
- Сделанный мною перевод смыслов Корана на азербайджанский язык, ИншаАллах будет напечатан большим тиражом в Саудовской Аравии, в руководимом и спонсируемом королевской семьей Саудитов издательском доме, который занимается переводом, печатанием и распространением Корана на всех языках мира. На сегодняшний день Коран переведен на 58 языков, и азербайджанский перевод в списке издательского дома Саудитов идет на первом месте и экземпляры этого перевода смыслов Корана будут находиться в обеих святых мечетях – Аль-Масджид аль-Харам в Мекке и в Мечети Пророка в Медине, куда совершают паломничество мусульмане со всего мира.
- Над чем вы сейчас трудитесь?
- Сейчас перевожу с арабского второй по известности и достоверности после «Сахих Аль-Бухари», сборник хадисов имама Муслима «Аль Джами ас-Сахих». Этот фундаментальный пятитомный труд также впервые будет переведен на азербайджанский язык. Сейчас готовится брошюра под названием «Религия и спорт», в которой собраны хадисы Пророка Ислама (Салляллаху алейхи ва Салам), где он усилено советует своим сподвижникам заниматься различными видами спорта, боевыми искусствами. В частности есть хадис, повествующий о том, что здоровый, сильный мусульманин имеет больше саваба, чем тот, который не следит за своим здоровьем или вредит себе дурными привычками.
Также мною готовится не имеющий аналогов научный труд, посвященный творчеству великого Низами Гянджеви. В работе я уделил внимание тому, как создавал свои произведения Низами, дело в том, что он всегда опирался на Коран и Сунну, в связи с чем стихи азербайджанского поэта представляют собой уникальное переплетение исламских ценностей и поэзии. Буду рад, если мои исследования станут вкладом в изучение наследия Низами, который являлся примером нравственности и духовности не только для своих современников, но и для будущих поколений.
- У нас в обществе есть много спорных понятий относительно исламских ценностей и законов, к примеру, некоторые верующие, особенно молодые, считают спорным определение «шехид» для тех, кто погиб во время Карабахской войны, кто отдал свои жизни за свободу и независимость Азербайджана. Мол, не известно, они делали это ради Аллаха или ради других целей...
- С этой целью мы 50-тысячным тиражом издали и распространили по различным каналам брошюру «Отношение к Родине», в которой четко указана богоугодность и величие даже одного шага во благо Родины. К примеру, приводится хадис Пророка Ислама (Салляллаху алейхи ва Салам), гласящий, что на пути Аллаха стоять на страже своей земли один день принесет человеку больше саваба, чем все мирские блага вместе взятые за всю его жизнь. Другой хадис гласит, что если не будет высоко развеваться флаг, то и не будет государства, тем самым подчеркивается важность защиты основного атрибута государства – флага. Ведь если мы не будем бороться за освобождение наших оккупированных территорий, то в итоге потеряем все остальные свои земли!
- В своих исследованиях вы находили какие-либо исторические факты, связанные с Азербайджаном?
- Я расскажу один случай имевший место во время моего обучения в Мединском Университете, благодаря которому удалось выявить любопытные факты по древней истории названия нашей страны. Кстати, прежде хочу отметить имена великих средневековых исламских ученых родом из Азербайджана: Абу-Бакр Аль-Бардиджи аль-Барзаини, Бейдави – известный во всем мире точными переводами смыслов Корана, затем Ширвани, Тебризи, в общей сложности эта целая плеяда ученых, внесших большой вклад в средневековую науку и развитие религиозной мысли.
Один из моих друзей, обучавшийся в Исламском Университете Медины, жил в одном номере с другим студентом – очень богатым и самодовольным саудитом (житель Саудовской Аравии). Этот араб, который, кстати, списывал у нашего соотечественника лекции по арабской грамматике и литературе, как-то поинтересовался у него, откуда он родом? Узнав, что он из Азербайджана, араб удивленно сказал: «Что это за страна, о которой я ничего не знаю?». Мой сокурсник ответил арабу, что Азербайджан известен во всем мире с древних времен и привел ему хадисы имама Бухари и Муслима, где говорится о письмах мусульман халифу Омару ибн-Хаттабу (правил в 634-644 гг.), которые рассказывают о том, как они расположились в Азербайджане, как здесь делают намаз. В ответных письмах халиф Омар приказывал никому не наносить вреда, не совершать насилия в Азербайджане, поскольку эта страна сама приняла Ислам. Покойный академик Зия Буниятов в своих трудах приводил копии писем халифа Омара мусульманам Азербайджана. Наш соотечественник привел изумленному арабу еще несколько хадисов исламских ученых, в которых говорится об Азербайджане. Я думаю, что нам тоже важно знать об этих источниках, повествующих о древней истории Азербайджана, поэтому я привел эти хадисы в брошюре «Отношение к Родине».
- Тогда как вы объясните то, что спустя полтора века после прихода в Азербайджан ислама Бабек начал освободительную борьбу против Арабского Халифата, которая чуть не привела к распаду исламской империи?
- Дело в том, что Азербайджану были предоставлены прекрасные условия во времена халифа Омара, в связи с чем наша страна приняла ислам, но затем наступили времена Аббасидских халифов, которые значительно ушли от начальных исламских принципов. Арабы начали проливать кровь, вести себя жестоко и несправедливо с местным населением, в связи с чем в Азербайджане началось народно-освободительное восстание, которое возглавил великий полководец Бабек. И тут для нас не имеет значения, каких религиозных взглядов придерживался Бабек – был он мусульманином или нет, главное то, что он не смирился с насилием против своего народа и начал борьбу с арабскими угнетателями, а не с мусульманами вообще. В его войске были люди различных взглядов и верований. Когда под прикрытием исламских законов и ценностей начинают проводить чисто политические акции, то это вызывает ненависть к таким людям и тому, что они проповедуют. Это относится ко всем временам и актуально и в наши дни. Когда сегодня под прикрытием ислама совершаются террористические акции, погибают невинные люди, тем более если кое-кто из верующих пытается найти оправдание таким вещам, то в обществе рождается негативное отношение к мусульманам и исламским ценностям.
- Сегодня мы становимся свидетелями изменений в общественно-религиозной жизни страны. Как Вы оцениваете ситуацию в целом?
- Во-первых, если мы мусульмане, то должны помнить слова Аллаха, переданные в Коране, где Создатель говорит, что воистину после каждой трудности следует облегчение. В одном из хадисов Пророк Ислама (Салляллаху алейхи ва Салам) указывает нам, что в период трудностей следует возносить хвалу Аллаху в любой ситуации и обстановке. Во-вторых, Пророк (Салляллаху алейхи ва Салам) советует в таких ситуациях смотреть на то, как живут те, кому хуже, чем нам, и благодарить Аллаха за то, что он уберег нас от худшего. Посмотрите, что происходит в Ираке, Афганистане, Пакистане, странах Средней Азии, на Северном Кавказе и сразу станет ясно, что у нас в Азербайджане безопасность обеспечивается во много раз эффективнее, чем в этих странах. Сегодня экономический кризис усложнил и ухудшил уровень жизни во многих странах мира, в том числе и западных, тогда как у нас кризис оказывает наименьшее влияние на жизнь и достаток граждан.
Нынешние проблемы ничто по сравнению с теми ужасами, которые происходили в Азербайджане в начале 20 века, когда наш народ пережил геноцид, учиненный армянами, или с тем, что творилось в 90-е годы, в период развала СССР, когда наша страна была втянута в Карабахскую войну и волна армянского террора захлестнула разные города и села нашей Родины. Мы с гордостью прошли все эти трудности и внешние угрозы, и никто иншаАллах не сможет сломить дух азербайджанского народа, который достигнет всех поставленных целей.
Сподвижник Пророка (Салляллаху алейхи ва Салам), один из лучших чтецов Корана Абдуллах Ибн Масуд улыбался, когда трудности преследовали его и мусульманскую общину, потому, что он говорил: «Я уверен, что несомненно после этих трудностей придет путь разрешения проблем и облегчения нашего положения». Естественно, это относится и к нам. Наше руководство – мусульмане, а так как нами руководят мусульмане, то не надо ответственность и пути разрешения всех проблем перекладывать на них и сидеть сложа руки.
- То есть быть терпеливыми и усердными - является универсальным рецептом от всех проблем?
- Если каждый будет на своем месте заниматься трудом во благо страны, то, несомненно, любые проблемы найдут свое разрешение и только укрепят наше общество и государство. Аллах говорит нам в Коране «Возможно, то, что видно - может вам понравиться, тогда как оно вам во вред, и может быть, что-то, что видно - может вам не понравится, тогда как оно действительно вам на пользу». Мы ведь не можем знать, что стоит и что последует за негативными процессами, которые сейчас переживаем. Завтра, когда мы увидим итоги, то, возможно, скажем, как хорошо, что все так и было от начала и до конца. Все это экзамен для нашего народа, по итогам которого мы, несомненно, еще более сплотимся и окрепнем.
Алихан Мусаев: «Об армянах можно было слышать только в те периоды, когда они чего-то достигали благодаря поддержке христианских держав»
05.06.2009 10:19
Продолжаем цикл эксклюзивных интервью 1news.az с теологом, ученым, переводчиком на азербайджанский язык смыслов Корана, автором более 30 книг Алиханом Мусаевым
- Что вы думаете по поводу армяно-азербайджанского межнационального конфликта, каким видите его разрешение?
- Если проследить по истории, то мы увидим, что азербайджанские государства всегда были сильными, что армяне особо не выделялись в деле построения и поддержания своей государственности. Об армянах можно было слышать только в те периоды, когда они чего-то достигали благодаря поддержке, оказываемой христианскими державами, интересы которых обслуживали армянские правители. История региона состоит из славных страниц, написанных целой плеядой тюркоязычных держав, и сейчас мы переживаем новый цикл развития и усиления. Союз тюркских стран, который, несомненно, вновь возродится, позволит решить не только проблемы, связанные с армянской агрессией, но и с теми, кто стоит за спиной Армении, оказывая ей поддержку в деле оккупации наших земель.
Армения сама по себе не представляет для нас проблемы, и если бы наша борьба была только с армянской агрессией, то особых проблем в разрешении этого вопроса у нас и не было бы. Я смотрю на наше будущее позитивно, и меня расстраивает только один факт. За все 15 веков существования исламских государств в войнах между ними самими погибло в общей сложности около 10 млн. человек, тогда как только за 5 лет в период Второй мировой войны между христианскими державами погибло свыше ста млн. человек. И меня расстраивает один факт, что несмотря на такие кровопролитнейшие войны между христианскими странами, они нашли в себе силы создать союз и объединиться ради общих целей, тогда как мусульманские страны, не имевшие между собой таких кровопролитий, тем не менее, не могут найти способ объединиться. Ведь если бы был действенный союз мусульманских стран и Азербайджан входил бы в него, то никто не смог бы и слова сказать нам, и не было тех несправедливостей и проблем, которые сегодня переживает наша страна. Сейчас мы становимся свидетелями позитивных подвижек в деле объединения стран с мусульманским населением для обеспечения собственной безопасности и развития, и я надеюсь, мы станем свидетелями подобного союза.
- В обществе возникает много вопросов, связанных с применением исламских обязанностей в светском обществе. В частности как вы относитесь к тому, что иногда мусульманские девушки вынуждены снять хиджаб ради того, чтобы не потерять работу, и вообще есть выход из подобных ситуаций?
- Аллах предписывает нам бояться Его настолько, насколько мы способны, то есть если я не могу делать намаз стоя, то можно его делать сидя и даже лежа. И этот пример относится ко всем видам поклонения, в том числе и того, что касается ношения хиджаба для женщин, или бороды для мужчин, что значит – каждый должен выполнять религиозные предписания по мере своих возможностей. Пророк Мухаммед (Салляллаху алейхи ва Салам) говорил: «Выполняйте то, что я вам приказываю по мере своих возможностей, и избегайте того, что вам запрещаю». То есть, в вопросе запретов (харам) не говорится, делать столько, сколько сможешь, а значит, запреты должны выполняться полностью и никто не может сказать: «я, выпив 50-100 граммов спиртного, могу контролировать себя, поэтому мне позволительно столько пить». Харам есть всегда харам. Или нельзя оставаться верным супругом, изредка изменяя жене и так далее. А что касается предписаний в Исламе, которые следует выполнять: намаз, орудж, закят и других, то они выполняются по мере возможностей. Когда один из сподвижников пророка, Муаз ибн Джаббаль уезжал в Йемен, куда он был назначен правителем, пророк Мухаммед говорил ему: «Объясняя тамошним жителям, законы Ислама и призывая их к поклонению, первым делом донеси им формулу единобожия – «нет никого достойного поклонению кроме Аллаха» (ля илаха иль Аллах), что нет у Аллаха сотоварищей, он Един и Мухаммед является Его пророком. Если они примут это, то тогда им скажешь следующее условие, заключающее в поклонении (намаз, орудж, закят и тд.)». То есть, сперва люди должны понять первое условие Ислама, и на это может уйти год-два, десять лет и больше того, но пока не будет разъяснена и воспринята формула единобожия, нельзя требовать больше этого.
- Получается, что те, кто осуждают не делающих намаз и другие поклонения, не имеют на это право?
Конечно, не имеют. Ведь человек сперва должен понять и полюбить то, что делает, и это касается всей его деятельности, в том числе и поклонения. К примеру, любой работник, служащий выполняет свою работу, потому что осознает, какую конкретную пользу или выгоду он взамен получает за это. Если бы вы не знали, что получите, разве делали бы что-то? То есть, у вас есть конкретная осознанная заинтересованность в выполнении своей работы. Поэтому нереально делать намаз и другие поклонения, не получая или не понимая пользу от Аллаха за эти свои деяния. Нет смысла в действии, которого не понимаешь и не осознаешь пользу его для себя. Сперва надо развить любовь к Всевышнему, к Его пророку, осознать необходимость поклонения, а после этого, уже на совести человека останется то, что, познав Аллаха он не поклонялся Ему и не придерживался Его заповедей. В Коране, в суре «аль Багара» (2,253) ясно говорится: «Нет принуждения в религии».
Молодежь всегда бывает кипучей и неуравновешенной, поэтому часто молодые люди считают, что все окружающие должны придерживаться их взглядов и делать то же, что и они. При этом молодой человек не осознает, что те, кому он пытается что-то внушить, к примеру, его родители, прошли большую школу жизни, имеют свой практический опыт, поэтому в один момент человек, умудренный опытом, не может поменять свои взгляды. Поэтому старшему поколению не следует говорить Кораном и хадисами, а надо показать уровень своей нравственности. Именно по нравственным критериям старшее поколение оценивает человека и его слова. К примеру, иногда на общественных и траурных мероприятиях мы не говорим о Коране и Сунне, а делали упор на нравственные аспекты, и у большинства присутствовавших рождалось уважение, доверие и любовь к нам, на основе которых затем эти люди сами задают вопросы и интересуются вероучением. У них возникает желание вновь общаться и обсуждать с нами эти темы, потому что никто им ничего не навязывал изначально.
- Что тогда вы посоветуете радикально настроенным представителям нашей верующей молодежи?
- Пророк Ислама (Салляллаху алейхи ва Салам) проповедовал Ислам 23 года, из которых первые 13 лет он говорил и призывал людей одной только формулой единобожия. И только на десятом году проповеди, ему пришел от Аллаха приказ о важности намаза для мусульман. 13 лет пророк Ислама поклонялся и делал намаз в Мекке, в Каабе наполненной сотнями языческих идолов! Несмотря на это, пророк все 13 лет проживания в Мекке и 8 лет проживания в Медине не трогал этих идолов, не приказывал их разрушать. Только после того как мусульмане овладели Меккой, за два года до своей смерти, пророк приказал очистить Каабу и другие места поклонения от языческих идолов. Почему так поздно? Разве пророк, обладавший полнотой власти в мусульманской общине, не мог приказать ранее свои сподвижникам ночью скрытно пойти и уничтожить всех идолов в местах поклонения? И никто бы не узнал, кто это сделал. Но пророк не хотел наводить смуту среди народа и восстановить против мусульман тех, кто не понимал законов Ислама и жил по своим прежним законам. Только после того, как общество само полностью осознало величие единобожия и возненавидело идолопоклонничество, пророк приказал снести идолов.
- То есть нельзя совершать поступки, которые не будут приняты обществом?
- Конечно. Приведу другой пример. Святыня всех мусульман – Кааба, в первоначальном своем виде, когда была построена пророком Ибрагимом, выглядела по иному, чем сегодня. Когда пророки Ибрагим и его сын Исмаил строили Каабу, фундамент и стены святыни имели еще одну комнату, в которой оставался пророк Исмаил. Затем, много веков спустя, Кааба подвергалась язычниками реконструкции, в результате чего приобрела чисто кубическую форму, а от комнаты Исмаила остался только полукруглый след от фундамента, который можно видеть и сегодня. По этому поводу, не задолго до своей смерти пророк Мухаммед сказал: «Если бы мусульманская община не была такой молодой, я бы приказал разрушить Каабу и построить ее такой, какой она была при пророках Ибрагиме и Исмаиле». То есть, несмотря на то, что 23 года уже существовала мусульманская община, пророк Ислама считал ее еще молодой и не хотел вызвать непонимания и недовольства тем, что реконструирует, привычный для них вид Каабы.
Отметим, что с тех пор прошло почти 15 веков, но никто таки не решился вернуть Каабе ее прежний вид. Тем самым я хочу обратиться к нашим молодым верующим – разве вы умнее пророка Ислама и его сподвижников, которые не захотели разрушать старые доисламские религиозные постройки. Вот когда кто-то пытается применить методы, не одобряемые пророком Мухаммедом, тогда в обществе негативно воспринимают весь исламский призыв в целом. И виной всему этому являются именно те из мусульман, которые пытаются по-своему призывать к Исламу.
Алихан Мусаев: «Те, кто погибли в Карабахе, защищая свою Родину, являются шехидами»
03.07.2009 12:06
Продолжаем цикл эксклюзивных интервью 1news.az с теологом, ученым, переводчиком на азербайджанский язык смыслов Корана, автором более 30 книг Алиханом Мусаевым
- Пожалуй, наиболее популярным и вместе с тем вызывающим противоречивые толкования, особенно не у мусульман, является слово «джихад», и мало кто конкретно представляет, что в себе содержит эта обязанность для мусульман…
- Термин джихад (от араб. جهاد — усилие), имеет очень широкое значение и играет большую роль в жизни мусульман. Джихад – это борьба со своими духовными недостатками и слабостями, это состояние, позволяющее мусульманину быть готовым к трудностям в жизни и их преодолению. Ведь если не будет у нас соответствующего настроя, то кто пойдет освобождать оккупированные армянами территории? В СМИ и на телевидении очень часто негативно представляют понятие джихада и муджахидов, стараясь ассоциировать их с насилием и кровопролитием. Такая пропагандистская установка приводит к смуте в умах людей и противостоянию в обществе, и поэтому ученые, алимы должны делать все, чтобы не дать посеять раздор и смуту в стране. То есть нужно, чтобы общество понимало, что кроется за словом «джихад», и чтобы руководству страны не было проблем со стороны других государств, которые могут сказать, что некоторые из ваших граждан воюют против нас вместе с нашими врагами.
- Если можно, поподробнее опишите смысл и практическую пользу джихада.
- Считаю, что в первую очередь молодежь должна понимать, что такое джихад, который делится на четыре вида. Для трех видов джихада нет понятия времени, места и ограничений и заниматься им для мусульман является обязанностью. Первое – джихад с нафсом (со страстями), то есть борьба со своими страстями, которые принуждают человека совершать грешные деяния. Второй джихад – с шайтаном, который внушает человеку преступные и небогоугодные мысли, к примеру – убить кого-то, ограбить, сделать плохое или нанести вред людям. Третий и самый большой или так называемый великий джихад, это изучение Корана, стремление к наукам, познанию и передача своих знаний другим людям. Этот джихад имеет наиважнейшее значение в жизни мусульман и исламской общины.
Есть также четвертый джихад – с оружием в руках против врагов, но для него нужен целый ряд условий, многих из которых сегодня нет. Этот джихад делится на два вида – наступательный и оборонительный. Говоря о наступательном джихаде, следует отметить, что сегодня нигде в мире нет условий, при котором можно его вести. Для этого у мусульман должен быть единый, всеми признанный правитель (эмир), должно быть единство, вооружение, сила и широкая поддержка. Что касается второго вида – оборонительного джихада, то это тот случай, когда враг вторгся в пределы твоей страны и оккупировал твою землю, уничтожает мирных жителей. В этой ситуации для ведения джихада не нужны никакие условия, поскольку в ситуации, когда враг напал на страну, долг каждого мусульманина с оружием в руках защищать свою Родину.
- Как Ислам относится к тем, кто погиб, защищая свою землю?
- Те, кто погибнут на этом пути, защищая свою Родину, являются шехидами. По этому поводу есть общеизвестный хадис, в котором пророк Мухаммед (с.а.с) говорит, что «Тот кто погиб защищая свою собственность, семью, народ – является шехидом…». Также есть хадис, где говорится: «Для того, кто хоть раз охранял границы своей страны от врага, это принесет больше саваба (пользы), чем всем мирские блага вместе взятые».
- Иногда ставят под сомнение – являются или нет шехидами, погибшие в Карабахе наши воины, что вы думаете по этому поводу?
- Когда у меня кто-то выпытывает ответ на этот вопрос, я отвечаю, что никто из нас не может кому-то из усопших «присвоить» или «лишить» имени шехида, потому что это имя дает им Аллах, а мы можем говорить только: «такой-то стал шехидом». И никто не может отрицать, что кто-то стал или нет шехидом, поскольку это ведомо только Аллаху, к тому же эти люди были мусульманами и погибли, защищая свою семью, землю и народ. Мы их называем шехидами, и если среди погибших есть немусульмане, то только Аллах определяет их место в вечном мире, нам это неведомо и поэтому мы не ставим под сомнение то, что кто-то стал шехидом или нет. Называя погибших за Родину шехидами, мы тем самым формируем у нынешней молодежи морально-духовное и психологическое состояние, способствующее подготовке молодых к освобождению наших оккупированных территорий. Мы ставим шехидов и их деяния в пример для молодежи, воодушевляем ее смело бороться с врагами и оккупантами. Именно этого и боятся наши враги, они понимают, что если даже не все мусульмане, а только 50 миллионов азербайджанцев в мире будут объединены, то никакой враг и оккупант нам не будет опасен.
- Вместе с тем, часто можно слышать, что культивирование религиозных правил в светском обществе несет угрозу для общества и порядка в стране…
- Думаю, что нет ничего зазорного в том, что государство или народ стремится объединить общество, в том числе и на основе духовно-религиозных принципов. Такой метод применяется повсюду в мире в других религиях - в США, Европе и т.д. и нам, будучи мусульманами, необходимо так же использовать на пользу общества, государства и страны в целом потенциал Ислама.
- Почему так много крови и войн вокруг и внутри мусульманских стран?
- Посмотрите, как расположены на планете природные ресурсы, лучшие места для жизни и сразу станет видно, что практически все они находятся в мусульманских странах. В частности, Азербайджан – уникальная страна, не имеющая аналогов в мире, у нас есть 9 из 11 климатических зон, есть нефть, газ, золото и множество природных богатств. Это все, данное нам Аллахом богатство, которое следует с благодарностью правильно расходовать. Естественно, что такое положение дел у нас вызывает зависть у некоторых соседей, которые всегда жадно зарятся на наши богатства и достаток.
Как не вспомнить тут про великого Низами Гянджеви и его жизненный путь. Он был истинно народным поэтом и любимцем, потому что не любил льстить правителям, не лгал им и говорил правду, какой бы она не была, не стремился к теплому месту и мирским богатствам. Поэтому его всегда любили и ценили выше, чем других мастеров пера того времени. Низами в своих произведениях критиковал правителей и давал прекрасные советы и наставления. И многие дворцовые поэты завидовали Низами и постоянно клеветали на него. Они писали доносы шаху, что он порочит его в своих стихах, и представляли Низами, как опасного человека.
И Низами в итоге написал небольшой стих, в котором красиво изложена вечная проблема зависти и участи тех, кому строили козни завистники. В этом стихе Низами показал, что такое зависть, на примере жизни великих людей: пророка Юсуфа, красота и нравственность которого стали причиной трудностей и проблем всей его жизни, на примере пророка Исы (Иисуса), которого хотели убить за его знания и проповедь, пророка Мухаммеда, гонимого даже со стороны своих близких родственников за призыв к Единобожию и очищению от идолопоклонства:
Завистной подвергался хуле.
Был братьями, Юсуф за красоту,
В колодезную брошен темноту.
Иса с дыханьем благостно-живым,
Был в Иудее мучим и гоним.
Чтит Мухаммеда набожный араб,—
Преследовал его Абу-Лахаб.
И на земле, никто не избежал,
Вкушая мед (почет, успех), пчелиных острых жал.
Ризван Гусейнов
Комментарии: