Халыг Рзаев: «Мы первые дипломаты – жертвы армянского теракта после независимости Азербайджана»
30 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджана была принята «Декларация о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики». Одновременно с этим было принято постановление Верховного Совета АР «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики».
Для исполнения этого решения Верховный Совет Азербайджана 18 октября 1991 года принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики и учредил основы государственного, политического и экономического устройства независимой Азербайджанской Республики.
Как и в других республиках СССР, катализатором объявления независимости стал провал августовского путча в Москве. Вслед за восстановлением независимости Азербайджана уже в 1992 году произошла трагедия, в результате которой семьи азербайджанских дипломатов стали жертвами армянского теракта.
1news.az
Об этих событиях в своем интервью поведал бывший секретарь посольства СССР в Ираке, доктор философских наук Халыг Рзаев.
- Вы с юных лет выбрали профессию арабиста и учились у известных советских и азербайджанских специалистов в этой области. С чем был связан Ваш выбор?
- Я начал изучать арабский язык, еще учась в средней школе № 130, затем я поступил на факультет востоковедения АГУ, где моим учителем был известный востоковед Алескер Мамедов. По окончанию ВУЗа и службы в советской армии в 1971-73 гг. я работал военным переводчиком в Сирии, после чего написал диссертацию на тему «Предметно-семантическая классификация образцов сирийского и фарсидского фольклора с их азербайджанскими параллелями», где были собраны, имеющие схожий смысл и значение, пословицы трех народов. Моим научным руководителем и учителем была всемирно известный востоковед Аида Имангулиева.
Но, к сожалению, я не смог защититься, поскольку некий профессор Акпер Агаев в Академии наук не пропустил мою работу по каким-то непонятным поныне причинам, чинил мне всяческие препятствия, после чего я на некоторое время забросил науку.
- И чем Вы занялись после столь неудачного старта в научной сфере?
- В 1975 году меня взяли на работу в консульский совет МИД СССР, в том же году в Баку открылось генеральное консульство Ирака в Азербайджанской ССР, куда я и был направлен работать переводчиком, где проработал до 1980 года. Затем меня взяли на работу в Кабинет Министров АзССР, где я трудился под руководством Сулеймана Татлиева, который был тогда 1-ым зампредом Совмина АзССР. Там я работал сотрудником протокольной службы 1-го секретаря ЦК КПСС Азербайджана Гейдара Алиева, где встречал и сопровождал высокопоставленных зарубежных гостей, политиков и дипломатов, посещавших нашу республику.
Затем в 1983 году я был назначен в МИД СССР на должность атташе в советское посольство в Южном Йемене. В 1987 году я вернулся в Азербайджан и продолжил работать на прежнем месте в протокольной службе 1-го секретаря ЦК КПСС. После этого в 1990 году я был назначен вторым секретарем посольства СССР в Ираке, где и произошли трагические события, перевернувшие всю мою жизнь.
- Это был трудный период распада СССР, анархия царила не только в стране, но и во всех госструктурах, в том числе в зарубежных посольствах разваливающегося Союза. Что произошло с Вами в Ираке?
- К середине 1991 года всем нам уже стало ясно, что СССР распадается, и начались различные процессы, в частности, раздел дипломатических полномочий. Мы тоже собирались создать дипломатическое представительство Азербайджана в Ираке, однако столкнулись с сильным сопротивлением своих российских коллег. Начались всякого рода придирки и выпады в наш адрес. После обретения Азербайджаном независимости давление на нас возросло. Вместе с Тариэлем Гасановым мы столкнулись с большими трудностями в Ираке. Я с супругой и Т.Гасанов с дочерью Нихал жили по соседству в Багдаде. В конце июля 1992 года мы решили отметить день рождения моей супруги Ирады ханум, которая пошла домой к Нихал, в двух кварталах от нас, чтобы приготовить там праздничный стол.
Я чувствовал, что может произойти что-то неладное, и не хотел отпускать туда супругу, поскольку и я, и Тариэль были в это время на работе, но пришлось уступить ее желанию. Несколько позже я пришел в дом Тариэля, но никто не открыл мне дверь, хотя я много стучал. В смятении я несколько раз прошагал от дома Тариэля к своему дому и обратно, но не смог найти нигде ни свою супругу, ни дочь Тариэля. Через некоторое время пришел Тариэль, который должен был еще сопровождать гостей после переговоров, и поэтому он дал мне ключи от своей квартиры, я поднялся, открыл дверь, и моему взору предстала ужасная картина.
В прихожей лежала моя супруга с простреленной головой, а дочь Тариэля я нашел наверху в спальной, куда она, видимо, побежала, пытаясь спасти свою жизнь. Нихал лежала там между тумбочкой и кроватью с простреленной головой. Я в шоке побежал вниз, позвал Тариэля, который вместе с гостями, среди которых были иракские военные и чиновники, поднялся и увидел эту ужасную картину. К тому же произошло ограбление, пропали драгоценности, но как стало ясно позже, это все была инсценировка с целью скрыть заказной характер преступления.
- Удалось установить спонсоров и исполнителей этого заказного преступления, явно совершенного профессиональными убийцами?
- Началось расследование с участием спецслужб, военных и правоохранительных органов Ирака. Через несколько дней меня на встречу пригласил министр внутренних дел Ирака, который сказал мне, что убийство было совершенно по заказу, а исполнителем является армянин.
- А кто этот армянин, и как ему удалось проникнуть и совершить убийство?
- Армянин был приставлен со стороны советского посольства охранником в доме Тариэля. У него были ключи и свободный доступ в дом Тариэля. Глава МВД Ирака сказал, что армянин арестован, но советская сторона оказывает сильное давление и требует выдать «своего человека». При этом представители посольства возмущаются, что «из-за каких-то азербайджанцев, которые уже отделились», создаются такие проблемы, и иракская сторона вмешивается в эти процессы.
- А имя и фамилию этого армянина – сотрудника посольства - Вы знаете?
- Все эти данные и следственные материалы хранятся и в Азербайджане, но я не имею к ним доступа. В итоге, по словам главы МВД Ирака, этого армянина якобы украли и вывезли в СССР, и теперь его след потерян. Я заметил, что после всего этого за мной следят представители советского посольства, где меня к тому же стали избегать, прекрасно осознавая свою причастность к убийству.
- Что Вы сделали после такой страшной трагедии?
- Мы с Тариэлем должны были вывезти тела наших родных и похоронить их в Азербайджане, а также попросить помощи для расследования этого преступления. Фактически мы, азербайджанские дипломаты, стали первыми жертвами армянского теракта и заговора после независимости Азербайджана. По отношению к нам и Азербайджану было продемонстрировано открытое вражеское отношение, и мы имели право требовать обличения и наказания тех, кто убил наших родных. Ведь тем самым эти силы достигли своей цели – задержали ценой крови наших родных открытие посольства Азербайджана в Ираке.
- А каким образом Вы в этой суматохе смогли вернуться в Азербайджан с телами погибших?
- Мы решили не лететь через Москву. В центральной прессе тогда пошла дезинформация, что тела погибших вывезены в Москву. На самом деле нам удалось на машинах переправиться до границы Ирака с Ираном, а тут уже иранские власти организовали специальный транспорт для перевозки тел и охрану, с которой мы доехали вплоть до Астары, до границы с Азербайджаном. Спасибо иранской стороне, она все сделала оперативно и без копейки денег.
- Чем Вам помогли в Баку с расследованием этого преступления?
- После того как похоронили своих родных, мы обратились к властям Азербайджана, в частности, к Исе Гамбару, который тогда имел влияние в руководстве. Мы объяснили, что являемся азербайджанским дипломатами, права которых должно защищать государство. И.Гамбар сказал нам, что направит в Ирак сотрудников прокуратуры и КГБ Азербайджана для выяснения обстоятельств и расследования произошедшего.
По возвращению этой следственной группы из Ирака меня вызвали в КГБ, где сказали, что материалы следствия, фото и доказательства привезены в Азербайджан, однако до сих пор никакого ответа от Москвы якобы добиться не удалось. Так до сегодняшнего дня не наказаны виновники убийства членов семей азербайджанских дипломатов в Ираке.
- То есть, по нынешний день не поставлена точка в этом заказном убийстве почти 20-летней давности?
- Да, поныне не доведено до конца следствие, поскольку все следы тогда исчезли в распадающемся СССР, и тогдашние спецслужбы Азербайджана не посмели «копать» это дело. После всех этих событий я продолжил свою работу в МИД Азербайджана на должности начальника отдела Управления по связям с СНГ, где проработал до 1995 года.
- Если не ошибаюсь, после этого вы занялись научной деятельностью и выпустили уникальную книгу на трех языках?
- Все эти волнения, трагические события в Ираке, плохо сказались на моем здоровье – у меня парализовало частично левую часть тела. Однако, несмотря на это, я написал четыре книги, посвященные арабскому устному фольклору, пословицам и их анализу. Затем по этой теме я выпустил 700-страничную книгу «Азербайджанские пословицы», точнее первый том, в котором приведено огромное количество арабских, азербайджанских пословиц и их анализ на трех языках: арабском, азербайджанском и русском. Первый том удалось издать благодаря спонсорству посольства Саудовской Аравии в Азербайджане, сейчас я ищу спонсора для издания второго тома и надеюсь, что кто-то проявит внимание и поддержку для выхода в свет этого фундаментального исследования. Отмечу, что экземпляры первого тома хранятся во многих известных библиотеках и личных фондах Азербайджана и зарубежья.
Ризван Гусейнов
4 коммент.
Тогда по всему СССР перед военнослужащими разрешали вступать против Азербайджана всяким армянским псевдоученым, сепаратистам и авантюристам, которые создавали из образа Азербайджана настоящего врага социализма и коммунизма. Как-то в аудитории ВУЗа в свой адрес слышал фразу-"Исламский фундаменталист".Данную травлю организовал доктор политических наук армянин по национальности, член КПSS, которого я победил по всем вопросам.
ReplyОчень возмутительно что армянин - преступник убийца беззащитных женщин остался безнаказанным с помощью дипломатов России.Тем не менее необходимо возобновить следствия и объявить его в розыск, чтобы остальным преступникам армянам подать большой урок. Его надо искать с помощью Интерпола.В таких делах срок давности не имеется...
Replyочень интересно - а кто этот доктор политнаук?
ReplyЧистый бред больного человека. Я знаком с Халиком по совместной работе в Посольстве СССР в Ираке в 1991 году. Армян в коллективе посольства не было. Переводчик торгового представительства Т. Гасанов владел большой информацией с фирмами Ирака, которые во время военных событий вели себя по военному,что война всё спишет. Супруга Халыга, молодая, красавица, случайно, оказалась в доме трагедии. Дипломаты России к этому делу ни какого отношения не имеют. Халыг проработал в посольстве короткое время ни чем себя не проявил, какой интерес было совершать трагедию. Мне его очень жаль.
Reply