Странно лишь то, что о благополучии азербайджанонаселенного села в Грузии беспокоится правозащитник из Армении
20:00 11-03-2011
Мы уже сообщали о том, что 9 марта в небольшом грузинском поселке Текали, расположенном на стыке границ Грузии, Азербайджана, Армении и населенном азербайджанцами, состоялись общественные слушания на тему «Медиация Грузии в армяно-азербайджанском конфликте: «За» и «Против», в которых по приглашению председателя Кавказского центра миротворческих инициатив Георгия Ваняна приняли участие редактор Vesti.Az Бахрам Батыев и политический обозреватель ИА 1news.az Ризван Гусейнов. Поездка в Грузию оставила у нас море впечатлений, которыми мы решили поделиться с нашими читателями.
Не будем долго утомлять наших читателей рассказом о том, как мы добрались до азербайджано-грузинской границы, скажем лишь, что с Бакинского автовокзала мы выехали 8 марта в 10.00. На границе мы оказались примерно в 18.00. Мы уже знали, что на той стороне границы нас ожидают Георгий Ванян, журналист-азербайджанец из Марнеули Заур Даргали и глава сельской администрации села Текали (прошу прощения, запамятовал его имя и фамилию).
Знакомство с Георгием Ваняном
Пройдя пограничный и таможенный контроль, мы оказались на территории Грузии. Это была моя первая встреча с Георгием Ваняном, потому мой коллега Ризван Гусейнов представил нас друг другу. Говорят, что первоначальное мнение о человеке обычно формируется с первых минут общения. В нашем случае получилось именно так: Георгий произвел на меня положительное впечатление. Да и мне самому не терпелось познакомиться с этим удивительным человеком, известным в Армении и Азербайджане своими миротворческими инициативами.
«Посмотрите направо, вон на ту возвышенность, - указал Георгий на другой берег Куры. – Это памятник армяно-азербайджано-грузинской дружбе».
Понимая, что гости, то есть мы, только что проделали огромный путь до границы, Георгий пригласил нас в расположенной неподалеку грузинский ресторан «Марани», до которого мы доехали на автомобиле главы сельской администрации Текали.
Как я уже отметил выше, это была моя первая встреча с Георгием Ваняном, а потому мне было очень интересно познакомиться с ним поближе. С большим удивлением для себя мы узнали, что в детстве Георгий провел не одно лето у своих близких родственников, проживавших в бывшем Шаумянском районе, ныне – Гёранбойский район Азербайджана. Было очень приятно видеть, с какой теплотой он рассказывал о тех годах, о том, как мальчишками они – азербайджанцы, армяне, русские – гоняли футбол, хотя почти не понимали языка друг друга. Рассказал нам Георгий и о годах работы директором школы в Ереване. Естественно, не обошлось и без обсуждения Карабахского конфликта.
По словам Георгия, сегодня существуют как бы две Армении – виртуальная и реальная. Если в виртуальном общении армяне в основном придерживаются жесткой позиции по Карабахскому конфликту, считая позицию Ваняна пораженческой, то в реальной Армении все обстоит совершенно иначе. Люди устали от войны, устали от многолетнего ожидания ее возобновления.
Во время беседы Георгий высказал очень интересную точку зрения о Карабахском конфликте. По его словам, в беседах с теми, кто считает находящиеся под контролем Вооруженных сил Армении азербайджанские территории «освобожденными», своей Родиной, он всегда задает вопрос: «Если это освобожденные территории, если это ваша Родина, то почему же тогда вы до основания разрушили Агдам, Физули? Разве свою Родину разрушают?»…
Армянская речь в азербайджанском автобусе
Знакомство в грузинском ресторане завершилось далеко за полночь. Пришла пора ехать в Тбилиси, в отель, в котором мы должны были расположиться на время командировки. По просьбе Георгия, официантка вызвала таксиста, который оказался нашим соотечественником. Однако выехать сразу же в Тбилиси не получилось, поскольку таксист заломил такую заоблачную цену за свой извоз, что мы все посчитали целесообразным выйти на трассу, ведущую в столицу Грузии и там поймать такси.
Как назло полил дождь. На наше счастье впереди показались огни автобуса. Оказалось, что этот автобус выполнял рейс Баку-Марнеули. Поскольку Заур Даргали должен был проститься с нами в Марнеули, мы решили доехать до этого города на автобусе, а оттуда уже на такси добраться до Тбилиси.
Только мы расположились на последних местах в теплом салоне автобуса, как к нам подбежал паренек и стал требовать плату за проезд. Кажется, в тот вечер все наши соотечественники по какой-то одной известной им причине решили хорошенько заработать на нас. Так вот, паренек-контролер потребовал с нас четверых 20 лари (10 манатов) за поездку от грузино-азербайджанской границы до Марнеули, хотя, «красная цена» за такой путь составляет не больше 10 лари, о чем сразу же заявил Заур, хорошо знающий местные расценки. Между нами началось долгое препирательство, при этом молодой наглец даже стал грозиться немедленно высадить нас на пустынной трассе, под проливной дождь. По всей видимости, наглость свою контролер уже успел показать в пути, поскольку практически все пассажиры автобуса сразу же заняли нашу сторону и стали стыдить его за такое поведение. В конце концов, мы пообещали, что заплатим за проезд в Маренули, и паренек, понимая, что еще чуть-чуть и другие пассажиры накинутся на него с кулаками, наконец, отстал от нас. Признаться честно, у нас, у меня, у Ризвана и Заура, от этого инцидента сразу же испортилось настроение, так как, сами понимаете, мы были не одни, рядом с нами сидел Георгий…
Не успели мы прийти в себя от недавней сцены, как произошло нечто, заставившее лично меня внутренне напрячься. На телефон Ваняна поступил звонок. Оказалось, что звонит известная армянская журналистка, координатор программ Центра миротворческих инициатив Луиза Погосян, ожидавшая в Тбилиси нашего приезда. По всей видимости, Луиза беспокоилась по поводу нашего длительного отсутствия, а потому позвонила Георгию. И вдруг он во весь голос, в салоне автобуса с азербайджанцами, начал разговаривать с ней…по-армянски. На его речь сразу же оглянулись несколько пассажиров, которые, надо признать, были удивлены тем, что вместе с ними в одном салоне едет армянин, да еще и разговаривает на армянском. Чего уж греха таить, внутренне я сразу же напрягся, так как ожидал крайне негативной реакции со стороны пассажиров. Но, к моему удивлению, ничего подобного не последовало. А кое-кто из пассажиров даже улыбнулся нам. У меня сразу отлегло от сердца. «Спасибо вам, соотечественники. Вы наглядно показали, что совсем не такие, какими нас рисует оголтелая армянская пропаганда», - подумал я в ту минуту.
В Марнеули, когда мы выходили из автобуса, один из пассажиров даже пожелал нам удачи и посоветовал не поддаваться на требования контролера, в случае если он опять начнет заливать о 20 лари. Но и мы не хотели ругаться и спорить, зачем устраивать сцены перед Георгием. По всей видимости, сам паренек тоже понял, что не получит от нас 20 лари, и поэтому молча довольствовался 10 долларами (примерно 17 лари).
В Марнеули мы довольно быстро договорились с таксистом (который, кстати, оказался нашим соотечественником) и без каких-либо проблем (не считая внезапно повалившего снега) добрались до Тбилиси.
Оставляя нас в номере, Георгий предупредил, что встреча участников слушаний в Текали состоится в 10.00 у станции метро «Руставели».
Встреча на стыке границ
Ровно в 09.30 мы с Ризваном Гусейновым уже ждали участников мероприятия возле станции метро «Руставели». Именно в то утро у меня состоялось очное знакомство с известными грузинскими политологами Мамукой Арешидзе и Георгием Хуцишвили, несмотря на то, что регулярно по работе общался с ними по телефону. Там же в автобусе состоялось мое знакомство с армянскими журналистами, представлявшими информационные агентства News.am и Tert.am.
Не хочется утомлять читателей тем, как проходило само мероприятие в Текали, тем более мы уже подробно об этом рассказывали. Однако мне кажется чрезвычайно важным рассказать о том, что представляет собой это населенное азербайджанцами грузинское село, расположенное на стыке границ Грузии, Азербайджана (село Шихлы Газахского района Азербайджана) и Армении (село Бердаван Ноямберянского района Армении).
Инфраструктура в селе не развивается, чего стоят только местные дороги. Основным занятием местных жителей является земледелие, но люди испытывают огромные трудности. Дело в том, что летом жители армянского села, расположенного выше Текали, перекрывают подачу воды по каналу, в результате отсутствия ирригации погибает весь урожай. Так продолжается из года в год, однако ни переговоры, ни увещевания тут не помогают. Именно поэтому на слушания в Текали были приглашены представители администрации и общественности Ноямберянского района.
По мнению Георгия Ваняна, необходимо превратить Текали в центр Южного Кавказа, в центр миротворчества, что привлечет к нему внимание со стороны соответствующих ведомств, а в итоге превратит село в процветающий уголок на стыке границ трех государств. Странно лишь то, что о благополучии азербайджанонаселенного села в Грузии беспокоится правозащитник из Армении, а не соответствующие ведомства Грузии и Азербайджана. Хочется верить, что благие старания Георгия не пройдут даром.
…Продолжительность мероприятия составила чуть более двух часов. По завершении слушаний Георгий пригласил всех участников слушаний в сельское кафе «Борчалы», в котором владельцы заведения – местные азербайджанцы – приготовили угощения на любой вкус.
Признаться честно, если во время слушаний между нами и гостями из Армении чувствовалась некоторая настороженность, то уже в кафе градус настороженности пошел на убыль. Мы с Ризваном, желая пообщаться со своими армянскими коллегами, сразу же сели за один стол с ними. Постепенно между нами завязался непринужденный разговор, а известный армянский актер театра и кино Гамлет Гюльзадян даже несколько раз подходил к нам, чтобы сфотографироваться.
Под конец мы вышли проводить уезжавших гостей. Между нами и гостями из Армении, уже усевшимися в микроавтобус, создалась такая атмосфера доверия, что непосвященному человеку со стороны могло показаться, что разговаривают не враги – армяне и азербайджанцы, а хорошие знакомые. Нам, журналистам из Баку, без труда удалось полностью опровергнуть вброшенный Кочаряном и поддержанный ура-патриотами Армении тезис об этнической несовместимости армян и азербайджанцев. Если бы в тот момент свидетелем этой сцену оказался сам Роберт Седракович, то, думается, ему бы пришлось от досады съесть свою шляпу.
Ночное интервью
Настало время и нам возвращаться в Баку, как и планировалось ранее. Однако Ванян и Луиза Погосян категорически не желали отпускать нас, настаивая на том, что нам с Ризваном необходимо остаться еще на одну ночь. Не желая обижать гостеприимных организаторов, мы с радостью приняли их предложение. К тому же, в череде событий мы не успели сделать с ними интервью.
Интервью с Георгием Ваняном и Луизой Погосян состоялось поздней ночью. После этого почти до 03.00 мы разговаривали на самые разные темы. Был затронут и Ходжалинский геноцид. Было хорошо заметно, что для Георгия и Луизы это очень болезненная тема, но им важно было услышать непредвзятое мнение азербайджанских журналистов, подробно писавших и исследовавших трагедию жителей города Ходжалы. Мы рассказали им о ходе расследования, о свидетельствах очевидцев и спасшихся жителей Ходжалы. В какой-то момент, когда речь шла об убитых женщинах и детях, мы заметили, что у Луизы в глазах появились слезы…
Прощание с этими двумя замечательными людьми было весьма теплым. Ведь сегодня Георгий Ванян и Луиза Погосян, стремящиеся к мирному разрешению Карабахского конфликта, к миру между двумя народами, часто сталкиваются с непониманием в собственной стране. Но они понимают, что делают благое дело, и нам лишь остается сказать: Бог вам в помощь…
Утром в четверг мы выехали в Баку. По иронии судьбы, мы оказались именно в том самом автобусе, с кондуктором которого двумя днями ранее у нас состоялся неприятный инцидент…
Бахрам Батыев,
Баку-Тбилиси-Баку
Комментарии: