Упоминание Азербайджана в Священном Коране. Саладин – покоритель Иерусалима из Азербайджана
Большой
Азербайджан в российских, европейских и иных источниках – 14 часть
Азербайджан XI-XII вв. источник www.strategium.ru |
РИЗВАН ГУСЕЙНОВ
Историк, диссертант Института по правам человека
Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)
Цитируя
древние источники, нельзя было обойти упоминание Азербайджана в Священном
Коране, о чем знает только узкий круг мусульманских ученых и толкователей
Корана. Уважаемый
и авторитетный в исламском мире муфассир - толкователь Корана, имам Тахир ибн Ашур
Малики (1879 - 1973) переводя смысл 16 аята 88-ой суры
Корана: «…и ковры разостланы» (Коран, Сура 88. АЛЬ-ГАШИЙЯ (араб. الغاشية)
– одна из ранних мекканских сур), отмечал, что в этом аяте словом
«ковры» (по арабск. «Зарабийу»)
обозначают изготавливаемые в Азербайджане особые ковры из мягкой и крашенной
шерсти.
Ибн Ашур отмечал, что слово
«зарабийу» является не арабским, происходит от «Азрибийа», которым обозначали
все азербайджанское. Он писал: «Слово «Зарбийа» относится к Азербайджану,
являющемуся одной из стран персидских и бухарских» (тюркских – Р.Г.), тем
самым также давая знать, что Азербайджан является персо и тюркоязычной страной.
Ибн Ашур констатирует, что слово «азрибийа» со временем в арабском языке с
целью упрощения стало произноситься, как «зарбийа», поскольку является не
арабским и пришлым в этот язык. («Биографии
азербайджанцев в арабских источниках вплоть до X века», (на арабском
языке), составитель: Насиров С.Р. - магистр арабского языка и литературы,
Университет аль-Азхар, Каир (Египет), 2011 г. (частичный пер. на русский –
Рзаев Х., Шахгусейнов Э., Алиев Ш),стр. 12,13)
Особая
благодарность исламскому ученому Сеймуру Насирову, который в своем уникальном
труде на основе средневековых арабских источников и авторов собрал эти и другие
малоизвестные факты об Азербайджане.
Отметим,
что большой ряд средневековых исламских ученых высоко оценивали роль и вклад
Азербайджана в культуру и науку. Выдающийся исламский ученый XIII века Хафиз Абу Тахир ас-Салфи
говорил: «Страна Азербайджан в области науки и литературы на востоке подобна
Андалусии (могущественному в средневековье Кордовскому халифату на
территории Испании – Р.Г.) на западе…», (Ук. соч. стр. 10,
первоисточник: «Приятный аромат от свежей Андалузской ветви», автор Ахмед бен
Мухаммед аль-Мугри аль-Тальмасани, изд-во: Бейрут, 1968 г. Исследование Ихсана
Аббаса 3/224. Различные повествования из «Благоухающий сад из сведений о странах»,
автор Мухаммед бен Абдель Мун’им аль-Химейри, исследование Ихсана Аббаса,
изд-во Насер по культуре, Бейрут, т-2, 1980 г.)
Великий
мусульманский ученый IX века, толкователь Корана, исследователь хадисов
ибн-Кутайба живший в Багдаде отмечал: «Абу
Йагзан, ссылаясь на Джувейрию вспоминал, что: в городе не найдешь
поэта или мавали (так называли мусульман неарабов: обычно тюрков или персов –
Р.Г.),
который не был бы родом из Азербайджана». (Ук. соч. стр. 11, первоисточник:
«Поэзия и поэты», автор Абу Мухаммед Абдалла бен Муслим ибн Кутайба, исследование
Ахмеда Шакира, изд-во Дом знаний, Египет: 577)
Салах-ад-дин |
Мало
кто ныне помнит о том, что выходцем из Азербайджана был Салах-ад-дин - великий султан Египта и Сирии, талантливый полководец,
мусульманский лидер XII века, освободивший Иерусалим от крестоносцев. Его
полное имя Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн
Айюб (1138 - 1193). В Европе его называют Саладин
(сокращенное Салах-ад-Дин - это почётное прозвище, означающее «благочестие
веры»). Собственное имя этого правителя - Юсуф
ибн Айюб и он являлся основателем династии Айюбидов, которая в период
своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом (Мекка и Медина) и
Йеменом.
В истории Востока Салах-ад-дин остался героем,
который остановил вторжение католической Европы и обратил силы Ислама обратно
на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец,
святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама. Салах-ад-дин
проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Он
прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. (Проект
«Всемирная история в лицах»: Саладин (Салах
ад-Дин). Жизнеописание).
Империя Айюбидов, источник www.runivers.ru |
Именно он отбил у крестоносцев Иерусалим в 1187 году
и нанес затем поражение их войскам, возглавляемым талантливым полководцем
королем Ричардом I Английским (Ричард Львиное Сердце). Освобождение Иерусалима
прославило Салах ад-Дина в исламском мире, и снискало ему уважение даже среди
христианских правителей Европы. Дело в том, что христианское население
Иерусалима ожидало мести со стороны мусульман, возглавляемых Салах-ад-Дином,
поскольку у всех на памяти была ужасная расправа с мусульманским и еврейским населением
Иерусалима при взятии его крестоносцами в 1099 году. Тогда ворвавшиеся в
священный город войска крестоносцев практически поголовно истребили почти всех
мусульман от мала до велика, и часть евреев, разграбили святыни и храмы
Иерусалима, превратив его в выжженную пустыню. Однако войска Салах ад-Дина,
заняв Иерусалим, не только не учинили резни христиан, но и сохранили за ними
все привилегии и статусы, а также возможность поклоняться своим святыням в
городе. Этот жест Салах ад-Дина, снискал к нему огромное уважение, как на
Востоке, так и на Западе.
Известный
исламский ученый XIV
века Ахмед бен Мухаммед бен Аби Бакр бен Халкан писал: «Азербайджанцы в Египте утверждали, что азербайджанский герой Салах-ад-дин Айюби пользуется большой
славой, и приводили пример о героизме Салах-ад-дина в освобождении многих исламских стран в свое
время. Он являлся исключительным примером, в чем признавались и друзья и враги.
И я не видел ни одного из историков, который бы опроверг, что Салах-ад-дин из Азербайджана». (Ук. соч. стр.
12-13, первоисточник: «Смерть высокопоставленных лиц из сынов своего времени»,
автор: Ахмед бен Мухаммед бен Аби Бакр бен Халкан, исследование Ихсана Аббаса,
Бейрут, 259/1).
Салах ад-Дин родился в 1138 году в Тикрите (ныне
территория Ирака). Его дед Кард Айюб ибн Шади (Шази) был из местности недалеко
от Двина в Азербайджане, где и родился Аййуб - отец Салах ад-Дина, являвшийся
политическим и военным деятелем.
Двин на карте региона |
Отметим,
что Двин или Довин (Дабиль), город на реке Араз (Аракс), долгие века был
столицей мусульманских правителей региона. Ныне это небольшое селение к югу от Еревана в Армении. То есть, согласно средневековым источникам
территория нынешней Республики Армения считалась частью Азербайджана.
Для
примера приведем несколько цитат из средневековых источников о том, где
располагался Двин:
«… осадили город Двин, «из числа округов Азербайджана»
(Двин мин а’мал Азербайджан) [Ибн ал-Асир, IX, 260; ал-Умари, 114; Абу-л-Фида’,
III, 104; Ибн Халдун, V, 182].
«… в
город Довин, принадлежащий к округам Азербайджана…» ((пер. Л. А. Хетагурова) Текст воспроизведен по
изданию: Рашид ад-Дин. «Сборник летописей». Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР. 1952)
Предки Салах-ад-дина принадлежала к династии
Раввадидов, правивших в Южном Азербайджане и окрестных регионах в X-XII вв. А
Северным Азербайджаном и окрестными регионами в этот период правила династия
Шаддадидов. После свержения в 1130 г. династии Шаддадидов, столицей которого
был город Двин, дед Салах ад-Дина перевез
отсюда семью сначала в Багдад, а затем в Тикрит, где был назначен губернатором.
После смерти деда, Айюб (отец Салах ад-Дина) стал преемником на посту
губернатора в Тикрите.
Гос-ва Шаддадидов и Раввадидов сыграли важную роль в
истории Азербайджана и укреплении Ислама во всем регионе.
Салах ад-Дин, защищавший исламский мир от крестоносцев, был выходцем из племени
Раввади. Бахаеддин ибн Шеддад, личный секретарь великого полководца писал, что отец
Салах-ад-дина родился в Двине. Современник
Салах-ад-дина Аййуби, известный
средневековый историк Ибн аль Асир, который сражался в войсках Салах-ад-дина
против крестоносцев, в «Полном своде всеобщей истории» («Аль-кя́миль фи т-тари́кх) пишет: «Отец и деды Салах-ад-дина переселились из Двина, находившегося в
Азербайджане, в Ирак… »
Шараф-хан Бидлиси (1543-1603) историк XV-XVI вв.
также отмечает, что предки Салах-ад-дина Айюби родом из Азербайджана:
«ГЛАВА ПЯТАЯ
Властители
Мисра преданий и попечители царства жизнеописаний покорили страну этого
повествования рассказом о том, что родоначальник правителей Египта Шади б.
Марван происходит из курдов [племени] раванд Довина в Азербайджане. Ныне
то место пребывает в запустении и известно как деревня Гарни [района]
Чохур-Саад.» (Перевод
Васильева Е. И.: Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. «Шараф-наме». Т. 1. М. Наука.
1967)
Следует отметить, что ряд источников считает род
Салах-ад-дина Айюби курдским, однако другие источники считают их
тюрками-сельджуками. К примеру, старшего брата Салах-ад-дина - Шамс-ад-дина,
настоящее имя Туран-шах. (Рашид ад-Дин. «Сборник летописей». Том 1. Книга 2. (пер. Л. А. Хетагурова), М.-Л. АН СССР. 1952)
Саллах-ад-Дин начинает военную карьеру под
патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, который был в то время эмиром
Дамаска и Алепо, членом тюркской династии Зангидов. Следует отметить, что
огромная заслуга в объединении мусульманского Востока принадлежит тюркским военачальникам,
в первую очередь Нур ад-Дину Махмуд Занги - сельджукскому атабеку из династии Зангидов. В
немецком журнале «Chronico. Geschichtsmagazin» дана четкая формулировка ситуации: «Именно Нур ад-Дин Занги превратил исламский
мир в силу, способную победить крестоносцев, а его политический наследник Салах
ад-Дин (Саладин) стал тем, кто сорвал плоды победы». (оригинал на немецком:
«Wehranlagen zur Zeit der Kreuzzüge», Marcel Schwarzenberger, publiziert am 04. November 2003 in «Chronico. Geschichtsmagazin»)
В вышедшем в 2013 году труде А.В. Владимирского
отмечается: «У азиатских народов,
особенно кочевых, к которым и принадлежал Саладин со своим тюркским войском,
традиция была иная. Кочевники привыкли воевать на широких просторах,
первоначально главный упор делая на легкую конницу, способную быстро
перемещаться по степи».
«…
Саладин в своей империи также преимущественно опирался на тюркских воинов (хотя
немалую роль в его войске играли и курды, впрочем, в значительной мере
тюркизированные)». (А.
В. Владимирский. «Саладин. Победитель крестоносцев» Издательство:
«Эксмо», 2013)
Значительные подробности о походах Салах-ад-дина,
его тюркских корнях и окружении описаны в книге французского писателя Маалуф
Амина «Крестовые походы глазами арабов». (Перевод с французского: Лащук И.Л. по изданию Amin Maalouf. «Les croisades vues par les arabes». Paris, 1983).
Парадоксально,
но события 1000-летней давности, борьба между Западом (католической Европой) и Востоком (мусульманским
миром) за святые земли Шама (общее название стран восточной части Средиземного
моря: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.), Хиджаза
(священные Мекка и Медина) и всего Ближнего Востока во многом схожи с тем,
что происходит на этих территориях в наши дни. Ныне новым «крестовым походом»
называют события «арабской весны» и проект «Большого Ближнего Востока»
осуществляемый Западом (в первую очередь США) на мусульманском Востоке. Опять
ареной столкновений являются Египет, Сирия и весь Ближний Восток, в первую
очередь святые земли, которые играют ключевую роль в эсхатологии
мусульман, христиан и иудеев.
Атабеки Азербайджана XII-XIII вв., источник www.strategium.ru |
Возвращаясь к родине предков Салах-ад-дина, отметим,
что Двин и территорию нынешней Армении в течение долгого периода: с раннего
средневековья и до XIX
века называли Азербайджаном, о чем
было приведено в предыдущих главах большое количество источников. Вот еще
несколько средневековых источников по этой теме:
Мусульманский
историк XII-XIII вв. Ибн аль-Асир:
XI,
115-16. В этом,
557 [1161/2], году в ша'бане [июле], собравшись в большом количестве, до
тридцати тысяч воинов, курджи вторглись в страны ислама и направились к
городу Двин в Азербайджане, овладели им, ограбили его и убили около десяти
тысяч человек из его жителей и из населения его округа; они взяли в плен многих…»
«XII, 76. В
этом, 599 [1202/3], году курджи захватил город
Двин в Азербайджане, разграбили его, разгромили и произвели большую резню
среди его жителей. Как он (Двин), так и
все области Азербайджана принадлежали эмиру абу-Бекру, сыну Пехлевана…» (ИБН АЛ-АСИР. (ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ) ТАРИХ
АЛ-КАМИЛЬ. Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода
истории) Ибн-ал-Асира. Баку. АзФан. 1940 г.)
Государственный
деятель и учёный-энциклопедист XIII-XIV вв. ФазлАллах
Рашид-ад-Дин:
«В
[месяце] шабане 557 г. х. [1161-1162 гг. н.э.] из Гурджистана [Грузии] в город
Довин, принадлежащий к округам Азербайджана,
явилась тысяча человек;» ((пер. Л. А. Хетагурова) Текст
воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. («ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ») «Сборник
летописей». Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР. 1952)
Арабский
историк IX-X вв. Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам
ал-Куфи:
« Затем Абу Муслим отправился с этого места в один из городов
Азербайджана — Нахичеван, захватил его, собрал харадж и распределил его
среди своих сподвижников. Отсюда он
направился к городу Дабил, осаждал его в течение четырех месяцев, но взять
не смог». (пер. Буниятова. З.М.) Текст приводится по изданию:
Абу Мухаммад ибн А'сам ал-Куфи. «Книга
завоеваний». Баку. 1981
Мусульманский
ученый и путешественник XII-XIII вв.
Йакут-ал-Хамави:
«ДАВИН
(ДВИН) — город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана».
(Йакут-ал-Хамави.
«Му'джам ал-Булдан» - АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРАН (Сведения об
Азербайджане). Перевод с арабского З. М. Буниятова и
П. К. Жузе. Издательство «Элм», Баку-1983)
Согласно вышеприведенному автору,
становится ясно, что в средневековье территорию Аран (Кавказская Албания)
считали частью Азербайджана. Уместно будет привести и армянского историка XVII
века Аракела Даврижеци, который обозначает территорию нынешней Армении и город
Ереван, как часть Азербайджана:
«По
обычаю, принятому у царей [персидских], собирать юношей и девушек из всех стран
царь шах Аббас послал одного из своих нахараров по имени Байиндур-бек, а с ним
и евнуха в область Атрпатакан
собирать юношей и девушек для царя. И они добрались
до города Ревана». (Аракел Даврижеци. «Книга историй».
ГЛАВА 24 - О поучениях и патриаршестве владыки Мовсеса, а вместе с тем и о
восстановлении светозарного Престола Эчмиадзинского. М. 1973 (пер. Л. А. Ханларян)).
продолжение
следует…
Дополнительно по теме (Видео, хутба):
17 коммент.
Да, ребят, железная у вас логика. Ничего не скажешь. Как не пиши (про Коран, про Саладина ....), все равно без армян не обойтись. Ох уж эти армяне, нехорошие ребята, ай, ай, ай. все испортили и присволили
ReplyСуупуерр! супер факты!!!!
ReplyБольшинство источников - не относятся к нашему времени. Но, конечно, вы можете поспорить и со средневековыми авторами..,.
ReplyДаже отец пророка Ибрахима(Авраама) по разным источникам носил имя Azər, а по другим источникам Тарик(Тарих). Даже по мнении Харуна Яхйи нынешние азербайджанцы являются прямыми потомками Азера. О нем здесь уже упоминалось в начале этой научной статьи. Беда в том что, эта личность проявлялся в истории, в религиозных преданиях, легендах со схожими но чуть в изменененных произношениях именами, со схожими чертами, со схожими судьбами, со схожими эпитетами. Озирис(Осирис), Асар - древнеегипетские боги , Один скандинавско-викинский бог и т. д. являются другими вариантами Азера. По этому и существует в календаре древнеиудейской месяц Адар (то есть Odər) и в зроастризме (как и сейчас в Иране) зимний месяц (в основном январь) называлась как Azər. Почему именем Божества или именем отца пророка называют самые холодные месяцы. Ведь и слово Оdər и слово Azər -в азербайджанском языке, в тюркских наречиях означало смысл Огонь, Пламя (оттуда их смысл передалась и арабскому и персидскому языку и даже русскому языку). Почему назван месяц именем божеств и т. д.? А месяцы в древности тогда какраз и называли именами божеств, царей и т. д. В поздних, искаженных многобожиях (в язычестве) древности в пантеонах религий разных народов боги занимали 32-иерархии. 20-из них отделяли оставалась 12-главных богов. И ихними именами иногда называли 12-месяцев. Почему имя Азера Одера (которая означает Огонь)- назван самый холодный месяц зимы? Потому что в эту холод садились вокруг костра. Даже сейчас в Турецком календаре месяц январь прямо так и называется как Оджаг (что в переводе означает Костер (Очаг), то есть тот же самый Огонь ). Куда бы не клонили все корни огня в других языках- возвращается к сново, к первоисточнику. То есть Азербайджану.
ReplyСпасибо Сименол за интересные мысли! Несомненно тема Азара-Озириса-Одара-Азера требует глубокого междисциплинарного изучения, которое может прояснить многие темные моменты нынешней концепции Древней истории мира
ReplyРизван, вы правы. Эта тема требует глубокого дисциплинарного изучения. Но дело в том, к каким именно дисциплинарным и научным методам опираться в этих новых исследованиях? Если опереться на методы нынешних западных историографов, антропологов и хронологии, то сново выйдет путаница. А те "научные" методы на которых они опираются это те же самые радио-углеродные анализы которые при трехзначных, пятизначных цифрах (датировок) выдают очень явные, большие погрешности. И те "древнеримские", "древнеидуейские", "древнегреческие" фантомные источники -существуют на безосновательных "ссылках"средневековых западных авторов с эпохи ренессанса до наших дней. А никаких подленников нет. Только ссылки. Я "шестой, прочел об этом о "первом" и о его книге, в трудах "пятого", а тот узнал об этом у "четвертого", а "третий" услышал об этом у "второго"-о том что именно писал "первый". Разумеется такие источники не могут быть подлинными. Единственными правдивыми источниками в этом плане являются только восточно-мусульманские, арабские и тюркоязычные источники да и то, только на 85-90%. Я хотел еще немного сказать о происхождении Салахаддина Айюби. Безусловно Салахаддин не являлся ни арабом и даже не курдом. Он же стоял во главе тюркской армии, с какой стати ему быть курдом? Даже сами Шаддадиды никогда не были ни курдами, ни арабами и ни персами. Это выгодно было тем, кто не хотел приписывать происхождение Салахаддина ни к арабам, ни к тюркоязычным народам. Почему? Потому что они не хотели чтобы весь мир знал о том что Спасителем "Царствия Небесного" вновь стали один из этих двух больших, многочисленных этносов. По этому стали раскручивать тему о "курдстве" Салахаддина. Вместе с тем существуют и письменные научно исторические данные о том что Салахаддин действительно был азербайджанцем. Например: средневековый арабский ученый, историк и богослов Исмаил ибн Касир (1301-1373) в своей книге "Аль-Бидайа ва-н - Нихая" (который состоит из 15-томов и переведена на тюркский язык) в его 12-х и 13-х томах несколько раз указывает на этническое происхождение Салахаддина называя его выходцем из тюркского рода, и ниразу не проронил там ни слово о курдах. Он даже в одном месте добавляет "Салахаддин Айюби был одним из тюркских принцев". Совершенно очевидно что речь идет о том периоде когда он еще не освободил Кудусь(Иэрусалим). В те времена арабы не видели особой разницы между между сельджукскими тюрками и азербайджанцами из за языкого сходства. Один из современных турецких исследователей, ученый-историк Рыза Зельют тоже подверждает это. И вместе с тем добавляет что европейские "мюсташрифы", то есть ориенталисты еще с середины 19-века начали выдумывать и внести новую "курдскую" идентификацию во многие исторические и культурные процессы. Именно с этих времен появился новый термин "курдистан" придуманный европейскими ориенталистами в 1860-1870 х годах.
ReplyБраво Сименол! Из ваших комментариев хорошие материалы получатся - не хотите попробовать?
ReplyХочу.
Replyвсяческую посильную поддержку в публикации и распространении гарантирую :)
Replyжду продолжения
Replyскоро собираюсь издать книгу по этому циклу статей - оповещу всех вас мои дорогие
ReplyСтатьи уважаемого Ризвана Гусейнова всегда серезны и интересны. Я, автор, завершивший книг "Генезис Тюрка и Тюркского Языка" и ее английского варианта "Genesis of Turk and Turkish Language", каждая по 810 страниц (скоро должны выйти в Америке), составленных на основе новых переводов клинописных текстов по тюркски, всегда восхищаюсь поисками Ризван меуллиме. Спасибо дорогой. Выводы Сименола.привлекательны. Молодцы ребята! Др. Тариел Азертюрк -США
Replyочень рад знакомству и поддержке Тариель бей! Буду ждать с нетерпением выхода в свет Ваших книг. Тоже готовлю книгу по истории Азербайджана, начал уже поиск спонсоров для издания ее. Если не ошибаюсь - это Ваша статья http://kumukia.ru/tayna-tarkinskoy-nadpisi-2.html
Replyс уважением, Ризван
...а что не нравится-то, Анонимный вы наш?
ReplyСпасибо Ризвану Гусейнову и всем кто занимается с историей и разрушением исторических фальсификации.Несомненно каждый АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ помогая выпустить таких книг мог бы внести свой вклад во имя процветания нашего народа.МОЛОДЦЫ!
ReplyЕсли покапаться в архивах мное можно найти. К сожалению после захвата РИ Каджарское государства Ирана (как они называли его Персия) они разграбили библиотеку Шаха в г. Ардебиль. Оттуда болшинство рукописей попало в Матадаран в Эчмиадзине. И естественно не доступно мировой истории.
ReplyАссаламу Алейкум Ризван Муаллим, давно изучаю этно-население Азербайджана однако, нигде не могу найти доставеную или хоть как то похожую на правду информацию, если у вас есть книгт или карты, хотел бы их увидеть в ваших статьях, Zehmetuze cok sag olun, Allah kemek olsun
Reply